Народный художник России, знаменитый театральный художник Борис Асафович Мессерер, – это человек из выдающейся и гениальной семьи со своей не менее уникальной жизненной и творческой биографией.
Сын гениальных родителей
Борис Асафович – потомок известной династии Мессереров. Он родился 15 марта 1933 года в Москве. Отец Бориса Асаф, начав с пятнадцати лет заниматься балетом у педагога Михаила Мордкина, уже в восемнадцатилетнем возрасте был зачислен в основную труппу Большого театра. За тридцать лет своей деятельности танцевал ведущие партии в русских и зарубежных классических балетах, был выдающимся педагогом и балетмейстером, проводил занятия как дома, так и заграницей, был награжден орденом Дружбы народов, двумя Сталинскими премиями, тремя орденами Трудового Красного Знамени. Кроме того, Асафу Михайловичу было присвоено звание «Народного артиста СССР». Мать Бориса Асафовича – уважаемая в своей стране актриса немного кино, которая позднее стала еще и художницей по костюмам, Анель Судакевич. Интересный факт, что именно она создала небезызвестную клетчатую кепку любимейшему клоуну и артисту цирка Олегу Попову.
Маленький Борис брал пример не только со своих знаменитых родителей. Его семью поистине можно назвать «рассадником талантов». Среди его родственников каждое второе имя стало нарицательным. Одна тетя будущего художника Суламифь успешно занималась балетом. Другая тетя Рахиль играла в немом кино, а его дядя Азарий талантливо выступал на сцене театра. Двоюродной сестрой Бориса была знаменитая во всем мире балерина, народная артистка СССР, руководитель Римского театра балета и Испанского национального балета Майя Плисецкая. Совершенно не удивительно, что сам Борис Асафович, воспитываясь в таком творческом окружении, стал достойным продолжателем рода Мессереров и ярким представителем культуры России.
Начало творческого пути
Будущий театральный сценограф, видимо, унаследовал художественные способности у своей матери. Рисуя с детства, после окончания школы Борис побоялся идти сразу в художественный ВУЗ, думая, что не сможет сдать вступительные экзамены. Поэтому молодой человек поступил в архитектурный Московский институт. Тут он познакомился со своими первыми учителями – скульптором Александром Дейнеки и иллюстратором Артуром Фонвизиным. Эти выдающиеся деятели культуры повлияли на выбор будущей профессии Бориса.
После окончания института юный архитектор активно принимал участие в работе над панно «Москва» для крупной Всемирной выставки достижений «ЕХРО-58» в Брюсселе. Вместе с ним трудились мастера своего дела искусствовед и художник Аполлинарий Васнецов, советский психолог Даниил Эльконин, театральный режиссер Андрей Гончаров. В последующие годы Борис участвовал в десятках московских, региональных, всесоюзных и зарубежных выставках. В это время начинает заниматься также оформлением книг.
Театральный путь художника
И все же главный аспект в творческой жизни Бориса Мессерера – это театральная работа. О своем переходе на это поприще сам автор более ста пятидесяти оформлений для театральных и оперных спектаклей в одном из интервью эфира радио «Свобода» в программе «Культ личности» с Леонидом Велеховым говорил: «В те годы в театре спасались многие художники, так как тут существовало понятие условности. А в живописи – нет. Продавали картины через салоны, где руководил свой худсовет. Намек на нестандартное изображение – и картину отвергали».
Первый опыт Борис получил, работая в молодом театре «Современник». На его подмостках со сценографией художника весьма успешно были поставлены следующие спектакли: «Третье желание» в постановке Евгения Евстигнеева, «Белоснежка и семь гномов» в постановке Олега Табакова, «Сирано де Бержерак» в постановке Олега Ефремова и многие другие.
Кроме плодотворного сотрудничества с «Современником», творчество Мессерера тесно связано с работой в Большом театре, академическом театре им. Евгения Вахтангова, Московском театре Сатиры, драматическом театре имени Пушкина, Государственном академическом театре имени Моссовета. Кажется, что уже не осталось ни одного знаменитого театра, где бы ни творил выдающийся сценографист.
Почему же его оформления были и остаются самыми востребованными и знаменитыми в сфере театра? Борис Мессерер остается верен своим принципам и является одним из немногих уважаемых наследников классического театрально-декоративного искусства. Его декорации с самого начала поражали своей объемностью и пространственностью. Они не только конструктивны и пластичны, но в них еще можно увидеть неожиданный заряд динамики. А иногда, напротив, в декорациях ощущается выразительный минимализм. Например, в комедии «Назначение» в качестве основной декорации на сцене стояла одна дверь, которая в определенный момент превращалась в скучный стол заседаний.
«Мы с ней тридцать лет воевали»
Борис Мессерер был женат два раза. Первая супруга Нина Чистова танцевала на сцене Большого театра. Но главной любовью его жизни была и остается знаменитая поэтесса Белла Ахмадулина. Встретил он ее случайно, прогуливаясь с собачкой на улице. Но влюбился, увидев, как однажды она зашла в дом вся в снегу, без шапки и со снежинками на волосах. Удивительно, но Борис до знакомства с Беллой не читал ее стихотворений и не интересовался творчеством своей будущей жены. По его словам, их он полюбил намного позже.
Самым главным в их отношениях были схожие взгляды в основных вопросах об оценке людей и об ощущениях в искусстве. В сфере повседневности Борис называл жизнь «тридцатилетней войной по мелким бытовым поводам». Но, несмотря на это, их брак оказался сильнее всех предрассудков и пересудов. Борис до последних дней поддерживал и любил свою вторую половинку. После ее смерти художник увековечил память о поэтессе в виде памятника в Тарусе.
В настоящее время восьмидесятидвухлетний Борис Мессерер активно продолжает свою творческую деятельность. Работает над оформлением спектаклей, готовит собственные выставки и пишет картины.
Комментарии
Гость - 21 марта 2017 - 10:35
Оказывается, он наш современник!
Добавить комментарий