Малевич Казимир Северинович (1879-1935) – русский живописец, педагог и теоретик искусства. Знаковая личность не только для отечественного искусства, но и для мировой живописи, ведь именно его считают основоположником абстрактного направления супрематизма. Его картины знают миллионы людей, но понимают немногие. Одних полотна Малевича раздражают своей простотой и пугают отсутствием мысли, других восхищают глубиной и тайнами. Он рисовал для избранных, но равнодушным не оставил никого.
Рождение и семья
Казимир родился 23 февраля 1879 года в Киеве. Спустя три недели его крестили в костеле святого Александра, о чем была сделана метрическая запись в приходской книге.
Мальчик имел польское происхождение. Его папа, Малевич Северин Антонович, 1845 года рождения, был шляхтичем Волынской губернии, родом из небольшого селения Турбов Подольской губернии (сейчас Винницкая область на Украине). Работал управляющим у российского промышленника Николая Артемьевича Терещенко на сахароваренных заводах.
Мама, Людвига Александровна (девичья фамилия Галиновская), полячка, 1858 года рождения, была домохозяйкой. 10 марта 1878 года она обвенчалась с Северином, а спустя год появился на свет их первенец Казимир. Всего в семье родилось четырнадцать детей, но пятеро из них умерли в младенческом возрасте. Кроме самого старшего выжили четыре девочки (Виктория, Мария, Северина, Ванда) и четыре мальчика (Мечислав, Антон, Бронислав, Болеслав).
Детство
Дома Малевичи говорили в основном на польском языке, но хорошо знали и украинский, на нем общались с соседями и на улице. Так как отец управлял несколькими заводами, семья часто переезжала по Подольской губернии из одного села в другое – Моевка, Белополье, Волчок, Пархомовка.
Маленькому Казимиру очень нравились крестьяне, он во всем старался подражать их жизни, ел сало и натирал корочку хлеба чесноком, не признавал обуви и бегал по траве босиком. Сельские жители казались ему нарядными и чистыми. Особенно нравились ребенку крестьянские свадьбы. В детской памяти остались красивые невесты с товарками в цветных узорчатых костюмах, с вплетенными в косы ленточками, в интересных головных уборах и сафьяновых сапожках. И женихи с товарищами в белых вышитых рубахах с широкими красными поясами, голубых шароварах и серых бараньих шапках. На фоне этого в мальчике развивалось чувство прекрасного, тяга к художеству и искусству.
Когда Казимиру было двенадцать лет, семья переехала в город Конотоп. Однажды отец взял сына с собою в Киев, где они побывали на художественной выставке. Юного Малевича до глубины души поразила одна из работ – портрет девочки на скамейке, которая чистила картофель. Это полотно пробудило в подростке желание взяться за холст и кисть.
Заметив у сына интерес к художеству, мама на пятнадцатилетие подарила ему набор с красками, и Казимир по-настоящему увлекся рисованием. В шестнадцать лет он написал свою первую картину маслом, которой дал название «Лунная ночь». На полотне изобразил реку, отражающийся в ней лунный свет и лодку на берегу. Друзья по достоинству оценили работу Малевича, и один из них без спроса автора отнес картину в магазин, где ее довольно быстро купили за 5 рублей.
Молодость
С каждым днем Казимир все больше и больше увлекался рисованием. Когда ему исполнилось семнадцать лет, он попросил у отца разрешения для дальнейшей учебы в Киевской художественной школе. Это учебное заведение основал русский художник-передвижник Николай Мурашко. Малевич поступил на курс к русско-украинскому жанровому живописцу Николаю Пимоненко, но проучился всего лишь год. Из-за работы отца семья была вынуждена снова переехать. На этот раз в город Курск, где за 260 рублей сняли квартиру в пять комнат.
Здесь Казимир устроился на работу в управление Московско-Курской железной дороги на должность чертежника. Но занятия рисованием не оставил, с другими начинающими живописцами организовал художественный кружок. С этого времени началась его двойная жизнь, которая тяготила творческую личность. С одной стороны, были повседневные провинциальные заботы и работа чертежника, которая казалась ему скучной и нелюбимой. С другой – он безумно жаждал творческой деятельности. В какой-то момент разрываться между ненавистной должностью и полетом фантазии стало для него невыносимым.
Московский период
В 1904 году Малевич принял решение все круто поменять в своей жизни и уехал в Москву, где подал прошение принять его в училище живописи, ваяния и зодчества. Казимиру отказали, но о возвращении в Курск не могло быть и речи. Он снял в Лефортово комнату в художественной коммуне, где помимо него проживало еще человек тридцать таких же коммунаров. Радовало то, что цена за проживание составляла 7 рублей, по тогдашним московским меркам это считалось дешево. Однако спустя полгода деньги закончились, и Малевичу все же пришлось вернуться в Курск.
В 1906 году он предпринял еще одну попытку поступить в московское училище, но ему снова отказали.
В 1907 году в Москву отправилась мать семейства Людвига Александровна, там она устроилась работать в столовую на должность заведующей. В скором времени она открыла собственную столовую на Тверской и перевезла из Курска всю семью.
Снова оказавшись в Москве, Казимир стал посещать занятия у русского художника Федора Рерберга. В 1907 году даже получил возможность принять участие в выставке Московского товарищества художеств. А в 1910 году он уже выставлял картины на первой выставке авангардистов «Бубновый валет». Здесь Малевич познакомился со многими художниками нового направления и сделал первый шаг, чтобы порвать с реалистической живописью.
Творчество
Началась полоса признания творчества Малевича. В 1911 году он участвовал в выставке «Московский салон», через несколько месяцев повез свои полотна в Петербург на выставку объединения авангардистов «Союз молодежи». В 1912 году поехал в Мюнхен на совместную выставку с немецкими экспрессионистами.
В 1915 году Казимир основал новое направление в живописи супрематизм и написал самую знаменитую картину «Черный квадрат». Отныне в своем творчестве художник использовал геометрические фигуры и минимум красок. Чаще всего в картинах встречается черный цвет, но иногда мрачная характеристика его «собственного Я» разбавлена желтыми и красными оттенками.
Самые известные работы этого направления:
- «Скачет красная конница»;
- «Белое на белом»;
- «Красный квадрат»;
- «Черный круг».
В ноябре 1917 года Малевич стал председателем «Бубнового валета».
В 1918 году переехал в Петроград, где создавал декорации для театральных постановок.
С 1919 года руководил «Мастерской по изучению нового искусства супрематизма» в Москве. Затем в Витебске возглавил мастерскую Народного художественного училища.
В 1922 году его полотна были представлены на первой русской художественной выставке в Берлине.
С 1923 года назначен директором музея художественной культуры в Петрограде.
В 1924 году возглавил Ленинградский государственный институт художественной культуры.
Но с 1926 года со стороны советской власти начались гонения на представителей «реакционного» искусства. Находясь в Германии, Малевич опасался худшего и составил завещание, согласно которому его картины остались в этой стране. Художника заподозрили в шпионаже и арестовали по возвращении на родину.
В декабре 1930 года Казимир вышел на свободу. Тюрьма не сломила его, и Малевич стал посредством холста и кисти критиковать коллективизацию и раскулачивание. В его творчестве начался крестьянский цикл, ярким примером которого стала работа «На жатву (Марфа и Ванька)».
В последние годы писал портреты в жанре реализма. Осталась незаконченной его картина «Соцгород».
Личная жизнь
Во время проживания в Курске Малевич познакомился с дочерью городского фельдшера Казимирой Ивановной Зглейц. Девушка понравилась молодому художнику, больше всего он вдохновился ее именем и подумал, что это судьба. Медлить с предложением руки и сердца не стал, и в 1899 году молодые поженились.
Но Казимира привыкла к безбедному существованию и постоянно требовала от мужа приличных заработков. Из-за этого Малевичу приходилось откладывать свои любимые кисти и с утра до ночи трудиться на ненавистной работе чертежника. Но долго так жить он не мог, несмотря на то, что уже родилось двое детей Анатолий и Галина. В семье наметился раскол, и художник уехал в Москву.
Через два года Казимира с детьми перебралась вслед за супругом. Однако, увидев, что в своем творчестве он не преуспел и по-прежнему беден, женщина завела себе любовника-генерала, а потом и вовсе бросила Малевича. Она отправилась в село Мещерское, где устроилась в психиатрическую больницу фельдшером. В скором времени завела роман с врачом и уехала с ним, оставив детей одной из сотрудниц.
Настоящей отдушиной в сложившейся ситуации стало для художника знакомство с детской писательницей Софьей Рафалович. Она была дочерью Рафаловича Михаила Фердинандовича, который заведовал хозяйством в той самой психиатрической больнице, где оставила малышей жена Малевича. Казимир как раз приехал за детьми, и тут повстречался с Соней.
В скором времени они стали жить гражданским браком. Официально скрепить отношения не получалось, так как художник долго не мог оформить развод с первой супругой. Софья не стала пилить Малевича и требовать денег, сама обустроила уютный домик на Немчиновке, который достался ей по наследству. А когда наступили тяжелые времена, Соня из ниток плела авоськи и продавала, тем самым спасая семью от голодной смерти.
Сыграть свадьбу Софья с Казимиром смогли лишь в 1909 году. Спустя одиннадцать лет у них родилась дочь Уна. Но в 1925 году Соня умерла.
Оставшись с маленькой дочкой на руках, Малевич через два года снова женился. Его третья супруга Наталья Манченко была моложе художника на 23 года.
Болезнь и смерть
В 1933 году у Казимира обнаружили рак предстательной железы. Заболевание быстро прогрессировало, через пару лет он уже не мог вставать с постели.
От Союза художников ему не платили пенсию, так что умирал Малевич в полной нищете. Его не стало 15 мая 1935 года. Похоронен живописец на кладбище вблизи деревни Немчиновки.
Добавить комментарий