Марика Туве Янссон — художница и писательница, родом из Финляндии, все её рассказы были написаны на шведском языке. Популярность ей принесли произведения о муми-троллях. Их удивительный мир до сих пор используется в дизайне различной продукции, а книги были переведены более чем на 40 языков.
Но Туве не останавливалась на чём-то одном, она увлекалась графикой, нередко рисовала карикатуры и комиксы. Женщина родилась 9 августа 1914 года в городе Хельсинки.
Творческая семья
Мать будущей писательницы была художницей, её звали Сигне Хаммарстен. Отец, Виктор Янссон, занимался скульптурой. Туве была первым ребёнком, её братья Пер и Ларс выбрали для себя профессии фотографа и художника соответственно. В интервью художница часто говорила о матери, произошедшей от древнего почитаемого рода, отец же не пользовался таким вниманием. Всё детство Марика проводила у бабушки в Швеции, возле моря.
Ещё в 15 лет Янссон начала обучение в Швеции по специальности «искусство». Девочка с детства была окружена творческими людьми, она стажировалась в Италии, Франции и Швеции. Рисунки Туве часто представляли на выставках, кроме того, девушка участвовала в театральных постановках, и создавала иллюстрации для печатных изданий.
Мать девушки работала в журнале Garm, поэтому у дочери не было препятствий на пути к публикации собственных комиксов и иллюстраций к книгам. Особым уважением в её глазах пользовались работы Л. Кэррола и Дж. Толкина.
Первые книги
Ещё во время своей первой поездки в Германию девушка нарисовала первого муми-тролля. Этот небольшой бегемот чёрного цвета имел определённое сходство с персонажами, появившимися намного позже. Но полноценную работу над рисунками и книгой Туве начала во время войны, в 1939 году. Это и не удивительно, ведь красочные позитивные персонажи создавали неповторимую атмосферу, которая помогала отвлечься от происходящих ужасов. Писательнице захотелось создать сказку.
Первоначально персонаж муми-тролля стал своеобразной визитной карточкой Янссон, она постоянно рисовала его рядом с подписью в журнале. У создания были разные эмоции на лице, длинный хвост и небольшие ушки, напоминающие рога. Оно было слегка угловатым, но через некоторое время приобрело известные округлости.
Сам сюжет произведений в некотором роде был заимствован из фольклора, но большую часть его сочиняла сама писательница. Частично она черпала идеи из собственного детства, взрослея вместе со своими героями. Очень важен в рассказах образ дома и семьи. Это место показывается как максимально безопасное, где всегда поддержат и поймут. В следующих произведениях автор постепенно показывает, что в мире не всё так гладко и хорошо, но одновременно с этим она учит детей не разочаровываться.
Не менее важным в сочинениях Янссон является мотив свободы. Она помогает людям понять, что каждый имеет право на собственное мнение и самореализацию, нельзя навязывать другим свои представления о мире. Примечательно, что из-под её пера вышли и более взрослые произведения. Девушка описала своё детство в повести «Дочь скульптора», также в 1970-х годах было опубликовано несколько сборников — «Игрушечный дом», «Слушательница» и роман «Город солнца». Критики относили эти сочинения к стилю реализма.
Художественные работы
До 28 лет Туве проживала вместе с родителями, поэтому в душе она оставалась ребёнком в течение длительного времени. В 1942 году она съезжает в отдельную квартиру, там был написан «Натюрморт с нарциссами», олицетворяющий её отношение к жизни. Картина насыщена светлыми и приятными красками, её можно назвать солнечной.
В квартире девушки была оборудована большая мастерская в светлых тонах. В том же здании творила её возлюбленная художница Тууликки Пиетиля. Именно там они отпраздновали завершение военного периода. Девушки нередко проводили вечеринки для других представителей современного искусства. Писатели и художники гуляли до утра.
Сохранилось большое количество автопортретов Янссон, благодаря им нетрудно проследить её отношение к себе и изменения. В 1940 году была создана картина «Курящая девушка», которая олицетворяла независимость и своенравный характер женщины. Через два года после этого Туве изобразила себя в рысьем боа. Ей нравилась эта работа разницей в мягкости костюма и строгости черт лица. Мужской пиджак давал понять, что женщина не собирается уступать кому-либо в сфере искусства, она заслуживает точно таких прав, как и её коллеги мужского пола.
Некоторым критикам были не по душе картины художницы, поскольку многие из них не были до конца закончены. Также она отличалась любовью к огромному количеству деталей, которые перегружали полотна. Но после поездки во Францию и Италию в 1948 году Туве смогла исправить свои ошибки, прогресс был очевиден даже для самых придирчивых посетителей выставки.
За свою жизнь женщина успела получить немало наград. В 1952 году её премировали от лица муниципалитета Стокгольма, некоторое время спустя Туве удостоилась медалей Ганса Андерсена и Сельмы Лагерлеф. Также её наградили польским орденом улыбки. Иногда её напрягала коммерциализация произведений, поэтому со временем писательница решила направить свои творческие силы в другое русло, занявшись живописью и написанием романов.
Девушка не боялась выражать своё отношение к происходящему, она рисовала политические карикатуры, смело подписывая их собственным именем. Янссон всегда была пацифисткой. Туве запомнилась всем как человек, который отлично понимает психологию детей. Каждый из её рассказов вызывал у людей множество эмоций, начиная с раннего возраста. Девушке удавалось особенно тонко передавать все чувства, с которыми сталкивались дети, она помогала им поверить в себя, сформироваться как личность.
Личная жизнь и семья
В 1930-х годах другом семьи и любовником женщины был художник Сам Ванни. Она рисовала его портрет, по которому уже нетрудно определить его влияние на творчество Туве. После расставания они остались друзьями, как и всегда в случае с отношениями Янссон. Она не видела смысла тратить время на мелкие ссоры. Девушка подружилась с женой бывшего партнёра, они совместно путешествовали.
Ещё во время войны у художницы был роман с коллегой Тапио Тапиоваара, немногим позже она завела отношения с журналистом Атосом Виртаненом. Мужчина был редактором социал-демократического издания, а также членом парламента. В течение некоторого времени они даже были помолвлены. Но Янссон была непреклонна насчёт вопросов брака и детей, поэтому пара рассталась. Эта ошибочная связь стала последней каплей, после которой Туве осознала, что её тянет к женщинам.
После войны женщина познакомилась с режиссёром Вивикой Бадлер, они начали встречаться. Обе девушки были несказанно счастливы в отношениях, но избранница Туве была замужем, кроме того, гомосексуальность не одобрялась в Финляндии того периода. Но их любовь навеки осталась в произведении о муми-троллях, которое называлось «Шляпа волшебника». Даже после завершения романа они продолжили общение и творческое сотрудничество. В 1951 году бывшие возлюбленные вместе путешествовали.
Следующая девушка, которая и стала судьбой Янссон, повстречалась ей на вечеринке. Художница Тууликки Пиетиля пригласила Туве к себе послушать записи джаза, после этого они были неразлучны. Писательница влюбилась без памяти, она неоднократно посвящала строки своей новой девушке. Это чувство вдохновило её на создание новых историй про муми-троллей. Примечательно, что каждый важный человек из жизни Туве рано или поздно был запечатлён в книгах.
Осенью 1959 года любящие женщины отправились в большое путешествие через всю Европу. Рождество они отмечали в Париже, через девять лет после этого пара вернулась в прекрасный город. 27 июня 2001 года в возрасте 86 лет писательница умерла от кровоизлияния в мозг. Её похоронили в Финляндии.
Добавить комментарий