Татьяна Михайловна Лиознова – актриса, кинорежиссёр СССР, сценарист, педагог, Лауреат государственной премии. Прославилась как режиссер. Почетное звание народной артистки было присвоено в 1984 году. Каждый ее фильм был как ребенок, который дался непросто, после огромных усилий.
Детство и юность
Началась биография Татьяны Лиозновой в столице СССР теплым летним днем – 20 июля 1924 года. По национальности она еврейка, как и ее родители. Отец был инженером-экономистом по профессии, но в начале Великой Отечественной войны отправился на фронт защищать Родину. Татьяна с матерью были эвакуированы в Свердловск, где жили во Втузгородке. Отец погиб, когда девушке исполнилось 17 лет. Мать после смерти мужа больше не решилась выходить замуж и посвятила всю себя воспитанию дочери.
Татьяна с раннего детства отличалась талантом. У нее был тонкий музыкальный слух, она научилась хорошо играть на скрипке. Но по натуре была перфекционисткой. Она отказалась от игры на этом инструменте, однажды услышав, как отвратительно звучит неправильно взятая нота.
В ранние годы у нее появился интерес к профессии режиссера. Причиной тому стала встреча с молодым актером Ю. Любимовым, который приехал в пионерский лагерь, где отдыхала девочка. Она не постеснялась обратиться к нему за помощью, чтобы он помог ей организовать театральный кружок в ее школе. В своей первой постановке «Детство маршала» она исполнила главную роль.
Татьяна Лиознова в молодости
Юность
Несмотря на то что у нее был талант игры на сцене и тяга к режиссуре, после окончания института она выбрала для поступления авиационный институт. Но проучилась там всего один семестр, так как поняла, что истинное ее предназначение в другом, и забрала документы. Подала их во ВГИК и прошла отбор. Зачислили ее на курс к Т. Макаровой и С. Герасимову.
Татьяна не сразу проявила свои способности, и после первого курса ее даже хотели отчислить. По мнению кураторов курса, ей не хватало опыта и старания, чтобы стать хорошим режиссером. Но продемонстрировав свои работы, она сумела их убедить в обратном. Ее курсовой работой стала постановка «Кармен». Она так впечатлила педагогов, что после 3 курса Герасимов пригласил ее к себе помощником.
Национальность часто становилась причиной отказа в работе для Татьяны. Поэтому однажды она приняла решение и сменила отчество с Моисеевна на Михайловна.
Окончила институт Лиознова в 1949 году, получив заветный диплом режиссера. Именно с этого момента и началась ее карьера. Впоследствии она станет одним из самых известных режиссеров своего времени. Мало кто из граждан СССР не знал, кто это такая.
Т. Лиознова за работой
Фильмография
После окончания института Татьяна пошла работать на киностудию им. М. Горького. Но там она долго не проработала, ее уволили. Причиной стала национальность девушки, о чем она неоднократно потом сообщала в своих интервью. Чтобы иметь хотя бы небольшой доход, Татьяна шила вместе с мамой. Но не бросала попыток добиться успеха по специальности. Устроившись ассистенткой на съемочную площадку, она отвечала за монтаж и свет.
В 1953 году она вновь начала работать на киностудии им. Горького. Но только после 5 лет работы появился ее первый проект – «Память сердца». Сценарий к нему писали Макарова и Герасимов. Но молодая кинематографистка стремилась показать свой талант, поэтому в каждого персонажа добавила что-то свое.
Работа стала для Татьяны центром жизни
Второй самостоятельной работой Татьяны стал фильм «Евдокия», который был снят по повести Веры Пановой. Главную роль в ней сыграла Людмила Хитяева. Сотрудничество с писательницей на этом не закончилось. Помогла она ей и при создании фильма «Рано утром».
В 2000 году Лиознова получила специальный приз от В. Путина за вклад в развитие отечественного кино.
Другими значимыми работами также стали:
- «Им покоряется небо»;
- «Золотое крыло»;
- «Три тополя на Плющихе»;
- «Семнадцать мгновений весны»;
- «Мы нижеподписавшиеся»;
- «Конец света с последующим симпозиумом».
Главной работой Татьяны Михайловны стала кинолента «Семнадцать мгновений весны». Она не теряет своей актуальности и сегодня и регулярно появляется на телеэкранах. Этот киношедевр получил множество хвалебных откликов, любил его и Леонид Ильич Брежнев.
С В.Тихоновым во время съемок фильма «Семнадцать мгновений весны»
Личная жизнь
О личной жизни Татьяна Лиозонова старалась никогда не распространяться, но кавалеров у нее всегда было много. Ходили слухи о романе с Константином Симоновым, Арчилом Гомиашвили. Но актриса долго не могла устроить свою личную жизнь, так как ухаживала за матерью. После смерти отца она осталась у нее единственным родным человеком на всем белом свете. И она, как хорошая дочь, всегда ставила ее на первое место, так и не примерив на себя статус жены.
Татьяна Михайловна в последние годы жизни
В 60-е годы близкий товарищ Татьяны погиб. И она приняла решение удочерить его девочку. Своих детей у Татьяны не было, мужа тоже, она и стала для нее настоящей семьей. Она же оставалась с ней до последнего момента, когда здоровье Татьяны ослабло. Ушла она из жизни 29.09.2011 года после длительной болезни. Ее кремировали, а урну с прахом захоронили на Донском кладбище в могиле ее матери.
Интересные факты
- В романе Ю. Семенова, по которому был снят фильм «Семнадцать мгновений весны», не было сцены встречи Штирлица с женой - ее придумала Т. Лиознова.
- Любимым хобби артистки было коллекционирование посуды.
Добавить комментарий