Валерий Владимирович Ободзинский (1942-1997) — известный советский и российский певец, исполнявший всенародно любимые эстрадные песни. Его композиции «Восточная песня» и «Эти глаза напротив», «Колдовство» стали классикой советской эстрады. Он никогда не вписывался в стандарты советских певцов, что не мешало иметь огромную популярность. Любовные лирические песни Ободзинского превратили его в настоящего кумира советских женщин. Певец рано покинул сцену, но остался в памяти многих людей непревзойденным тенором.
Детство и юность
Валерий Ободзинский родился 24 января 1942 года в Одессе. Это было трудное военное время, когда родной город будущего певца был оккупирован фашистами. Родители маленького Валеры ушли на фронт, поэтому его и дядю Леонида воспитывала бабушка. Она и спасла обоим жизнь после того, как немецкий военный заподозрил детей в краже колбасы. Женщина работала дворником, и ее внук с ранних лет помогал убирать придомовую территорию.
Годы учебы в школе складывались для Валеры нелегко: он не проявлял особого интереса к знаниям, зато попал в компанию местных хулиганов. Они использовали талантливого мальчика, который уже тогда явно выделялся своим голосом, для совершения краж. Компания приходила на пляж, где Валера начинал петь, притягивая взоры отдыхающих, а в это время шпана изымала ценное содержимое сумок и кошельков. «У меня был интересный и сложный процесс», — вспоминал потом певец. Пребывание в столь сомнительной компании не обходилось без алкоголя, пагубное пристрастие к которому будет сопровождать певца всю жизнь.
Получив школьный аттестат, Валерий сразу же пошел работать. Он устроился кочегаром на один из пароходов, потом занимался развлечением отдыхающих и даже трудился в мебельной артели, изготавливая замки для шкафов. Но все это было не то: молодой человек чувствовал, что его призвание совершенно в другом. В этом свете поступление в музыкальное училище города Томска 16-летнего юноши выглядело вполне естественным и объяснимым. Здесь Валерий приобрел навыки игры на контрабасе. В далекую Сибирь Ободзинский отправился вместе с неким администратором-вербовщиком, предложившим вместе с учебой ездить по сибирским весям с концертами. Он был зачислен официально в штат местной филармонии и начал гастрольную деятельность.
Начало яркой карьеры
Выступления Ободзинского в разных сибирских городах имели большой успех, но не позволяли развиваться его вокальной карьере. В этом плане судьбоносным для Валерия оказался 1964 год, когда он познакомился с П. Шахнаровичем, ставшим позднее директором его ансамбля, а в те времена выступавшим в оркестре О. Лундстрема. Позднее Шахнарович вспоминал, что на концерте в Норильске увидел молодого исполнителя, который замечательно играл на контрабасе и очень прилично пел. По приезде в столицу он порекомендовал Ободзинского Лундстрему, и тот взял его к себе. Переехав в Москву и поднабравшись опыта профессиональных выступлений, Валерий стал активно сотрудничать с молодыми авторами, исполняя их песни. А вот звездные композиторы предпочитали обходить Валерия стороной, видимо, считая его выскочкой.
Ободзинский с большой теплотой вспоминал работу в оркестре, признавая, что Лундстрем помог избавиться от большой закомплексованности, находившей выражение в апломбе и излишней самоуверенности. Вместе с оркестром Лундстрема певец стал впервые выезжать за границу. Именно после поездки в Болгарию, откуда он вернулся с настоящим шлягером «Луна на солнечном берегу», об Ободзинском узнал весь Советский Союз.
Эту песню написал композитор Б. Карадимчев, подаривший ее певцу. Растущая популярность привела к тому, что вокруг исполнителя появилось множество сомнительных личностей, предлагавших организовать гастроли, сольники и сулившие манну небесную. Да и сам Валерий все больше думал о самостоятельном плавании. В итоге он уходит от Лундстрема и устраивается в Донецкую филармонию, где ему пообещали создать свой ансамбль. Здесь он проработает с 1967 по 1972 года и за это время обретет огромную популярность.
В зените славы
Вскоре молодой тогда композитор Д. Тухманов доверил Ободзинскому свои две песни, ставшие впоследствии знаменитыми, — «Эти глаза напротив» и «Восточная песня». Дебют последней состоялся в 1967 году на новогоднем «Огоньке и имел колоссальный успех. Слава Ободзинского в это время нисколько не уступала культовым И. Кобзону и Э. Хилю.
Первая пластинка Валерия, увидевшая свет в 1967 году, была распродана тиражом в 13 млн экземпляров. По словам арт-директора певца П. Шахрановича, до середины 70-х годов Ободзинский давал по 14-15 концертов за декаду, на которых всегда был аншлаг. Это позволяло ему зарабатывать в десять раз больше далеко не бедного секретаря обкома. Но такой график был работой на износ, и временами его настигало физическое и нервное истощение.
В 1973 году Ободзинский начинает петь в ансамбле «Верные друзья», ранее называвшемся «Москвичи». Валерий Владимирович стал солистом и художественным руководителем коллектива. За четыре года сотрудничества было выпущено множество песен, в том числе для кинофильмов. В 1977 году Валерий покидает ВИА и вскоре присоединяется к ансамблю «Диско», возглавляемому И. Петренко. По воспоминаниям одного из музыкантов, во время гастролей Ободзинский регулярно принимал антидепрессанты и успокоительные средства. Но на сцене он был неподражаем, и публика ломилась на его концерты, а его акапельное исполнение песни «Мама» трогало многих женщин до слез.
Чаще всего певец приезжал в Ленинград, выступая там во время белых ночей. Любил он бывать и на малой родине, в Одессе, где давал концерты в «Летнем театре». Здесь он был невероятно популярен, а друзья детства буквально сопровождали каждый его шаг. Нередко Валерий Владимирович посещал Свердловск, откуда родом его первая супруга. Ободзинский сотрудничал со многими известными советскими композиторами, среди которых М. Пляцковский, Л. Дербенев, Д. Тухманов, И. Шаферан, Н. Добронравов и другие. Всенародная любовь к Ободзинскому практически никак не материализовалась в регалии. Лишь однажды в 1973 году он получил звание заслуженного артиста Марийской республики за почти два месяца бесплатных выступлений.
Опальный певец
Несмотря на всенародную любовь, Валерий Ободзинский никогда не был особо обласкан властью. Его песни неоднократно запрещали, находя в репертуаре некие крамольные вещи. К примеру, одно время властями было наложено табу на исполнение «Восточной песни», которые заподозрили неполиткорректность во фразе про точки после буквы Л накануне векового юбилея Ленина. В 1971 году на концерте тенора побывал министр культуры РСФСР Попов, который после этого запретил его выступления на территории республики. И хотя спустя год ограничение было снято благодаря протекции завотделом культуры ЦК Шауро, обожавшем Валерия, неприятный осадок от этого остался.
Не приветствовалось и излишне раскованное поведение певца на сцене, которое сравнивали с худшими западными образцами. Добавляло негатива и личное неприятие Ободзинского со стороны министра культуры СССР Е. Фурцевой, а также главы Гостелерадио С. Лапина. Реноме слащавого и несерьезного исполнителя, репертуар которого не соответствует образу советского певца, закрыло ему дорогу на телеэкраны. Не жаловали его и московские чиновники.
Один из них даже специально звонил директору Театра эстрады с требованием отменить большую часть концертов, запланированных на целый месяц вперед.
Творческий кризис
Со второй половины 70-х годов в карьере Ободзинского наметился очевидный спад. «Я начал чувствовать, что нахожусь в тупике. Мне стало скучно», — вспоминал артист. Он понял, что в жизни нужно что-то менять. Валерий пытался поставить музыкальный спектакль по сонетам Шекспира на музыку композитора Филиппова, но не нашел поддержки своего начинания. Певец стал много выпивать и быстро почувствовал, что сцена и зритель начинают отворачиваться от него. Срыв после 15-летней паузы случился в новогоднюю ночь 1976 года, после чего остановиться было трудно. Бороться за былую славу он не стал и в 1987 году полностью ушел с эстрады. После этого Ободзинский успел поработать сторожем на складе и галстучной фабрике. Попытки покинуть страну и эмигрировать в США также ни к чему не привели.
Выйти из крутого пике Ободзинскому помогали единицы. Большинство из тех, с кем раньше работал певец, старались не замечать его проблем. Одним из немногих, кто протянул руку помощи Валерию, стал Л. Дербенев, специально для него написавший несколько песен. Позднее благодаря настойчивости гражданской супруги А. Есениной он записал девять песен А. Вертинского. В 1994 году Валерий Владимирович выступил перед широкой публикой в концертном зале «Россия». Это был первый выход на сцену после долгого перерыва. Несмотря на употребление алкоголя и наркотиков, Ободзинский сумел сохранить свой феноменальный голос, сорвав бурные аплодисменты собравшейся публики.
Затем певец возобновил гастрольную деятельность и проехал по сценическим площадкам нескольких российских городов. Последним публичным выступлением певца стали съемки в телепередаче «Золотой шлягер». Валерий Ободзинский скончался от инфаркта 26 апреля 1997 года. Похоронен на Кунцевском кладбище столицы.
Личная жизнь
О личной жизни певца существуют довольно противоречивые сведения. Первой супругой Ободзинского была Нелли Кучкильдина, с которой он познакомился во время гастролей в Иркутске. Она тогда училась на факультете иностранных языков. Перед свадьбой, имевший опыт пристрастия к алкоголю певец, обещал будущей супруге не пить и некоторое время держал свое слово. У пары родились две дочери — Анжелика и Валерия. Старшая Анжела стала профессиональной певицей и сама исполняет многие песни отца, а младшая трудится звукорежиссером в «Мелодии». Нелли поставила крест на собственной карьере ради успехов мужа и сопровождала его во время гастролей.
Через 17 лет совместной жизни Ободзинский ушел к Лоле Кравцовой и прожил с ней около двух лет. В то же время П. Шахранович выдвинул свою версию, согласно которой Нелли страдала серьезными психическими отклонениями и даже однажды изменила Ободзинскому. Из-за этого он якобы долго мечтал с ней развестись и отказывался признавать младшую дочь. Тем не менее после недолгого брака с Кравцовой Ободзинский вернулся к Нелли, но счастливым это возвращение назвать нельзя, и в 1988 году они окончательно разошлись.
Последние годы жизни Ободзинский проживет в гражданском браке со своей давней поклонницей Анной Есениной, которая помогала певцу вернуться на сцену и почувствовать в себе былую уверенность. Все свое имущество Валерий завещал Анне, что спровоцировало судебные тяжбы с первой супругой Нелли.
Комментарии
Гость - 21 апреля 2017 - 23:07
С Обонзинским связана моя самая светлая пора моей жизни, юной жизни, я первый танец с первой девочкой танцевал под песню ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ! ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!!!
нина - 17 августа 2019 - 14:09
Талант не пропьешь.Тот,кто поет сердцем, остается в сердцах, несмотря на зависть фурцевых и лапиных, о которых давно забыли, а Валерий в наших сердцах вместе с песнями живет и сейчас, мы их слушаем. Слава его будет еще долго жить вместе с его светлым и чистыми прекрасными песнями, прекрасным голосом.
Владимир - 18 августа 2019 - 15:45
Прекрасный голос, прекрасный певец, 21-й век, а мы с большим удовольствием слушаем песни Валерия и я уверен, что будем еще долго наслаждаться его чистым голосом и действительно он исполнял песни от сердца, жаль, что мало пожил!!!
Добавить комментарий