Жена - Анастасия Чернова
Дети - нет
Меньшиков Олег Евгеньевич (р.1960) – российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, руководитель Московского драматического театра имени Ермоловой, Народный артист России, трижды становился обладателем Государственной премии РФ.
Детство
Олег появился на свет 8 ноября 1960 года в подмосковном городке Серпухове. Его папа, Евгений Яковлевич Меньшиков, был по профессии военным. Мама, Елена Иннокентьевна Меньшикова, врач-невропатолог.
Детские и юношеские годы Олега прошли в Москве, куда семья перебралась вскоре после рождения сына. Он ещё был маленьким, когда мама с папой обнаружили у него музыкальные способности. Они приобрели сыну скрипку и записали его на учёбу в музыкальную школу.
В среднюю общеобразовательную школу Олег ходил с шести лет. Несмотря на то, что он был младше одноклассников, мальчик быстро привык к школьным урокам и выполнению домашнего задания. Он хорошо учился. Нет, отличником Олег не был, но ребяческая гордость не позволяла ему приносить в дневнике «тройки».
В школьные годы он обожал оперетту, ездил на все спектакли в театр, а «Марицу» и «Графа Люксембургского» смотрел не один раз. Это увлечение даром не прошло, и в старших классах Меньшиков начал ставить школьные спектакли. У него оказались хорошие режиссёрские способности, вокруг него объединялись одноклассники, причём самые разные – отличники и троечники, хулиганы и спортсмены, лентяи и активисты. Он находил общий язык абсолютно со всеми.
Особенно его талант проявился, когда Олег пошёл вместе с родителями на свадьбу к их знакомым, выдававшим замуж дочь. Там он выглядел, как настоящий человек-оркестр: играл на фортепиано, танцевал, пел, аккомпанировал ‒ в общем, успевал всё. На парня обратил внимание присутствовавший среди гостей Владимир Монахов, который на тот момент работал преподавателем в Высшем театральном училище имени Щепкина. Именно он намекнул парню, что неплохо бы ему было попробовать себя в актёрской профессии.
Учёба
В 1977 году окончив школу, Олег принял решение поступать в театральное училище. Нельзя сказать, что его родители были в восторге от этого, они мечтали о более серьёзной профессии для сына, но вмешиваться не стали.
Экзамены Олег сдал хорошо и с первого раза поступил на курс, который вёл ректор училища Николай Афонин.
Талантливый парень с первого курса привлёк к себе всеобщее внимание. Особенно его однокурсники помнят капустники, которые организовывал Олег, проявляя при этом свои актёрские и режиссёрские способности. Меньшиков от природы обладает таким качеством, как наблюдательность. Подмечая на каждом шагу, что происходит в жизни училища, он потом с тонким юмором всё это обыгрывал на сцене капустника.
Ещё во время учёбы в училище Олег начал сниматься в кино.
На выпускном экзамене ставили спектакль «Нашествие». Изначально для Меньшикова планировалась главная роль, но он сам попросил дать ему персонаж эпизодический. В результате из второстепенной роли он сотворил шедевр, всё училище сбежалось смотреть на его игру.
Театр
В 1981 году Олег получил диплом и начал работу в Малом театре. Спустя год его призвали на службу, он попал в Центральный академический театр Советской армии. Одной из лучших его ролей того периода стал Ганечка из «Идиота» Достоевского.
После армии Меньшиков четыре года выступал на сцене театра имени Ермоловой, где наиболее заметно проявил себя в таких ролях:
- секретарь в спектакле «Говори!»;
- Робеспьер во «Втором годе свободы»;
- Серёжа в «Спортивных сценах 1981 года».
Покинув театр Ермоловой, Меньшиков стал свободным актёром, был задействован в постановках разных театров.
Спектакль «Калигула», который поставил в театре Моссовета Пётр Фоменко, стал легендой. Постановка проходила на малой сцене, в зрительском зале всегда был аншлаг, люди в семь утра занимали очередь в кассу за билетами. К сожалению, жизнь спектакля оказалась короткой, мало кто успел его лицезреть. Но те, кто видел постановку и игру Меньшикова, говорили о нём, как об актёре высочайшего класса – блистательный, высокоэстетичный, умный, одухотворённый, интеллигентный. Сразу столько качеств совмещал в себе Олег. Роль Калигулы принесла Меньшикову в 1990 году диплом и премию фестиваля «Московские сезоны».
Также немного зрителей посмотрело в 1993 году и постановку «Нижинского» в театральном антрепризном агентстве «Богис». Но как отзывались попавшие на спектакль счастливчики, он смотрелся на одном дыхании. Блестящая игра дуэта – Александр Феклистов и Олег Меньшиков – не давала зрителям дождаться занавеса, они рвались в гримёрку к актёрам в антракте с букетами цветов.
Под эгидой этого же агентства «Богис» должна была состояться постановка «Гамлета». Даже уже был подписан контракт о начале работы между московскими театральными менеджерами и прибалтийским режиссёром Някрошусом. Но потом множество проблем, и финансовых в том числе, не дали ещё одной истории о принце датском увидеть огней рампы. А роль Гамлета осталась для Меньшикова несбывшейся мечтой.
Но помимо шекспировского персонажа, Олег воплотил на сцене другие блистательные образы:
- Ихарев в гоголевских «Игроках» (1992);
- Чацкий в «Горе от ума» (1998);
- Гюнтер в «Кухне» (2000);
- Трубач в моноспектакле «1900» (2008).
За воплощение образа Сергея Есенина в постановке «Когда она танцевала» Олег получил престижную премию Британской Академии искусств (Лоуренса Оливье).
В 2012 году Меньшиков был назначен художественным руководителем в драматическом театре имени Ермоловой.
В другие театры Олег ходит очень редко. Он ведь сам театральный актёр, режиссёр, директор и руководитель. Ему ходить в другой театр ‒ это всё равно, что стоматологу пойти посмотреть, как коллеги лечат зубы.
Кино
Кинодебют Меньшикова состоялся ещё во время учёбы в театральном училище. В 1980 году его снял в своей картине «Жду и надеюсь» режиссёр Сурен Шахбазян. За тем Олега сняли Никита Михалков в «Родне» и Роман Балаян в «Полётах во сне и наяву». В этих картинах роли были второстепенные, но Меньшиков сумел обратить на себя внимание и зрителей, и режиссёров, и критиков.
Сумасшедшая зрительская любовь пришла к Олегу Меньшикову после выхода на экраны фильма «Покровские ворота». Там снималось целое созвездие самых лучших и ярких советских актёров, но всё внимание было приковано к жизнерадостному молодому парню, студенту-третьекурснику Щепкинского училища. Роль Костика по-настоящему открыла перед Меньшиковым двери в большое кино, его работой в «Покровских воротах» восхищались кинокритики.
Неудивительно, что после такого успеха, Олег стал получать огромное количество предложений о съёмках. Фильмы с его участием выходили один за другим:
- «Поцелуй» (1983);
- «Капитан Фракасс» (1984);
- «Володя большой, Володя маленький» (1985);
- «По главной улице с оркестром» (1986);
- «Моонзуд» (1987);
- «Брызги шампанского» (1988);
- «Лестница» (1989);
- «Яма» (1990).
В 1992 году Александр Хван снял Меньшикова в своей картине «Дюба-Дюба». А в 1994 году состоялась премьера фильма Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем», который номинировался на американскую кинопремию «Оскар». Олег сыграл в фильме сотрудника НКВД Митю, в его творчестве это одна из самых ярких ролей, она принесла актёру первую государственную премию России в 1995 году.
Ещё две наивысшие премии страны Олег получил за фильмы: «Кавказский пленник» Сергея Бодрова-старшего (Саня «Слай») в 1997 году и «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова (юнкер Андрей Толстой) в 1999 году.
Кого бы ни играл Меньшиков, какая бы ни была у него роль, это всегда блестяще, потрясающе, как говорят, на разрыв аорты:
- Алексей Головин из «Востока-Запада» или Лёнчик из кинофильма «Мама»;
- Эраст Фандорин из «Статского советника» или Остап Бендер из «Золотого телёнка»;
- Юрий Живаго из «Доктора Живаго» или великий хоккейный тренер Тарасов в картине «Легенда № 17».
Во многих фильмах можно услышать голос Олега Меньшикова, особенно в 80-е годы он нередко занимался озвучиванием.
За свои достижения в киноискусстве актёр помимо высоких наград государства имеет Серебряную медаль имени Довженко, Приз Кинопрессы, профессиональную премию «Зелёное яблоко – золотой листок», Гран-при фестиваля «Кинотавр», премии «Ника» и «Триумф», приз «Золотой овен».
Какой он в жизни?
Многие считают Олега высокомерным снобом, он не любит давать интервью, внешне кажется необщительным и холодным. Но если кому-то выпала такая возможность, понаблюдать за актёром во время съёмок, а ещё лучше пообщаться с ним в перерывах между эпизодами, станет сразу понятно, что его внешняя замкнутость является всего лишь маской, своеобразной защитой от беспардонных и назойливых журналистов и поклонников. С теми, кого он любит и кому доверяет, Олег совершенно другой – открытый и весёлый, живой и разговорчивый, тонкий и откровенный.
Рубахой-парнем его назвать нельзя. Он не признаёт в жизни двух вещей – наглости и панибратства. В людях больше всего ценит честь и порядочность, чувство юмора, умение слушать и понимать. В женщине, по его мнению, главными качествами являются искренность и верность, умение понять и поддержать.
Меньшиков далеко не паинька и не домосед. Он сам себя иногда называет повесой и гулякой с вредными привычками. Любит в свободное от работы время встречаться с друзьями, отдыхать, как обычные мужики, выпивать и курить, болтать о женщинах и рассказывать новые анекдоты, играть в теннис и футбол, ходить в баню. Так что, по словам самого актёра, вредных привычек у него тоже хватает.
Олег, не стесняясь, рассказывает о своих пристрастиях среди алкогольных напитков. В годы студенчества в Щепкинском училище они попивали армянский коньячок. После получения диплома ему пришлось хлебнуть взрослой жизни и водочки, долгое время предпочитал только её родименькую. Потом попробовал джин, напиток понравился, стал употреблять его. А потом как-то незаметно для самого себя перешёл на радостное игристое шампанское.
Покушать Меньшиков любит много и вкусно. Считает себя гурманом, обожает блюда японской кухни, изящные и лёгкие, также есть у него пристрастие к итальянской кухне, а среди русских блюд предпочитает пельмешки. Когда был студентом, да ещё с голодухи, мог умолотить целую кастрюлю пельменей.
Но все эти минуты расслабления, когда можно выпить и вкусно покушать, у Меньшикова бывают крайне редко. Он уже лет 15-20 как придерживается здорового питания, вечером не ест, если очень сильно хочется, то пьёт только чай с мёдом. Занимается спортом, играет в футбол, тщательно следит за своим лицом, но обходится без хирургических вмешательств.
Среди актёров российского и мирового кинематографа Олег выделяет несколько человек, кто интересен ему и в творческом плане и как личности:
- Евгений Миронов;
- Чулпан Хаматова;
- Леонардо ди Каприо;
- Шон Пенн;
- Пол Скофилд.
Любимое время года у Олега Меньшикова весна. Любимого возраста у актёра нет, он считает, что хороши любые годы жизни, главное, жить от души. Он верит в судьбу, при этом считает, что каждый должен самостоятельно выбирать свой путь, однако просчитать жизнь на сто шагов вперёд невозможно.
Он – счастливый человек, его жизненное кредо: «Не вешать нос!». Олег никогда не останавливается на достигнутом, ему хочется творить: снимать кино, ставить спектакли, заниматься фотографией. Можно брать небольшой отпуск для души, чтобы поездить по миру, посмотреть континенты и страны. Но совсем расслабляться – это вариант не для Меньшикова, он ненавидит праздность и ничегонеделание.
Личная жизнь
Свою личную жизнь Олег Меньшиков никогда не выставлял напоказ, более того, всегда скрывал.
Первый раз он женился в 2005 году на актрисе Анастасии Черновой. Всё это было покрыто тайной. Тем не менее пара уже более 10 лет счастлива в браке.
С Настей по выходным они обязательно ходят в кино, это уже что-то типа семейной традиции. Предпочитают буржуазные кинотеатры, где мало кресел и они раскладываются. Всё остальное в их личной семейной жизни не для посторонних.
Добавить комментарий