Григорович Юрий Николаевич (1927 г.р.) – советский балетмейстер мирового уровня, постановщик балетов Большого театра, вошедших в классику хореографического искусства. Его спектакли становились культурным наследием России практически сразу после премьеры. Его боготворили и опасались. Авторские спектакли Григоровича, его интерпретации классики, а также оперы в балетах составляют основу репертуара московского Большого театра.
Биография, родители, семейные традиции
Биография Юрия Григоровича с самого рождения была связана с искусством балета. Его мама Клавдия Альфредовна (в девичестве - Розай) была из балетной семьи. Она училась танцевать, но рано вышла замуж за отца нашего героя – Николая Евгеньевича Григоровича. Он был служащим в одной из административных структур, но любил балет, к тому принадлежал роду известного писателя Антона Григоровича. Залогом их счастливой семейной жизни стал отказ супруги от карьеры балерины. Она не спорила, хотя такое решение немного противоречило традициям ее семьи.
Отец Клавдии Альфредовны Торквато Альфредо Фортунато Розай был родом из Флоренции, где появился на свет в 1857 году. Его родители – цирковые артисты, в свою очередь, переехали в Россию еще во времена правления Петра I, но часто навещали историческую родину. Своим детям дед прививал любовь к искусству. Кроме дочери, у него был сын Георгий Розай. Он стал известным танцовщиком Императорского Мариинского театра, выступал в «Русских балетах» Сергея Дягилева, но в возрасте 30 лет скончался от туберкулеза.
Мама не стала нарушать семейные традиции и отвела сына в балетное училище (нынче хореографическое училище им. Вагановой), когда тому исполнилось 8 лет. Мальчик попал в класс к педагогам Борису Шаврову и Алексею Писареву. Учеба была прервана войной. Юрий Григорович закончил училище в 1946 году и был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (в 1992 года ему вернули прежнее название – Мариинский театр).
У Григоровича за всю жизнь было всего 2 официальных места работы – Кировский театр в Ленинграде, в котором он честно отслужил 18 лет, и Московский Большой театр, где в течение 33 лет занимался постановкой балетных спектаклей.
На ленинградской сцене он солировал до 1957 года. В возрасте 30 лет занялся постановкой спектаклей. Уже тогда его привлекал симбиоз двух видов искусств – опера и балет. Он поставил цикл «Танцев в опере», а также заявил о себе двумя крупными работами – «Каменный цветок» Прокофьева (1957 г.) и «Легенда о любви» Меликова (1961 г.). После премьер этих спектаклей его тут же пригласили продублировать постановки в Новосибирском театре оперы и балета. С труппой сибирских артистов Григорович сотрудничал до 1977 года. Вместе с ними он поставил «Лебединое озеро» Чайковского (1962 г.) и «Спартак» Хачатуряна в 1977 г. (этот спектакль был восстановлен в 2011 году и вернулся в репертуарный график).
Григорович на ходу придумывал мизансцены и хореографию
Гений и тиран Большого театра
Вскоре талантливого балетмейстера заметили и пригласили в Москву. Вместе с ним в столицу уехал его соратник и единомышленник – грузинский художник-постановщик Симон Багратович Вирсаладзе (1908-1989 гг). Вместе они не только поставили величайшие спектакли столетия, но и полностью изменили эстетику Большого театра. Григорович не стеснялся в выборе средств для достижения цели. Он творил, устанавливал жесткую дисциплину, увольнял тех, кто не с ним, помогал талантливым танцовщикам, которые не мешали ему выводить советский балет на мировой уровень. При нем Большой театр стал эталоном стиля, мастерства и изящества.
Свой первый балет «Аистенок» Григорович поставил на сцене Дворца культуры им. Горького (Ленинград) в 21 год, когда был еще танцовщиком.
В Кировском театре он устроил настоящую революцию. Его балетные не показывали общепринятую хореодраму (это когда не танцуют, а изображают действие с небольшими хореографическими движениями), а начали танцевать. Это была его политика – вернуть танцу главенствующее положение в балете.
Первым спектаклем, поставленным в Москве, стал «Щелкунчик» Чайковского. Он полностью обновил хореографию, а на исполнение детских сцен поставил артистов кордебалета. Раньше к массовкам привлекались студенты хореографического училища. Заменив детей взрослыми артистами, постановщик добился более осмысленного и глубокого исполнения.
Следующим его шедевром стал «Спартак» Хачатуряна. Декорации и костюмы для постановки придумал Симон Вирсаладзе. Он активно помогал Григоровичу в творческом поиске и всегда находил нужное решение в плане оформления. Разница в возрасте позволяла Юрию Николаевичу называть партнера своим учителем.
Со временем власть Григоровича в Большом театре стала практически неограниченной. Он увольнял танцовщиков, достигших пенсионного возраста, не взирая на их заслуги и награды. Под маховик постоянного обновления труппы в свое время попали Майя Плисецкая, Владимир Васильев и даже собственная жена Григоровича Наталья Бессмертнова. Юрий Николаевич преследовал великую цель – возродить былую славу русского балета, которая к этому времени слегка поблекла. Последней из мировых сенсаций были гастроли «Русских балетов» Сергея Дягилева.
В 1995 году Юрий Григорович сам положил заявление об уходе на стол министру культуры. Он заявил, что лучше он сам покинет пост художественного руководителя Большого театра, чем его «уйдут» с помощью интриг и злопыхательства.
После увольнения балетмейстер продолжил консультировать молодых постановщиков, стал преподавать в Вагановском училище и стал профессором этого прославленного учебного заведения. Одной из последних сцен в его карьере постановщика стал Краснодарский театр оперы и балета. Он вложил в труппу массу сил, энергии, научил своему мастерству. Сегодня артисты Краснодара успешно конкурируют с коллегами из Москвы и Санкт-Петербурга. Григорович сумел вывести провинциальный театр на мировой уровень.
Он также не оставлял без внимания артистов балета Мариинского театра, частая приезжая к ним и давая мастер-классы
Внезапно очнулась Москва и его вновь пригласили в Большой театр. К этому времени его жена умерла, Симона Вирсаладзе тоже рядом уже не было. Григорович вернулся в столицу. В 2022 году ему исполнилось 95 лет. Он до сих пор ведет трудовую деятельность, не так активно, как раньше, но никогда не отказывает в консультациях и проведении практических занятий.
Любимые женщины великого балетмейстера
Сколько на самом деле было женщин у великого балетмейстера, история умалчивает. Но, судя по его напряженному рабочему графику, личная жизнь Юрия Григоровича должна была сложиться планомерно. У него не хватило бы времени на бесконечные романы, поэтому будем исходить из реальных данных. В его жизни случилось два больших романа.
Его первой фактической женой стала самая романтичная балерина середины 20-го века – Алла Яковлевна Шелест (1927-1998). Ее сравнивали с великой Анной Павловой за грациозность, хрупкость и великолепное перевоплощение в своих сценических героинь. Их отношения пришлись на годы становления Григоровича, как танцовщика и балетмейстера. В 1957 году она стала его ассистентом при подготовке спектакля «Каменный цветок» по Прокофьеву. Когда Григорович уехал в Москву, она осталась в Ленинграде. Затем, получив приглашение от Куйбышевского театра оперы и балета, уехала в нынешнюю Самару, где вплоть до выхода на пенсию занималась постановками балетных спектаклей. Она официально вышла замуж за хореографа Рафаила Вагабова.
Великолепная Алла Шелест
Музой Григоровича и его единственной официальной женой стала балерина Большого театра Наталья Бессмертнова (1941-2008). Разница в возрасте совсем не смущала пару. Они создали не только семью, но и стали духовными единомышленниками. Наталья Игоревна закончила карьеру балерины в 1988 году в связи с выходом на пенсию. Она продолжала выходить на сцену по контракту, заключенному с Большим театром, вплоть до 1993 года. Она стала исполнительницей главных ролей в балетах своего мужа, танцевала в ведущих театрах мира.
В 1995 году она сама ушла из Большого театра, когда его художественным руководителем был назначен Владимир Васильев. В этом она не только поддержала мужа, но и стала его ассистентом в постановках спектаклей. В 2008 году Бессмертнова умерла на 67-м году жизни. Похоронив любимую жену, Юрий Григорович решил вернуться в Большой театр штатным хореографом. Он продолжил дело, которому посвятил всю свою жизнь.
Комментарии
Ето57 - 10 января 2023 - 07:56
Да, жили, работали в своё удовольствие!
луиз кипчакбаева - 11 января 2023 - 14:50
пред великим сердцем маэстро я преклоняю колени *
Ольга Александровна - 14 июля 2024 - 16:00
Гений,создавший настоящие шедевры, а Бессмертнова самая романтическая балерина 20 века.
Добавить комментарий