Биография Марины Расковой

Марина Раскова
Дата рождения (день и год): 
14.03.1912
Возраст:
30
Дата смерти: 
04.01.1943
Место рождения: 
Москва
Знак зодиака: 
Рыбы
Семья: 

Дети - Раскова Татьяна
Родители - Михаил Дмитриевич, Анна Спиридоновна

Марина Михайловна Раскова – советская летчица, майор военно-воздушных сил КА. Она стала первой женщиной, получившей золотую звезду и звание Героя Советского Союза. Биография Марины Расковой была яркой и героической, несмотря на то что прожила она всего 30 лет.

Детство и юность

Марина Раскова (девичья фамилия Малинина) появилась на свет в Москве 15 марта 1912 года (по новому стилю 28.03) в семье артиста оперы и учительницы. Михаил Дмитриевич Малинин (1853-1919) был оперным певцом, педагогом по вокалу, антрепренером. Погиб в возрасте 66 лет (в 1919 году), попав под мотоцикл.

Мать Анна Спиридоновна (1882-1954), в девичестве Любатович, работала преподавателем в школе в таких городах, как Вязьма, Торжок, Москва. На пенсии жила вместе с семьей Марины. Кроме дочери, семья воспитывала сына Романа (1908-1989), который выучился на радиоинженера.

Марина Раскова с мамой и братом
Марина Раскова с мамой Анной Спиридоновной и братом Ромой

Сначала Марина окончила семилетнюю школу. Старшие классы прошли в школе с программой углубленного изучения химии. Одновременно она посещала консерваторию, где обучалась в детском отделении, после этого продолжила образование в Музыкальном техникуме, носящем имя Рубинштейна. Среднюю школу она окончила в 1928 году.

По окончании химической школы она получила направление на практику в лабораторию Бутырского анилинокрасочного завода. Первые полгода Марина работала лаборанткой, затем, успешно сдав на квалификацию, получила статус химика-аналитика.

Начало карьеры

Марина начала работать чертежницей в аэронавигационной лаборатории в Военно-воздушной академии РККА (сейчас это Военно-воздушная инженерная академия) им. Н.Е. Жуковского в 1932 году. Со слушателями учебного заведения она посещала лекции, а также приходила на практические занятия.

Постепенно Марина увлеклась аэронавигацией. По книгам способная девушка сама постигала мастерство штурмана, а заодно и такие дисциплины, как физика, высшая математика, метеорология, радиотехника, астрономия. На нее обратил внимание преподаватель академии А. Беляков, который в дальнейшем занял пост начальника кафедры аэронавигации.

Он помог Марине в изучении наук. Вскоре ей поручили сделать фотосъемку и описать отрезки новой гидроавиалинии Одесса – Батуми. Инженерному составу была нужна информация об условиях местности. Марина провела исследование акватории Азовского моря, а также Кавказского и Крымского побережья.

Марина Раскова
Результаты проделанной работы показали, что Раскова овладела мастерством штурманом
В 1934 году Марина успешно выдержала экзамены на штурмана Гражданского воздушного флота. Ее взяли в качестве инструктора в аэронавигационную лабораторию, а вскоре она начала преподавать штурманское дело в Военно-воздушной академии.

Во время практических занятий Марина совершила множество полетов на легких и тяжелых самолетах, а также была посредником на учениях – она летала рядом с эскадрильей и отмечала действия слушателей академии, которые выполняли функции командиров отрядов и эскадрилий. Если они выносили неправильные решения, которые представляли угрозу безопасности, она, будучи посредником, должна была брать командование на себя и вести эскадрилью на аэродром.

Становление пилота

В 1934 штурман Раскова поступила в летную школу, которая осуществляла свою деятельность при Центральном аэроклубе и окончила ее в 1935 году. В качестве штурмана она участвовала в Первомайских парадах, проводившихся в Москве на Красной площади в 1934 и 1935 гг.

В 1935 она принимала участие в первом групповом женском перелете в качестве пилота по маршруту Ленинград – Москва. С 1937 по 1939 Марина работает в НКВД штатным консультантом. Затем там же занимает должность оперуполномоченного в отделении по обслуживанию авиации.

В 1937 она принимала участие в гонках легких самолетов по маршруту Москва – Севастополь – Москва в качестве штурмана. Несмотря на то что самолет был устаревшим, а участие в гонках внеконкурсным, в Севастополь он прибыл четвертым, а в столицу шестым, и произошло это исключительно благодаря ее штурманскому мастерству.

В том же 1937 Раскова в паре с Валентиной Гризодубовой совершила беспосадочный перелет по маршруту Москва – Актюбинск. Летчицами был установлен новый женский международный рекорд дальности полета, который составил 1443 км по прямой.

Марина Раскова, Вера Ломако и Полина Осипенко
Марина Раскова, Вера Ломако и Полина Осипенко

В 1938 году женский экипаж побил рекорд беспосадочного перелета, который совершили на гидросамолете Марина Раскова, Вера Ломако и Полина Осипенко по маршруту Севастополь – Архангельск. Марина выучилась на радиста, чтобы иметь возможность установить рекорд с наименьшим количеством членов экипажа.

Легендарный перелет

В сентябре 1938 экипаж, состоящий из трех женщин – Расковой (штурман), Осипенко (второй пилот) и Гризодубовой (командир), совершил беспосадочный перелет на самолете АНТ-37 по маршруту Москва – Дальний Восток. За 26 часов и 29 минут самолет под управлением отважных летчиц преодолел 6450 км.

Был установлен женский мировой рекорд дальности полета. За этот перелет, а также проявленные во время его выполнения героизм и мужество все члены экипажа были удостоены высшей награды – золотой звезды Героя Советского Союза. Три летчицы стали первыми женщинами, получившими это звание.

Марина Раскова, Полина Осипенко и Валентина Гризодубова
Марина Раскова, Полина Осипенко и Валентина Гризодубова

Самолет «Родина» взлетел 24 сентября с аэродрома в Щелкове. Он почти сразу оказался в толстом слое облаков. Штурману пришлось вести его по приборам. Большую часть времени полет проходил в условиях сильной облачности. Девушкам пришлось надеть кислородные маски.

Температура за бортом и в кабине опускалась до –35 градусов. Началось оледенение, лед с пропеллера приходилось сбивать, увеличивая обороты винта. Самолет бросало из стороны в сторону, болтанка почти не прекращалась. За Уралом связь начала обрываться. В какой-то момент радиоаппаратура осталась без питания, и остальную часть времени связи с землей не было. В таких условиях экипаж миновал Хабаровск, затем Комсомольск-на-Амуре.

После того как самолет вырвался из облачности, оказалось, что он находится над Охотским морем. После разворота к берегу командир направила машину к аэродрому Комсомольск по самому короткому пути, но шансов на успешный исход было мало из-за нехватки топлива, которого оставалось всего на полчаса.

Гризодубова была вынуждена посадить самолет в глухой тайге недалеко от реки Амгунь. На 30-м часу полета моторы перестали работать, и штурман Раскова по приказу командира покинула самолет, выпрыгнув с парашютом, поскольку при посадке на фюзеляж стеклянная кабина штурмана, расположенная впереди внизу, не оставила бы шансов спастись.

После приземления Марина оказалась в тайге, где вокруг не было ни одного человека на сотни километров. Она добиралась одна, имея при себе револьвер с ножом, а из съестного только две плитки шоколада.

Она шла 10 дней по таежному лесу, несмотря на голод и холод, пока ей не встретились люди. Ей было на тот момент всего 26 лет. После героического перелета в 1939 году М. Раскова написала автобиографическую книгу под названием «Записки штурмана».

Личная жизнь

В 1929 году Марина вышла замуж. Ее избранником стал Сергей Расков, который работал инженером в лаборатории завода, где трудилась и сама будущая летчица. Спустя год в молодой семье случилось пополнение – на свет появилась дочь Таня. В 1935 году супруги развелись. Муж Марины не одобрял желание жены быть летчицей.

Марина Раскова с дочерью Таней
Марина Раскова с дочерью Таней

Годы войны

В самом начале войны Раскова вынесла предложение создать летные подразделения, состоящие из одних женщин. Сначала идею никто не поддержал, но упорная летчица, пустив в ход все свое влияние, все-таки добилась положительного решения от Сталина, после чего было сформировано три авиационных женских полка:

  • 586-й истребительный с самолетами Як-1;
  • 587-й бомбардировочный с Пе-2;
  • 588-й бомбардировочный ночной с По-2 (в дальнейшем получил название «ночные ведьмы»).

Эти полки отличались тем, что состав их был полностью женским – от поваров до командиров. В январе 1942 года Раскова стала командиром 587-го бомбардировочного авиационного полка. В этом же году она получила звание майора.

«Ночные ведьмы»
«Ночные ведьмы»

Гибель

Так случилась, что смерть ее настигла не в бою. Раскова погибла 4 января 1943 года, когда ее подразделение возвращалось на фронт после переформирования. При перелете по маршруту Арзамас – Саратов она попала в сложные метеорологические условия около села Михайловка. Сначала летчицу похоронили в Саратове, но впоследствии останки перевезли в столицу для торжественного захоронения в Кремлевской стене.

Память и награды

В мае 1943 года 587-й бомбардировочному авиационному полку за боевые действия на Северо-Казахском и Донском фронтах присвоили имя Героя СССР М. Расковой. В сентябре его переименовали в 125-й гвардейский бомбардировочный авиаполк имени Героя Советского Союза М. Расковой. В 1943 году имя героической летчицы в Москве получили улица, переулок и площадь, находящиеся в районе Ленинградского проспекта.

Саратовская школа №93 носит имя Марины Расковой. На базе учебного заведения более 50 лет действует музей боевой славы, который посвящен женским авиационным полкам, сформированным Расковой во время войны в Саратовской области.

Также памятник летчице скульптора Тимофеева был установлен в городе Энгельсе в 1953 году рядом с Домом офицеров. В 2020 году его реставрировали и перенесли в Саратов в сквер имени Марины Расковой. В том же 2020 году в Энгельсе был установлен новый памятник отважной летчице работы скульптора Щербакова.

Монумент Марине Расковой
Памятный монумент Герою Советского Союза был открыт в Саратове 9 мая 1968 года напротив школы №93. Авторы композиции – скульпторы Харитонов и Ощепков

За свою короткую жизнь Марина Раскова была удостоена следующих наград:

  • Медали Героя Советского Союза «Золотая звезда».
  • Двух орденов Ленина (оба получены в 1938 году).
  • Нагрудного знака «Заслуженный сотрудник НКВД» (в 1940 году).
  • Ордена Отечественной войны 1-й степени посмертно (30 сентября 1944 года).

Именем летчицы названы:

  • Улицы в разных городах Советского Союза.
  • Поселок в Саратовской области (Расково).
  • Тамбовское высшее военное авиаучилище.
  • Грузопассажирский пароход «Марина Раскова» был спущен на воду в 1943 году и выполнял свои функции до момента гибели 12.08.1944 года в Карском море.
  • 125-й гвардейский Борисовский авиаполк орденов Суворова и Кутузова.
  • Поселок в Магаданской области.
  • Самолет типа Ту-134Ш для тренировок штурманов.

Интересные факты

  • После развода с мужем дочь осталась с отцом, поскольку Марина полностью посвятила себя летному делу, но она постоянно навещала Таню.
  • Марина Раскова погибла не на фронте. Причинами аварии занималась прокуратура Красной Армии. В ходе расследования были выявлены нарушения при подготовке и во время полета, также сказался малый опыт полетов за штурвалом. По инструкции ВВС, самолет должен вернуться на базу при плохой видимости, но летчица продолжала полет. Также погибли стрелок-радист, штурман и инженер полка. Одновременно с экипажем Расковой вылетели еще 2 экипажа 1-й эскадрильи – летчиц Ломановой и Губиной. Посадить самолет удалось только Губиной, но все члены обоих экипажей остались живы. Несмотря на это, Раскова была торжественно похоронена со всеми почестями в Кремлевской стене.

Интересное видео по теме:

    Embedded thumbnail
    Embedded thumbnail
    Embedded thumbnail
    Embedded thumbnail

Добавить комментарий