Олег Иванович Янковский (23 февраля 1944 – 20 мая 2009) – всемирно известный российский актер театра и кино, в настоящем – преуспевающий кинорежиссер, на счету которого множество успешных картин. С 1991 года является Народным артистом СССР, а в период с 1996 г. по 2002 г. получил две Государственные премии Российской Федерации.
Детство
Олег Иванович родился 23 февраля в казахском городе Джезказган в семье, имевшей польские и белорусские корни. Его отец в молодые годы служил гвардейским офицером и носил звание штабс-капитана лейб-гвардии Семеновского полка. За всю свою жизнь он побывал сразу в нескольких сражениях, где его гвардия наносила сокрушительные удары по позициям противника. В частности, отец Олега был награжден орденом Святого Георгия после прохождения Первой мировой войны, а во время Второй мировой присутствовал на Брусиловском прорыве, где и был тяжело ранен.
Как только ранение зажило, Янковского-старшего арестовывают по ложному подозрению в измене. Это происходит в начале 1930 года, когда тот находится в резервных войсках. К 1936 году Янковский-старший был освобожден и тесно подружился с Тухаческим, который на тот момент также служил в Семеновском полку.
За подобные связи с неприятелем в 1937 году отца вновь обвиняют в измене, арестовывают и отпускают только к началу Второй мировой войны. В период с 1939 г. по 1945 г. он трудится в тылу – сначала на плавильном комбинате по производству урана, а после рождения сына – Олега Ивановича Янковского – переезжает в Ленинабад, где продолжает трудиться на заводе.
В возрасте семи лет семья Олега переезжает в Саратов, где матери предлагают достаточно престижную и высокооплачиваемую работу. Естественно, та соглашается на предложение вопреки словам мужа, который на тот момент сильно заболевает и вынужден большую часть времени проводить в постели. К 1953 году врачи диагностируют у отца Олега внутреннее кровотечение того самого ранения, которое было получено в годы войн. Из-за тяжести заболевания и абсолютной невозможности проведения операции он умирает спустя несколько месяцев.
После того, как семья оправилась от потери кормильца, стал вопрос о том, что же делать дальше. Поскольку в семье было три брата – Ростислав, Николай и Олег (самый младший), Ростислав решает отправиться в «самостоятельное плаванье» и уходит из семьи, устраиваясь в театральную студию. Там он проходит обучение и параллельно подрабатывает помощником режиссера. Средний сын – Николай – в это время старается помочь матери с финансами, поэтому уезжает в Минск, где устраивается на высокооплачиваемую работу и даже забирает с собой младшего Олега, чтобы матери было не так сложно его воспитывать.
Юность
Расставание с матерью и уже полюбившимся ему городом отрицательно сказалось на состоянии Олега. Но он, благодаря поддержке Николая, достаточно быстро оправился от всего перенесенного и даже стал участвовать в театральных постановках одного из минских театров, куда его записал брат.
Однажды необходимо было заменить одного из участников, который не явился на генеральную репетицию по состоянию здоровья. Олегу Ивановичу было предложено попробоваться на роль маленького мальчика Эдика в постановке под названием «Барабанщица». Парень и не думал о том, что после прочтения пары фраз Салынский режиссер-постановщик моментально примет решение о замене, отметив невероятный талант и артистизм парня. Так состоялся дебют Олега Янковского на театральной сцене.
Однако несмотря на присутствующий актерский талант, Олег достаточно прохладно и спокойно относился ко всему, что было связано с театром и игрой на сцене. Коллеги часто вспоминают случай, когда Янковского обнаружили спящим в гримерке, из-за чего вовремя выйти на сцену он так и не смог. Именно из-за подобного отношения Олег, проучившись в Минске несколько лет, возвращается к матери, где планирует поступать в медицинский институт.
Ситуация изменяется буквально за мгновения – Олег Иванович видит плакат о приёме документов в Театральное училище, вспоминает неплохую минскую практику в этой сфере и решает попытать своё счастье. К сожалению, на тот момент все экзамены на поступление уже завершились, но как только директор учреждения слышит фамилию парня, он сразу же сообщает, что тот принят и может приходить в сентябре. Как выяснилось позже, Николай Янковский, не сказав ни слова родным, поступал в тот же ВУЗ, но когда услышал о младшем брате, понял, что не может лишать того актерской карьеры.
Карьера в кино
Первоначальное появление Янковского в кино проходило не менее неожиданно для него самого. В один из летних вечеров он, закончив работу в театре, зашел в один из местных ресторанчиков, чтобы поужинать. За соседним же столиком расположился Владимир Басов – режиссер фильма «Щит и меч» – вместе со всей съемочной группой и несколькими ассистентами. Группа обсуждала поиски актера на роль Генриха Шварцкопфа (типаж героя был слишком специфическим, поэтому Басов, перебрав уже множество артистов, так и не смог найти идеального). И тогда один из ассистентов увидел напротив Янковского, идеально, как выяснилось позже, подходящего на эту роль.
Прошла неделя, и только после этого Олега нашла ассистентка Басова, пригласив на пробы в фильме. Сперва он сильно стеснялся и нервничал, ведь опыта игры в кино у него не было. Однако после прихода на съемочную площадку, где его уже ждал коллега Станислав Любшин, Янковский заметно расслабился и расхрабрился.
Буквально через месяц после съемок «Щита и меча» Янковскому предложили сняться в картине «Служили два товарища», режиссером которой выступал Евгений Карелов. На съемочной площадке начинающий актер тесно подружился сразу с двумя мэтрами киноиндустрии – Роланом Быковым и Владимиром Высоцким. К слову, с обоими Олег поддерживал дружеские и теплые отношения на протяжении многих лет.
В 1972 году Янковский снимается в киноленте «Гонщики» – рекламной кампании о выпуске экспортного варианта автомобиля «Москвич-412». Вторым главным героем становится Евгений Леонов, один из кумиров Янковского, которого тот боготворил практически с самого начала своей карьеры на сцене и в кино. Проводя вместе большую часть дня (причем всё это время мужчины проводили именно в автомобиле), они сильно подружились, поэтому, когда новый главный режиссер Ленкома Марк Захаров спросил у Леонова совета по поводу талантливых актеров, тот без раздумий указал на Янковского.
Настоящий успех и признание пришли к Янковскому в 1978 году, сразу после съемок в кинофильме «Мой ласковый и нежный зверь», который он, кстати, посвятил своей матери. Кинолента была экранизирована режиссером Эмилем Лотяну по мотивам повести Чехова «Драма на охоте».
Однако режиссеру повесть показалась слишком скучной, поэтому многие её части были либо урезаны, либо сильно изменены. В итоге на свет вышел абсолютно новый фильм, который с первых же дней получил массу негативных отзывов широкой публики и кинокритиков. А вот безупречная игра Олега Янковского была оценена миллионами зрительниц по достоинству. Актер был даже признан новым «секс-символом» того времени.
После этого Олег снимается в таких кинокартинах, как «Влюблен по собственному желанию» (1982), «Полеты во сне и наяву» (1982), «Мы, нижеподписавшиеся» (1982), «Поцелуй» (1983), «Храни меня, мой талисман» (1986), «Филёр» (1987), и многих других.
Личная жизнь
Еще будучи на втором курсе Театрального училища, юный и талантливый Олег Янковский встречает свою первую и единственную любовь – начинающую актрису Людмилу Зорину. По окончании учебного заведения молодые люди официально вступают в брак, а спустя год у них рождается сын Филипп (он идёт по стопам отца и матери, и также становится преуспевающим и востребованным актером).
Добавить комментарий