Одри Хепберн (англ. Audrey Hepburn, урожд. Одри Кэтлин Растон, 1929-1993) — знаменитая британская киноактриса, фотомодель, общественный деятель. Обладательница редкой красоты и большого таланта, она стала примером для подражания на всей планете. Всем известно «маленькое черное платье», в котором она появилась в фильме «Завтрак у Тиффани». До сих пор многие считают актрису эталоном стиля и женственности. Одри была награждена кинопремией «Оскар» за лучшую женскую роль в картине «Римские каникулы». После окончания кинокарьеры Хепберн внесла огромный вклад в реализацию благотворительных программ фонда ЮНИСЕФ, оказав неоценимую помощь детям из слаборазвитых государств.
Детство и юность
Одри Хепберн родилась 4 мая 1929 года в небольшом городишке Иксель, расположенном рядом с Брюсселем. Ее отец Джон Виктор Растон был преуспевающим банкиром, а мать Элла имела аристократическое происхождение. Позднее отец добавил к фамилии имя Хэпберн, наградив им и дочь. Благородная кровь, доставшаяся по наследству будущей актрисе, совсем не сделала ее детство особенно счастливым. Мать Элла отличалась твердым характером и желала дать своей дочери хорошее образование. Поэтому в 5 лет отдала ее в английскую школу-интернат, а для более серьезного знакомства с английской культурой отправляла ее проводить выходные в семью простого шахтера.
Родители развелись, когда Одри было 6 лет. Она тяжело переживала это обстоятельство и назвала его самым тяжелым моментом в жизни. Став знаменитой актриса, она найдет своего отца в Дублине и до последних дней будет его поддерживать.
После этого Одри уехала вместе с матерью на ее историческую родину – в Голландию. Будучи подростком, девочка познала все тяготы войны по причине оккупации страны фашистами. Одри даже была вынуждена взять псевдоним Эдда ван Хеемстра, так как жить под настоящим именем было опасно. Об этом свидетельствует смерть дяди и двоюродного брата матери, уничтоженные нацистами как участники движения Сопротивления. Особенно тяжело было в 1944 году, когда семья все время голодала. Чтобы хоть немного забыться, она днями напролет читала книги и старалась меньше двигаться. От хронического недоедания у Одри началась анемия, развилась отечность, появились сбои в нервной системе. Отчасти этим можно объяснить частые депрессии, которые преследовали актрису во взрослой жизни.
Дорога в мир кино
Еще в детстве Одри тяготела к искусству и много рисовала, не прекращая это занятие даже в самое тяжелое время. После войны она прошла обучение в консерватории Арнема и переехала в Амстердам, где вместе с матерью трудилась медсестрой в одном из домов ветеранов. Параллельно с этим девушка стала брать уроки балетного искусства и занималась танцами у известных педагогов М. Рамперт и В. Нежинского. Несмотря на все старания, приложенные Одри, прима-балериной она так и не стала, хотя ее зачислили в балетную школу Лондона. Возможно, на это повлияло мнение Рамперт, выразившее сомнения по поводу далеких перспектив ученицы. Такой поворот событий не стал поводом для отчаяния, и девушка решила обратиться к драматическому искусству.
Первое появление Хепберн на экране состоялось в 1948 году, когда она снялась в неигровом обучающем фильме «Голландский за семь часов». Дебют в жанре художественного кино случился тремя годами позже в картине «Зернышко дикого овса», где Одри предстала в образе девушки-регистратора гостиницы. Затем последовали несколько эпизодических ролей, а первую большую роль ей доверили в фильме «Засекреченные люди». Сыграв балерину, она получила немало положительных отзывов критиков. Далее была работа в фильме «Дитя Монте-Карло», которая стала в чем-то судьбоносной. Во время съемок с ней случайно повстречалась писательница С. Колетт, по протекции которой актрисе предложили сыграть в бродвейской постановке «Жижи». Пьеса шла с большим успехом около полугода.
«Римские каникулы»
В 1953 году на экраны планеты вышла романтическая комедия режиссера У. Уайлера, где в главных ролях снялись один из популярнейших актеров того времени Г. Пек и тогда еще начинающая актриса Хепберн. Фильм, повествующий о любви между обыкновенным журналистом и наследницей престола, снискал огромную любовь миллионов зрителей. За эту роль актрису наградили премией «Оскар», а ее образ стал тиражироваться в модных журналах. После «Римских каникул» Одри снимется у Уайлера еще в трех картинах, и все они будут отличаться в жанровом исполнении — драма «Детский час», романтическая комедия «Сабрина» и детектив «Как украсть миллион».
Голливудская звезда
В разное время партнерами известной актрисы были М. Шевалье в фильме «Любовь после полудня», К. Грант в принятом на ура критиками «Шараде», Ф. Астер в картине «Забавная мордашка», Ш. Коннери в киноленте «Робин и Мэриан» и другие. Многие партнеры по съемочной площадке стали затем ее хорошими друзьями.
Одну из самых успешных ролей Хепберн сыграла в драме «Завтрак у Тиффани» режиссера Б. Эдвардса. Актриса предстала в образе эксцентричной девушки, находящейся в поиске богатого любовника. Одри всегда отмечала эту роль как свою удачу, над которой пришлось немало потрудиться, ведь она, будучи интровертом, должна была изобразить полную противоположность. Но Хепберн блестяще справилась с этим и вдобавок исполнила песню «Moon River», которая принесла ее авторам Г. Манчини и Д. Мерсеру премию «Оскар». Во время съемок актриса часто одевала стильную одежду, разработанную в соавторстве с Живанши, в том числе ставшее широко известным «маленькое черное платье».
Яркой чертой биографии Одри Хепберн стали ее роли в мюзиклах. В 1964 году она сыграла один из самых ярких образов — Элизу Дулиттл в музыкальном фильме «Моя прекрасная леди», поставленном по пьесе Б. Шоу «Пигмалион» и одноименному мюзиклу Ф. Лоу. Об успехе постановки свидетельствует получение ею восьми премий «Оскар» в 1965 году. Однако фильм сотрясали скандалы, один из которых был непосредственно связан с Хепберн. Она подготовила все вокальные партии для роли, но затем певица М. Никсон заново перепела все композиции. Узнав об этом, Одри в сердцах покинула съемки, но вскоре, извинившись, все же вернулась. Некоторые оригинальные записи актрисы сохранились и стали достоянием культурного наследия.
В начале 70-х годов карьера актрисы пошла на спад. Она все меньше снимается и все больше времени уделяет личной жизни, тем более, что вторая беременность протекала очень тяжело. В это время последовало несколько откровенно провальных работ, среди которых особо выделялась «Робин и Мэриан». Несмотря на партнерство самого Ш. Коннори, особого успеха эта картина, повествующая о постаревшем Робине Гуде, не имела. Одним из самых больших разочарований Хепберн стал отказ от роли бывшей балерины в картине «The Turning Point», которая была прописана прямо для нее. В результате фильм снискал большой успех, но с Ш. Мак Лейн.
В 1979 году Хепберн сделала новую попытку вернуть былую славу, снявшись в «Кровавых узах». Но и здесь неудача: даже лояльно настроенные критики откровенно признавали посредственность материала. В 1981 году Одри сыграла главную роль в комедии «Все они смеялись», омрачившись убийством подруги ее режиссера П. Богдановича. Несмотря на это, после долгого перерыва актриса, наконец, услышала положительные отзывы о своей игре. Символично, что последней кинороли Одри стала камео в фильме «Всегда» (1989), снятом С. Спилбергом в качестве ремейка картины «Парень по имени Джо».
Общественная деятельность
Помня о помощи, которую оказал Одри фонд ЮНИСЕФ в военные годы, она после завершения кинокарьеры получила назначение на должность спецпосла этого детского фонда, работающего под эгидой ООН. Она неоднократно посещала беднейшие страны мира, содействуя улучшению жизни детей. Как участник миссии ЮНИСЕФ Хепберн решала вопросы предоставления гуманитарной помощи, обеспечения нуждающихся питьевой водой и организовывала вакцинации. В работе на международном поприще ей помогало отличное знание нескольких языков: французского, английского, итальянского, голландского, испанского.
В 1988 году Хепберн побывала в Турции в рамках компании по иммунизации населения. Это была одна из наиболее успешных миссий, по поводу которой актриса сказала: «Нам потребовалось только 10 дней, чтобы привить всю страну. Неплохо».
Работа в фонде отнимала немало времени и сил. Свою последнюю поездку она совершила в 1992 году в Кению и Сомали. Здесь ее стали мучить внезапные сильные боли в животе. Несмотря на все просьбы прекратить миссию и вернуться в Европу для лечения, Хепберн продолжила участие в программе. После возвращения домой у нее диагностировали онкологическое заболевание прямой кишки. Проведенная операция дала лишь временный эффект, а затем боли возобновились. В итоге врачи так и не смогли помочь смертельно больной актрисе. Свое последнее Рождество она праздновала вместе с детьми и назвала эти дни самыми счастливыми в жизни. Одри Хепберн скончалась в окружении близких людей 20 января 1993 года. Актриса похоронена в швейцарском городке Толошеназ.
Личная жизнь
Одним из увлечений актрисы стал партнер по съемочной площадке фильма «Сабрина» У. Холден. Он был известен связями на стороне и, чтобы не иметь проблем с возможным появлением детей на стороне, сделал вазэктомию. Как только Хэпберн стало известно об этом, она немедленно разорвала с ним всякие отношения. Поговаривали, что какое-то время Одри связывали отношения с Г. Пеком, но оба всячески отрицали эти домыслы, оставаясь хорошими приятелями до самой смерти актрисы.
Со своим первым супругом режиссером М. Феррером Одри познакомилась во время работы над спектаклем «Ундина». Сильные чувства между влюбленными вспыхнули с такой силой, что их не смогли остановить пятеро детей и третий брак Мелома. Они поженились в 1954 году и совместно жили 14 лет. В 1960 году у пары на свет появился сын Шон. Разрыв с супругом Одри переживала крайне тяжело и даже вынуждена была обратиться за психиатрической помощью. Так рядом с ней оказался итальянский психиатр А. Дотти, который стал ее вторым мужем. Он был на десять лет моложе Одри и имел большой авторитет как психоаналитик. Вскоре Хепберн родила сына Люка, но даже это не укрепило брак. Дотти все чаще изменял своей супруге, что привело к закономерному разрыву отношений.
Новая любовь пришла к Хепберн, когда ей было около 50 лет. Ее новым избранником стал актер из Нидерландов Роберт Уолдес. Они так и не оформили официальных отношений, однако, по словам актрисы, это им никогда не мешало быть счастливыми.
Добавить комментарий