Биография Мариса Лиепы

Марис Лиепа

Лиепа Марис-Рудольф Эдуардович (1936-1989) – выдающийся советский артист балета латвийского происхождения, знаменитый балетмейстер и педагог, актёр кино. В 1970 году стал лауреатом Ленинской премии. В 1976 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР.

Детство

Марис появился на свет в латвийской столице Риге 27 июля 1936 года. В семье он был вторым ребёнком.

Истории многих артистов в балетном мире начинаются почти одинаково – они с детских лет болели сценой и мечтали о большом будущем. У Мариса всё было по-другому. В балетный класс сына привёл отец, Эдуард Лиепа, который очень трепетно относился к искусству. Он сам в юном возрасте пел в хоре, но потом у него пропал голос. Эдуард остался работать мастером сцены в Рижском театре оперы и балета. Руководитель этого театра Рудольф Берзиньш частенько захаживал в гости к Эдуарду Лиепе. Как-то раз он пригласил Мариса в хор мальчиков. Дебют маленького Лиепы состоялся в опере «Кармен».

Но ещё один знакомый отца, бывший танцовщик Болеслав Милевич, работавший завучем в балетной студии при латвийской опере (сейчас Рижское хореографическое училище), настоятельно рекомендовал отдать мальчика к ним на обучение. Отец прислушался к совету, ведь Марис рос очень худощавым и хилым ребёнком, не вылезал из болячек. Мама, Лилия Лиепа, сначала была против, так как мечтала видеть сына в будущем хорошим врачом. Но глава семейства решил, что физические нагрузки помогут мальчику окрепнуть, и Марис оказался у станка в балетном классе.

На занятиях ему было скучно. Ребёнка больше увлекал спорт – велосипедные гонки, лыжи, футбол или плавание. Неудивительно, что с таким отношением уже через несколько уроков он не пришёл в класс, не испытывая при этом никаких угрызений совести. Но мама, которая к этому времени согласилась с решением отца и к тому же безумно любила балет, нашла для ребёнка нужные слова и убедила Мариса вернуться в школу. Она сказала сыну, что настоящий мужчина не может бросить начатое дело на половине пути, надо доказать окружающим, а в первую очередь себе, свою состоятельность.

Марис Лиепа

Тяжёлый путь к совершенству

Поначалу Лиепа никаких особенных талантов не проявлял, был самым обычным учеником. Но как только дело дошло до изучения характерных танцев, ребёнка как будто подменили. Хореограф и педагог Валентин Тихонович Блинов сразу обратил на него внимание и понял, что этого мальчика ждёт блестящее балетное будущее.

К тому же Марис обладал невероятной целеустремлённостью. Осознавая, что природа не слишком одарила его физическими данными, чувствуя несовершенство своего тела, он буквально начал лепить себя сам. С каждым днём он давал себе всё большую нагрузку – известное в балете упражнение релеве (подъём на полупальцы или пальцы) он делал по 50 раз, потом по 60, 70 и так дошёл до 100. Собирая в школу портфель, он осознано клал в него не только те учебники, которые понадобятся, но и много лишних, чтобы тяжелее было нести. С набитым до отказа портфелем устраивал игру наперегонки с машинами и троллейбусами, определял дистанцию от столба до какой-нибудь определённой точки и пытался добежать быстрее, чем доедет транспорт.

Он устроил соперничество со своими собственными возможностями. Его собранность, дисциплина, сила характера и тренировки сделали своё дело. Всё чаще Лиепа становился участником балетных спектаклей. А в тринадцать лет он уже был задействован не только в детских, но и во взрослых партиях:

  • мазурка и краковяк в «Бахчисарайском фонтане»;
  • страшилище в «Аленьком цветочке»;
  • испанский народный танец сегидилья в «Дон Кихоте»;
  • половецкий мальчик в «Князе Игоре»;
  • китайский кули в «Красном маке».

А в «Ромео и Джульетте» он исполнял сразу несколько ролей – Шут, юноша из толпы, слуга Монтекки и друг Тибальда.

Марис Лиепа

Казалось, что у подростка нет времени на сон и отдых. Ведь, помимо балета, он ещё настойчиво и упорно занимался спортом. В плавании стал чемпионом Латвии, также посещал занятия по спортивной гимнастике.

Марису было четырнадцать лет, когда он отправился в Москву на Всесоюзный смотр хореографических училищ. Участников из Риги жюри оценило очень высоко. Ребята заняли первое место наряду с училищами из Ленинграда, Алма-Аты и Москвы. Оказавшись впервые на сцене Большого театра, Лиепа был поражён его атмосферой. Успех настолько окрылил его, что домой он приехал с решением покорять столицу и становиться премьером на главной сцене Советского Союза.

Учёба в столице

Мечта начала сбываться через три года. Первые шаги к ней Марису помог сделать солист Большого театра, балетный педагог столичного хореографического училища Николай Тарасов. Летом 1953 года он отдыхал в Латвии и наблюдал на сцене за молодым Лиепой. Способности начинающего артиста он разглядел сразу и пригласил Мариса на обучение в Москву. Стипендию ему не назначили, и тогда, чтобы у сына была возможность учиться, мама с папой продали дачу.

Марис Лиепа

В течение двух лет учёбы аккуратный во всём и пунктуальный Марис за 10 минут до начала урока уже стоял у балетного станка и не пропустил ни одного занятия, как бы ни отвлекала его столица и ни манила своими соблазнами. Ведь здесь было всё, о чём он даже не мог мечтать в Риге, – концерты Клавдии Шульженко, легендарный балет «Жизель» в исполнении Улановой, не говоря уже о бесчисленных музеях, выставках и просто прогулках по столичным улицам.

Педагоги рассматривали его как характерного танцовщика. Но в своём дневнике Лиепа уже сделал запись: «Я буду принцем Зигфридом в «Лебедином озере». Он окончил училище круглым отличником, станцевав на выпускном экзамене целиком главную партию балета «Щелкунчик». Но тут его ждало первое разочарование. Мариса не пригласили в Большой театр, а направили домой в Латвию, аргументировав решение тем, что необходимо закреплять национальные кадры на местах.

Марис Лиепа

Нелёгкий путь к главной жизненной цели

Но на родине Лиепа долго не задержался. Спустя полгода в Москве проходила декада прибалтийского искусства. Марис танцевал на столичной сцене, когда его заметила прима Большого театра Майя Плисецкая. Она написала благосклонный отзыв в газету «Известия», вслед за которым последовало приглашение Лиепы для гастролей в Будапеште.

Во время генеральной репетиции он травмировал левую голень, руководство поездки стало подыскивать замену. Но Марис прекрасно понимал, что другого шанса может не быть. Плотно перебинтовав голень, он вышел на сцену и станцевал принца Зигфрида в «Лебедином озере».

После гастролей Лиепа отправился по путёвке в Сочи для лечения травмированной ноги. Отдых подходил к концу, когда он увидел афишу о предстоящих гастролях в городе Московского академического музыкального театра. Марис решил во что бы то ни стало сделать попытку пробиться в труппу МАМТ. Снял комнатку на окраине и даже подрабатывал, чтобы оплачивать жильё и пропитание. Утончённый Лиепа заготавливал с хозяином дрова. И он таки встретился с руководителем театра Владимиром Бурмейстером, который взял Мариса в театр с окладом премьера в 2000 рублей.

Марис Лиепа

В МАМТ он проработал четыре года, станцевав лучшие партии:

  • Зигфрид в «Лебедином озере»;
  • Синдбад в «Шехерезаде»;
  • Конрад в «Корсаре»;
  • Лионель в «Жанне д’Арк».

Он достиг популярности. Избалованная столичная балетная публика стала ходить именно на Лиепу, ему не давали прохода, желая получить автограф. Марис был счастлив, но главную цель в жизни не забыл.

Покорение страны и мира

Наконец в 1960 году Лиепе снова предложили гастроли с Большим театром, на этот раз в Польше. Он танцевал с великой балериной Ольгой Лепешинской. После гастрольного тура главный балетмейстер Большого театра Леонид Лавровский пригласил Лиепу в труппу. Марис задал один-единственный вопрос: «Что вы дадите мне танцевать?» и тем самым решил свою судьбу. Оказалось, что Лавровский в этот день беседовал ещё с двумя претендентами на место в труппе. Один из них задал вопрос о зарплате, второй о получении квартиры в столице. Леонид Михайлович выбрал человека, которого интересовал балет.

Марис Лиепа

На главной сцене страны Лиепа дебютировал в постановке «Дон Кихот» в сезоне 1960/1961года. Уже совсем скоро был занят во всех легендарных балетах:

  • «Тропою грома»;
  • «Спартак»;
  • «Жизель»;
  • «Ромео и Джульетта»;
  • «Раймонда»;
  • «Ночной город»;
  • «Лебединое озеро»;
  • «Шопениана»;
  • «Золушка».

Успех был триумфальным, в английской прессе Мариса назвали «Лоуренсом Оливье в балете».

Окончание блестящей карьеры

Но с 1964 года в Большом театре начал работу новый главный хореограф Юрий Григорович. У него было своё видение спектаклей, и, например, в «Спартаке» он дал Лиепе не главную роль, которую тот всё время исполнял, а другого персонажа – Красса. Это было попаданием в точку: роль Красса называют визитной карточкой Лиепы. Но его отношения с Григоровичем не заладились.

Марис Лиепа

Блистательная карьера оборвалась после интервью Мариса газете «Правда», где он нелицеприятно выразился об уровне хореографии Григоровича. Балетмейстер не смог простить этих слов и не нашёл для Лиепы места в новых версиях балетов «Ромео и Джульетта», «Иван Грозный», «Лебединое озеро». В течение четырнадцати лет Марис сыграл лишь несколько партий в новых постановках.

Но великий танцовщик не сдавался, продолжал работу с другими труппами, проводил творческие встречи, занимался преподавательской деятельностью, снимался в кино:

  • мелодрама «Илзе»;
  • фильм-спектакль «Гамлет»;
  • историческая картина «Могила Льва»;
  • шпионская лента «Четвёртый»;
  • комедия «Галатея»;
  • сказки «Детство Бемби» и «Юность Бемби»;
  • криминальная драма «Дорога в ад»;
  • «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона»;
  • историческая драма «Лермонтов».
Марис Лиепа

Руководство Большого театра намеренно создавало такие условия, чтобы Марис написал заявление об уходе, но он этого не делал. Новый рычаг давления на Лиепу появился, когда в театр пришли его дети Андрис и Илзе. И если сыну ещё доверяли хоть какие-то сольные партии, то дочь была задействована только в массовке. Марис попытался противостоять несправедливости, но ему предложили покинуть театр и освободить путь для молодых. Он согласился ради дочери.

В начале весны 1982 года он последний раз станцевал Красса в «Спартаке». Несмотря на то, что публика, как всегда, аплодировала стоя, худсовет вынес вердикт о профессиональной непригодности танцовщика.

Личная жизнь

Марис был не просто великим артистом, но ещё и очень красивым мужчиной. Первый модник в стране – костюмы ему шил Пьер Карден, он носил длинную шубу и даже носки надевал дорогие в шотландскую клетку. Утончённая внешность, безупречные манеры общения и стиль сводили с ума первых красавиц Советского Союза. Перед ним невозможно было устоять.

Марис Лиепа

Его первой женой стала легендарная Майя Плисецкая. Однако брак продержался несколько месяцев. Ни Марис, ни Майя не давали журналистам интервью по поводу своих отношений.

Вторая супруга – потрясающая красавица актриса Маргарита Жигунова. Они впервые встретились в Риге на съёмках фильма «Илзе», в честь главных героев которого назвали двух своих детей – Андрис (1962) и Илзе (1963). Неудивительно, что дети пошли по стопам отца, в раннем возрасте надели пуанты и стали артистами балета. Марис с Маргаритой были очень красивой парой, но в 1980 году и этот брак распался.

Третий раз Лиепа женился на молодой балерине Нине Семизоровой. Этот брак продержался пять лет.

Также у артиста был бурный роман с Галиной Брежневой.

Четвёртой (гражданской) супругой Мариса была художник по костюмам Евгения Шульц. У них родилась дочь Мария, существование которой долгое время скрывалось в связи с незаконнорождённостью.

Марис Лиепа

Смерть

В 1986 году в Рижском оперном театре Марису было отказано занять вакантную должность балетмейстера. Потом ему запретили создать свой собственный театр. У Лиепы началась депрессия.

Когда забрезжила возможность создания в столице театра «Балет Мариса Лиепы», великий танцовщик вновь вернулся к жизни. 27 марта 1989 года он пришёл в свой родной Большой театр, но охранник на входе не впустил его и отобрал пропуск. У Лиепы случился инфаркт, он умер в машине «Скорой помощи». Такого разочарования сердце утончённого человека не выдержало.

Пять дней решали, где будет проходить прощание со звездой мирового балета. Наконец было получено разрешение поставить гроб с телом в фойе Большого театра, на сцене которого двадцать лет Марис Лиепа завораживал мир своим талантом.

Его похоронили на столичном Ваганьковском кладбище. В Риге на месте, где захоронены мама и папа, установлен камень с надписью: «Марис Лиепа, который вдали»…

Добавить комментарий