Биография Михаила Врубеля

Михаил Врубель
Дата рождения (день и год): 
16.03.1856
Возраст:
54
Дата смерти: 
14.04.1910
Место рождения: 
Омск, Россия
Знак зодиака: 
Рыбы
Семья: 

Жена - Надежда Ивановна Забела-Врубель.
Дети - Савва Михайлович Врубель.
Родители - Александр Михайлович Врубель, Анна Григорьевна Басаргина.

Википедия: 
https://ru.wikipedia.org/wiki/Врубель,_Михаил_Александрович

Михаил Врубель – художник, которого называли гением, стремившимся познать секреты мироздания, и безумцем, одержимым демоном. Его творчество до сих пор вызывает споры и противоречивые чувства, работами восхищаются и отвергают. Но все признают в нем выдающегося творца-символиста, сумевшего, по словам Александра Блока, проникнуть за грань земного бытия и представить зрителям иные миры, которых простые смертные не видят.

Истоки

Дворянский род Врубелей – польского происхождения. Отец художника Александр Михайлович – офицер, участник Кавказской кампании и Крымской войны, позднее военный юрист. Мать, Анна Григорьевна Басаргина, также дворянка, дочь вице-адмирала, астраханского губернатора.

Михаил, родившийся 5 марта 1856 года, уже в три года потерял мать. Через несколько лет отец женился вторично, и его избранница, пианистка Елизавета Христиановна Вессель, стала заботливой матерью для всех детей мужа. В Саратове, куда отца направили командовать гарнизоном, девятилетний Михаил увидел копию фрески Микеланджело «Страшный суд» и воспроизвел в подробностях.

Врубелю был присущ эйдетизм – особый вид зрительной памяти, при котором живописец может точно воспроизвести на холсте то, что увидел лишь один раз. Таких людей называют эйдетиками.

Родители удивились и порадовались склонности сына к творчеству. Позднее в Петербурге, а затем в Саратове, где жила семья, он ходил в рисовальные классы и брал уроки рисования у частных преподавателей. Однако о карьере художника для Михаила речь никогда не шла. Наследник юриста должен был стать юристом. Сын не противился и в 1874 году поступил на юрфак Санкт-Петербургского университета.

Михаил Врубель
Михаил Врубель. Автопортреты

Северная столица на любого действует гипнотически, что же говорить о юноше, душа которого рвалась к прекрасному: музыке, поэзии, живописи. Посещение Эрмитажа, знакомства с творческими людьми Северной столицы, среди которых были выпускники Академии художеств Серов, Репин, окончательно убедили Михаила, что сопротивляться своему призванию бессмысленно.

Учеба на юрфаке не задалась. Юридические дисциплины Врубеля не привлекали, но он с удовольствием занимался философией, историей и языками. Не видя себя юристом, начал ходить на лекции совсем другого толка – к профессору Академии художеств Павлу Петровичу Чистякову.

Ученические работы Врубеля, написанные под руководством Чистякова, признали академическим эталоном, они до сих пор хранятся в фонде Академии. Университет Михаил все-таки окончил, но объявил отцу, что начинает обучение в Академии художеств. Отношения были надолго испорчены.

Становление

Педагогам изначально было понятно, что Врубель обладает недюжинным, а главное, уникальным талантом. Академические рисунки и первые живописные произведения были удостоены знаков отличия. В 1884 году профессор Адриан Прахов, археолог и историк искусства, по рекомендации П. Чистякова заказал Михаилу Врубелю монументальные живописные работы в реставрируемой Кирилловской церкви XII века в Киеве.

Эта церковь до сих пор соседствует с психиатрической больницей. Через два десятилетия Врубель попал туда пациентом, там же потерял зрение.
Богоматерь с младенцем
Глаза героев картин Врубеля завораживают. «Богоматерь с младенцем»

Художник погрузился в стихию религиозной живописи, полностью захватившую его. Выполнил множество реставрационных работ, создавал иконы, фрески. Работы над иконами продолжились в Венеции, куда А. Прахов направил мастера для изучения искусства эпохи Возрождения. Лучшая среди них – образ Богоматери. На иконе художник изобразил Эмилию Прахову, жену своего работодателя, глубокое безответное чувство к которой питал, похоже, всю жизнь.

Вернувшись из-за границы, Врубель узнал, что обещанный ему заказ на роспись Владимирского собора отдан Виктору Васнецову. Михаилу Александровичу поручили сделать эскизы к некоторым композициям, но работы не были приняты строительным советом собора. Позволили расписать лишь некоторые орнаменты. Они поражают творческой фантазией автора. А вот иконописные работы Врубеля, а также появившийся в его работах образ Демона вызвали недовольство Адриана Прахова, и в 1889 году он уволил художника.

Реставрируя Кирилловскую церковь, Врубель на иконах выписывал лики святых, а в мастерской в это же время рисовал эскизы демонов.
«Шестикрылый серафим» Врубеля
«Шестикрылый серафим» Врубеля

Киевский период жизни художника был нестабилен в бытовом и творческом планах. Он беспечно относился к деньгам, ветрено – к женщинам, отдавал шедевры за бесценок, порой уничтожал и часто переписывал уже выполненные работы. Творческие неудачи, усталость от религиозных сюжетов, увлечение спиртным усугубляли положение.

Московский период

С 1889 года Врубель жил и творил в Москве (с небольшими перерывами). Подружился с крупным промышленником-меценатом Саввой Мамонтовым, который всячески поддерживал его. Последнее десятилетие XIX века в биографии Врубеля – самое счастливое время. Было много платежеспособных заказчиков, мастер создавал не только картины и панно, но также скульптуры, майолику, выполнял архитектурные проекты и чертежи для мебели, даже расписывал балалайки и придумывал рисунки для обоев.

У него верные друзья-единомышленники. В это же время он знакомится с будущей женой Надеждой Забелой, делает предложение, они венчаются. Для первой Всероссийской промышленной выставки в Нижнем Новгороде С. Мамонтов заказал Врубелю два монументальных панно. Эти работы вызвали грандиозный скандал.

Художника окрестили декадентом, панно признали «нехудожественными», а все потому, что они не вписывались в главенствующую в то время художественную концепцию. Савва Мамонтов построил для этих работ особый павильон, и они привлекли множество народу. Как обычно бывает, скандал принес виновнику известность. Представленные на выставке работы художника в иных жанрах показали разные грани его творчества. О Врубеле заговорили как о мастере.

Фрагмент картины «Царевна Лебедь»
Фрагмент картины «Царевна Лебедь»

Когда же художник начал активно выставляться, публика не приняла его. Многие товарищи по цеху тоже. А вот за границей заметили и отметили. К художнику пришла европейская известность.

Испытания

В 1901 году у Врубелей родился сын Савва. Родился с дефектом – «заячьей губой», это вызвало серьезный душевный кризис у художника, усмотревшего в случившемся недобрый знак. Он сосредоточился на работе, и это были вариации Демона. Содержание семьи (Надежда Ивановна, полностью посвятив себя сыну, на время оставила сцену) требовали усилий, он работал едва ли не сутками. Напряжение спровоцировало сильнейшее психическое расстройство. Художник оказался в клинике.

Помешательство живописца привлекло к нему всеобщее внимание. В его творчестве стали находить истинную поэтичность. В 1902 году друзья организовали выставку его творений. Искусствоведы и публика стали иначе относиться к работам самобытного автора. Состояние Врубеля то ухудшалось, и тогда он бывал буйным, то стабилизировалось. Узнавал знакомых, мог разговаривать, но бесед об искусстве избегал. Прогнозы врачей были неутешительными: выздоровление невозможно, дальше будет только хуже.

Новый кризис

Через год М. Врубеля выписали из клиники. Работать он не мог, был рассеянным и бессильным. Апатия переросла в жесткую депрессию. Знакомый меценат пригласил Врубелей пожить у него в имении недалеко от Киева. Это взбодрило больного, рада была и Надежда. Однако заболел двухлетний сын. Казалось, заболел легко, но состояние ребенка резко ухудшилось, и он умер.

Смерть сына вывела Врубеля из депрессии, но после похорон мальчика психическое состояние резко ухудшилось. Лечили пациента в нескольких клиниках для душевнобольных. Один из врачей, не согласившись с диагнозом, поставленным Бехтеревым и Сербским («неизлечимый прогрессивный паралич»), настаивал, что Врубель должен работать, и это спасет его от меланхолии. Однако работа не помогала.

Художник хотел покончить с жизнью, отказывался от еды. Простуда привела к острому ревматизму. Больной ослаб настолько, что его возили в коляске. В очередной клинике – доктора Усольцева – произошла временная реабилитация. Помогли методы врача, а также постоянное присутствие рядом жены и сестры.

Летом 1904 года супруги переехали в Петербург, где Надежда Ивановна возобновила певческую деятельность. Врубель ощутил возросший интерес к своему творчеству у критики и зрителей. Во многом это было обусловлено тем, что модными стали символизм и импрессионизм, и опередившие свое время работы художника с их символикой и образным строем теперь «попали в десятку». Художнику присвоили звание академика.

«Демон сидящий» Врубеля
Искусствоведы сходятся во мнении, что «Демон сидящий» – лучшая картина Врубеля

Угасание и смерть

Однако симптомы психоза быстро вернулись, Врубель вновь оказался в клинике Усольцева. Адекватно начал реагировать на окружающее лишь спустя полгода. И сразу вернулся к творчеству, религиозным сюжетам. В начале 1906 г. стал терять зрение, диагноз прогрессивного паралича подтвердился, началась атрофия зрительного нерва. Уже через месяц не мог ни читать, ни рисовать. Вскоре ослеп полностью.

В оставшиеся 4 года жизни Врубель почти всегда находился под влиянием галлюцинаций. Во время просветлений пытался аскетическими практиками вернуть зрение – безрезультатно. Не раз говорил сестре, что устал жить. Смерть приблизило воспаление легких и чахотка, которые Врубель спровоцировал сам, стоя февральскими ночами перед открытой форточкой.

Перед смертью, которая наступила 1 апреля 1910 года, приведя себя в порядок, сказал санитару: «Довольно мне здесь лежать — поедем в Академию». На следующий день гроб с телом был установлен в Академии художеств. Похоронили Врубеля на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.

Личная жизнь

Врубель пережил лишь два серьезных любовных увлечения.

Прахова

В 28 лет страстно влюбился в жену историка искусств Адриана Прахова – Эмилию. Это была талантливая пианистка, ученица самого Ференца Листа. В Киеве ее знали как хозяйку литературного салона. Эксцентричность натуры Врубеля на первых порах прощалась Праховыми, но, когда ухаживания стали назойливыми, его отправили в Италию в надежде, что изучение византийского искусства выветрит в молодом человеке стойкую влюбленность.

Не получилось. Безответная любовь лишь распалила его, привела к созданию настоящего культа Эмилии. Он написал с нее икону. Сделав предложение и получив отказ, очень переживал, со свойственной ему экспрессивностью резал себя, это, как ему казалось, уменьшало душевую боль.

«Сирень» Врубеля
«Сирень»

Забела

Вторая большая любовь Врубеля – Надежда Ивановна Забела, ведущая солистка Частной русской оперы Саввы Мамонтова. Он их и познакомил. Надежда окончила институт благородных девиц в Киеве и Петербургскую консерваторию. Сам Римский-Корсаков писал музыку под ее уникальные вокальные данные.

Голосом и красотой Надежда покорила художника раз и навсегда. Он сразу сделал Надежде предложение. Девушку просветили, что художник – «с причудами», злоупотребляет спиртным, зарабатывает от случая к случаю, когда есть деньги – транжирит их, а в целом живет впроголодь. Тем не менее примадонна сказала «да». Влюбленные обвенчались в Женеве, где певица гастролировала.

Долго Врубеля называли просто «мужем Забелы». Его слава превысила славу жены позднее. Художник всегда ценил Надежду Ивановну как актрису. Придумывал костюмы к ее ролям. Ходил на все спектакли. Жена была его музой, ей он посвящал картины, лирику, музыку.

Родители Надежды Ивановны не одобряли выбор дочери. Во-первых, смущал возраст жениха: 40 лет против невестиных 28, во-вторых, весьма сомнительной была репутация.
Надежда Ивановна Забела
Врубель часто придумывал костюмы для ролей супруги

Семейная жизнь стала для Врубеля счастливым завершением его долгих душевных скитаний. Казалось, он обрел покой, уверенность в будущем. Но рождение больного ребенка перечеркнуло творческие планы. Художник вернулся к образу Демона, писал его, как одержимый, порой в пьяном угаре, по 16-20 часов в день.

И без того неустойчивое психологическое равновесие рухнуло. Он винил в нездоровье сына себя, воспринял это как наказание за то, что писал и Христа, и нечистую силу. Надежда Ивановна до конца была с мужем, поддерживала его во время рецидивов болезни. Она скончалась тремя годами позднее.

Интересные факты

  • Фамилия Врубель происходит от польского слова wrobel – воробей, так что по-русски их фамилия звучала бы как Воробьевы.
  • Отец по национальности – поляк; у матери по линии отца в предках числились монголо-татары, по линии матери – датчане.
  • Будучи студентом университета, Михаил подрабатывал репетиторством. В частности, помогал в учебе своему сокурснику. С его семьей в юности не раз бывал за границей.
  • То, что одним из главных персонажей картин Врубеля стал Демон, породило слух о продаже им своей души дьяволу. И, якобы, когда тот открыл мастеру свое лицо, художник ослеп и потерял рассудок.

Частые вопросы о М.А. Врубеле

Какой болезнью страдал художник?

Врачи говорили, что в возрасте 35 лет, а может и раньше, Врубель заразился сифилисом: богемный образ жизни вел смолоду. Знаменитый психиатр В. М. Бехтерев поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (сейчас недуг называют третичным сифилисом). Болезнь вызывает тяжелые последствия для всего организма, в том числе слепоту.

В медицинской карте Врубеля в психиатрической клинике значилось, что мать страдала туберкулезом, умерла в 23 года. У отца был артериосклероз, инсульт. Дед по матери – маньяк, по отцу – алкоголик. Брат умер малолетним от туберкулеза, сестра страдала меланхолией, сродный брат был наркоманом. Как при такой наследственности быть здоровым человеком?

Интересное видео по теме:

    Embedded thumbnail
    Embedded thumbnail
    Embedded thumbnail
    Embedded thumbnail

Добавить комментарий