Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) — выдающийся русский композитор, пианист и дирижер. В своей музыкальной деятельности творчески переработал принципы западноевропейской музыки, удачно сочетая традиции московской и петербургской композиторских школ.
Его сочинения отличаются глубокой эмоциональностью, необыкновенным лирическим ощущением жизни, патриотизмом и демократичностью. В своих произведениях композитор стремился передать все величие русского духа, используя язык народного распева и колокольного звона. Имя Рахманинова как пианиста стоит в одном ряду с самыми выдающимися исполнителями планеты.
Детство и юность
Сергей Рахманинов появился на свет 20 марта (1 апреля) 1873 года в родовом имении матери Онег, расположенном в Новгородской губернии. В этих местах прошло его раннее детство. Красивая природа русского северо-запада навсегда запала в душу будущего композитора, и ее образы не раз будут встречаться в его произведениях. Благодаря своей бабушке, вместе с которой юный Сергей посещал местные монастыри, он навсегда полюбил старинные русские обрядовые напевы и народные песни.
Любовь к музыке передалась композитору с кровью матери, ведь его старшие родственники имели к ней прямое отношение. Дед Рахманинова учился у Д. Фильда, а впоследствии стал пианистом, сочинял музыку и выступал с концертами в разных городах. Отец Василий Аркадьевич был от природы наделен музыкальной одаренностью, а мать Любовь Петровна с ранних лет учила играть сына на фортепиано.
Позднее его новым преподавателем стала А. Орнатская, поспособствовавшая устройству своего подопечного в Петербургскую консерваторию. Однако учеба здесь явно не заладилась, и на семейном совете было решено отправить Сергея в Москву в частный пансион профессора местной консерватории Н. Зверева. Позднее его наставниками станут также А. Зилоти и С. Танеев. В это время Сергей знакомится с П.Чайковским, предрекшим ему большое будущее.
Композиторский дебют
В 1892 году Рахманинов заканчивает Московскую консерваторию как композитор и пианист, а уже на следующий год он получил золотую медаль за оперу «Алеко», которая была написана на либретто, предоставленное всем студентам, выпускавшимся по классу свободной композиции. Это произведение очень понравилось П. Чайковскому, присутствовавшему на выпускном экзамене и поставившему Сергею пятерку с тремя плюсами. По его рекомендации оперу приняли к постановке в Императорском Большом театре. Она имела грандиозный успех у широкой публики. Критики отмечали необыкновенный драматизм произведения, его внутреннее богатство и выразительность мелодии.
Большая поддержка Чайковского, обладавшего высочайшим авторитетом в музыкальном мире, вдохновила Рахманинова на новые свершения. В это время появляется симфония «Утес», цикл «Музыкальные моменты», а также ряд романсов, среди которых «В молчании ночи тайной» и «Весенние воды». Смерть великого композитора так впечатлила Рахманинова, что он написал «Эллегическое трио», в котором гениально передал всю боль расставания со своим наставником.
Первые опусы композитора принесли ему широкую известность, но не прибавили богатства. Рахманинов вынужден был устроиться на работу в Мариинское женское училище. В 1897 году он один сезон отработал дирижером в частной русской опере С. Мамонтова и сумел поднять этот жанр на новую высоту. Вскоре Сергея Васильевича постигла новая неудача: премьера его Первой симфонии оказалась полностью провалена. Отчасти причина этого была связана с ошибочными действиями музыкантов, выступавших под управлением неопытного дирижера А. Глазунова. Внес свою лепту в фиаско и новаторский характер представленного музыкального материала. Этот провал настолько сильно повлиял на душевное состояние Рахманинова, что он на несколько лет прекратил писать музыку и даже вынужден был лечиться у психиатра. Впрочем, это не помешало ему заниматься другими делами. В 1899 году Сергей Васильевич выехал в первое международное турне как исполнитель, дав концерт в Лондоне. В это же время он неоднократно выступал вместе с Ф. Шаляпиным.
На пути к новым свершениям
Только в 1900 году композитор закончил Второй фортепианный концерт, ознаменовавший начало нового периода его творчества. В 1901 году это произведение прозвучало в Москве в авторском исполнении вместе с оркестром под руководством А. Зилоти. Второй концерт моментально обрел большую популярность и стал неотъемлемой частью репертуара лучших пианистов мира. Позднее фрагменты произведения будут неоднократно звучать в различных кинофильмах. Сразу после этого Рахманинов пишет Сонату для виолончели и фортепиано, которая оказалась наполнена поэтически-взволнованным тоном. Распевные темы произведения поражают эмоциональной насыщенностью и необыкновенной полнотой звучания.
Всеобщее признание композиторского гения Рахманинова привело его на сцену Большого театра, где он служил на протяжении двух сезонов. В этот период он написал две одноактовые оперы «Скупой рыцарь» и «Франческо де Римини», которые, правда, не снискали большой славы в отличие от «Алеко». Еще одна опера «Монна Ванна» так и осталась незаконченной. В 1906 году Сергей Васильевич отправился в путешествие на Апеннины, а затем переехал в Германию и три года прожил в Дрездене.
В 1909 году Рахманинов написал Третий фортепианный концерт, который не уступает по мелодизму и свежести вдохновения Второму концерту, превосходит его в зрелости и твердости мысли. По мнению Асафьева, именно с этого произведения начинает складываться «титанический стиль рахманиновской фортепианности». Вскоре он отправляется на гастроли за океан, а возвратившись, получает должность инспектора русской музыки.
Новая музыка
С начала второго десятилетия XX века Рахманинов увлекся крупными хоровыми формами, создав блестящие богослужебные композиции «Литургия св. Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение». В письме своему другу профессору Московской консерватории он так охарактеризовал работу над литургией: «Давно не писал...ничего с таким удовольствием». Дебютное исполнение произведения Синодальным хором состоялось в Москве в ноябре 1910 года.
В 1913 году увидело свет очередное монументальное произведение- музыкальная поэма «Колокола», написанная на слова стихотворения Э. По, переведенного К. Бальмонтом. Подтолкнуло Рахманинова к написанию музыки анонимное письмо, к которому был приложен русский перевод стихотворения По с комментарием, что он должен прекрасно лечь на музыку. Этот поэтический труд сразу запал в душу Сергею Васильевичу, и он принялся «с лихорадочным жаром» работать над своим сочинением.
В эти годы он написал несколько романсов: «Сирень», «Маргаритки» (на стихи И. Северянина), «Здесь хорошо», а также ряд небольших пьес для фортепиано. Всего в творческой биографии Рахманинова насчитывается около 80 романсов, большинство из которых он посвящал женщинам. Так, в 1916 году им были созданы шесть произведений, посвященных выдающейся исполнительнице Нине Кошиц. Сергей Васильевич неоднократно лично аккомпанировал ей на концертах и показывал свою восторженную влюбленность. После отъезда из страны Рахманинов больше не напишет ни одного романса.
Жизнь в эмиграции
В 1917 году во время революционного лихолетья, кода к власти пришли большевики, Рахманинов отправился вместе с семьей на гастроли в Скандинавию и больше не вернулся на родину. Этот шаг дался ему крайне тяжело, ведь в один момент была прервана та духовная связь, которая соединяла его со своей страной. «Уехав из страны, я потерял желание сочинять», — скажет позднее Рахманинов. В 1918 году он вместе с женой и детьми отправляется в США. Здесь он проявил себя, прежде всего, как талантливейший пианист, за четверть века давший множество концертов. Лучше всего ему удавалось исполнять собственные произведения, а также различные варианты интерпретаций сочинений композиторов-романтиков — Листа, Шопена, Шумана. Также здесь он очень редко выступал в качестве дирижера, хотя его приглашали руководить Бостонским симфоническим оркестром и оркестром в Цинцинатти.
Большая занятость во многом объясняет длительный творческий застой Сергея Васильевича. Только в период 1926/27 годов после почти десятилетней паузы он пишет свой Четвертый концерт. Причем автор несколько раз дорабатывал это произведение, посвященное Н. Метнеру. Первое исполнение концерта прошло в Филадельфии в марте 1927 года. В 1934 году Рахманинов написал «Рапсодию на тему Паганини». Это произведение включает в себя 24 вариации, посвященные 24 капрису великого итальянца, вдохновившего им не одного композитора. Рапсодию чаще всего исполняют без перерыва, но внутри она органично делится на три части.
В 1941 году Рахманинов закончил писать свое последнее произведение «Симфонические танцы». В этой симфонической сюите отчетливо слышны любимые автором церковные мотивы, а также музыкальные нотки оперы «Золотой петушок» Римского-Корсакова. Вообще, все его зарубежные сочинения проникнуты неким трагизмом, мистицизмом, осознанием отрыва от своей почвы. Несмотря на тяжелую болезнь (рак легких), Сергей Васильевич продолжал активную концертную деятельность. Всего за полтора месяца до смерти он вдохновенно играл первый концерт Бетховена, и только серьезный приступ болезни заставил его прервать гастроли. Сергей Рахманинов ушел из жизни 28 марта 1943 года в Берерли-хиллз и похоронен на кладбище Кенсико.
Личная жизнь
В жизни великого композитора было немало женщин, в разное время выступавших его музами. Среди них Верочка Скалон, для которой он написал романс на стихи А. Фета «В молчанье ночи тайной». Затем в его жизни появилась новая любовь — жена его близкого друга П. Ладыженского ─ Анна. Она покорила его своими черными цыганскими глазами и необыкновенной женственностью. Как знак поклонения к ней появился романс «О нет, молю, не уходи». В 1893 году у Рахманинова появляется новое увлечение — Наталья Сатина, которую хорошо знал еще с отрочества, так как одно время жил в доме ее родителей. По традиции и ей композитор написал романс, на этот раз «Не пой, красавица, при мне». Их отношения переросли в брак, который пара заключила в 1902 году. Через год у них родилась старшая дочь Ирина, а в 1907 году младшая Татьяна.
Добавить комментарий