Сергей Дягилев – русский импресарио и меценат, открывший миру талантливых художников, артистов балета, композиторов. Принимал самое активное участие в популяризации русского искусства за рубежом.
Ранние годы
Сергей Дягилев появился на свет 31 марта 1872 года. Он родился в деревне Селище Новгородской губернии, в дворянской семье. Детство Дягилева прошло в Петербурге и Перми. Отец Павел Павлович, полковник и потомственный дворянин, рано овдовел – его жена умерла, когда Сергею было несколько месяцев. В 1873 году отец познакомился с дочерью инженера Панаева Еленой. В 1874 году они поженились. Елена Валериановна любила Сергея как родного сына и заменила ему мать. Семейство проживало в Петербурге на улице Фуршетной.
Зимой они часто отправлялись за границу, а лето проводило в Перми, где у них был дом, построенный в стиле позднего классицизма. Во владении у Дягелевых были винокурни в Пермской губернии и завод по производству водки в Бикбарде. В петербургском особняке Дягилевых проводились музыкальные вечера, на которых выступала певица А. Панаева-Карцева, а также приезжал в гости М. Мусоргский. Благодаря своим родителям, которые очень любили музыку, Сергей с юных лет заинтересовался искусством. Он с детства занимался игрой на фортепиано и обучался вокалу.
Когда Сергею Дягилеву было 15 лет, он написал первый романс.
Дела у семьи Дягелевых шли неважно, в 1879 году по финансовым причинам они уехали из Петербурга и поселились в Перми. Их дом по-прежнему был центром культурной жизни, здесь проводились музыкальные и литературные вечера. В Перми Сергей окончил гимназию. В 1890 году он вернулся в Петербург и поступил в университет на юридический факультет. Одновременно с учебой в университете он посещал консерваторию, где брал музыкальный уроки у Римского-Корсакова. В 1896 году он окончил юридический факультет, но заниматься юриспруденцией не стал, выбрав на тот момент художественное искусство. Спустя несколько месяцев им была организована первая выставка картин.
С. Дягилев в юности
Русский период
В конце девяностых в Петербурге прошла целая серия выставок современных российских и европейских художников. Дягилев стремился сблизить мировое искусство с русским и познакомить публику из России с искусством Европы. В 1897 году была организована выставка картин немецких и британских художников, написанных акварелью. В 1898 году прошла выставка художников из России и Финляндии, где впервые были представлены работы Врубеля, Коровина, Малявина. Тогда это вызвало непонимание в среде российских ценителей изобразительного искусства. В том же году Дягилев представил картины прогрессивных российских художников в Германии, где они были высоко оценены. Это был большой успех, однако устраивать такие экспозиции было весьма затратно. Дягилев не имел на это средств, но смог заручиться поддержкой влиятельных лиц, таких как князь Владимир Александрович, а затем и сам Николай II.
В конце 90-х он собрал вокруг себя единомышленников, которые создали объединение под названием «Мир искусства» и одноименный журнал, первый номер которого вышел в 1898 году. Дягилев руководил изданием совместно с Бенуа. Финансовую поддержку они получали т княгини М. Тенишевой и С. Морозова. Сергей Павлович сам разработал внешний вид и формат журнала, а также писал для него статьи.
В 1905 году Дягилевым была открыта выставка русских портретов 17-18 веков в Таврическом дворце. Для экспозиции он составил каталог с описаниями представленных картин и информацией о художниках. Оформлением выставки занимался Бенуа. Через год, в 1906 году, произведения русского искусства выставляли в Париже. Выставка русского искусства и скульптуры проходила в Осеннем салоне и заняла двенадцать залов. Были представлены как работы современных авторов (Серова, Кузнецова, Бенуа, Репина, Рериха, Сомова и др.), так и образцы былых времен, в числе которых старинные русские иконы.
В 1899 году князь Волконский возглавил Императорский театр и пригласил Сергея Дягилева на пост чиновника по особым поручениям. Одновременно с работой над выставками он активно занимался редакторской деятельностью в «Ежегоднике императорских театров» и превратил издание в полноценных журнал с рецензиями, аналитикой, календарями сезона, списками постановок и актеров, изменив его концепцию. Оформление ежегодника было роскошным – его начали печатать на дорогой бумаге, над ним работали приглашенные художники, которые разрабатывали шрифты, заставки, виньетки. В журнале было много иллюстраций, эскизов и фотографий. Дягилев занимался рекламой и сбытом издания. Он все больше времени проводил в театре и часто посещал репетиции.
Он водил дружбу с польской балериной Матильдой Кшесинской и, несмотря на конфликты, она продлилась до конца жизни.
В 1901 году Дягилев был уволен из театра с запретом занимать госдолжности. Перед этим произошел скандал, связанный с тем, что Волконский поручил Сергею Павловичу заняться постановкой балета «Сильвия» Л. Делиба. Для работы Дягилев позвал художников из «Мира искусств», что не понравилось дирекции театра. Чиновники просили Волконского отказать Дягилеву в назначении, и последний покинул «Ежегодник», а вместе с ним ушли многие художники и авторы. Сергей Павлович не держался за должность чиновника, и это увольнение далось ему легко. К тому же в этом году он уехал из России.
Заграничный период
В 1907 году Дягилев проводит в Париже Исторические русские концерты, в которых принимают участие такие композиторы, как Ф. Шаляпин, Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов, С. Рахманинов и др.
В 1908 году стараниями Дягилева за границей прошел первый Русский сезон. Главным событием мероприятия стала опера «Борис Годунов» с Федором Шаляпиным.
Однако Исторические концерты оказались убыточными, тогда на следующий год было решено представить в Париже балет, который будет особенно популярным у зрителей. В 1909 году в Париже прошел первый балетный Русский сезон наряду с продолжением оперных сезонов. В программу вошли такие балеты, как «Половецкие пляски», «павильон Армиды», «Клеопатра», «Пир», а также оперы «Псковитянка», «Борис Годунов», «Руслан и Людмила».Первые партии в балетах танцевали А. Павлова, Т. Карсавина, В. Нижинский и другие. Новаторский подход С. Дягилева в объединении в единое целое музыки, танца, декораций привел к успеху сезона, а танцора сразу же стали мировыми знаменитостями.
Первые балетные сезоны Сергея Дягилева проходили с невероятным успехом. В них участвовали такие артисты, как М. Фокин, Б. Нижинская, А. Павлова, Т. Карсавина, А. Больм, В. Каралли, В. Нижинский. С началом Первой мировой войны успех проекта пошел на спад. Кроме того, из сезонов ушел лучший танцовщик В. Нижинский. В 20-х годах русских актеров заменили иностранные, постановки лишились былой художественности. В 1929 году выступление прошло последний раз. За двадцать лет существования Русских сезонов Дягилева отношение к танцу в обществе кардинально изменилось, русский балет стал очень популярным за границей.
Личная жизнь
Сергей Дягилев не скрывал свою нетрадиционную ориентацию. Первые отношения начались у него в 18 лет с двоюродным братом Дмитрием Философовым, с которым они сблизились в 1890 году в Италии, куда вместе отправились в путешествие. Их отношения продолжались более десяти лет. Разрыв произошел из-за романа Дмитрия с Зинаидой Гиппиус.
В дальнейшем у Дягилева были романы с танцовщиками В. Нижинским, А. Долиным, Л. Мясиным, Б. Кохно, С. Лифарем, музыкантом И. Маркевичем.
Смерть
Дягилев болел сахарным диабетом. Он не мог придерживаться диет и отказывался от лечения инсулином, у него начался фурункулез. В 1929 году парижский врач рекомендовал Сергею Павловичу отдыхать, правильно питаться, лечиться в Виши термальными водами, чтобы не наступили опасные для жизни последствия. Дягилев не следовал предписаниям доктора, он ездил по городам Европы, встречался с композиторами, обсуждал свои планы, казался веселым. Вскоре у него началось заражение крови, и он перестал вставать с постели. В это время он находился в Венеции. За Дягилевым ухаживал Серж Лифарь. В ночь с 18 на 19 августа у него поднялась температура до 41 градуса. Он умер утром 19 августа, не приходя в сознание. Его похоронили на острове Сан-Микеле.
Интересные факты
- Дягилев обладал тяжелым характером, у него было немало врагов. В труппе его побаивались, он давал обещания и не выполнял их, брал в долг и не платил, задерживал гонорары артистам.
- Сергей Павлович был выдающимся организатором и руководителем, но сам никогда на сцене не выступал.
Добавить комментарий