Биография Карла Брюллова

Карл Брюллов
Дата рождения (день и год): 
22.12.1799
Возраст:
224
Место рождения: 
Петербург
Знак зодиака: 
Козерог
Цвет глаз: 
карий
Семья: 

Жена - Эмилия
Дети - нет

Брюллов Карл Павлович (1799-1852) – великий русский живописец, виртуозный мастер портретов, его кисти принадлежит бессмертное творение – картина «Последний день Помпеи».

Детские годы

Карл появился на свет 23 декабря 1799 года в городе Петербурге.

Исторические корни семейства Брюлло брали своё начало во Франции. Там семья жила, пока не была изгнана из страны в конце ХVII века после отмены Нантского эдикта, так как принадлежала к протестантам. Убежав из Франции, Брюлло обосновались в немецком городе Люненбурге. А оттуда в поисках лучшей жизни прадед Карла Брюллова, Георг Брюлло, уехал в 1773 году в Россию. Его пригласили на императорский фарфоровый завод работать на должности орнаментного скульптора. Георг прибыл с младшим сыном и двумя внуками от покойного старшего сына. Одним из внуков был отец Карла Брюллова – Павел (Пауль).

Павел Иванович Брюллов родился в 1760 году. Он стал мастером живописной миниатюры и гравёры, очень силён был в искусстве резьбы по дереву. В петербургской Академии художеств Павел Брюллов занимался преподавательской деятельностью, вёл класс орнаментальной скульптуры, имел звание академика. Мама Карла Брюллова, Мария Ивановна Шрёдер, имела немецкие корни. Кроме Карла в семье Брюлловых было ещё пятеро детей – две девочки и три мальчика.

Ребёнком Карл рос очень болезненным, в возрасте семи лет переболел золотухой (это старое название наружного туберкулёза кожи и лимфатических узлов). Во время болезни мальчик на некоторое время оказался полностью прикованным к постели.

Карл Брюллов

Несмотря на то, что Карл был слабым и часто болел, отец с ранних лет усердно заставлял его изучать искусство живописи. Павел Иванович был очень строгим родителем. Он давал сыну домашнее задание по рисованию, и если тот его не выполнил, то лишал ребёнка завтрака на следующий день. Карл видел, какой у него трудолюбивый отец, и очень хотел быть на него похожим. В то же время мальчик побаивался своего папу, потому что однажды ослушался его и был физически наказан, в результате чего оглох на левое ухо.

Тем не менее Карлу искусство живописи очень нравилось, он осваивал навыки, с удовольствием обучался, в различных ракурсах изображал животных и людей. В 1805 году ушёл в отставку отец, и с этого времени сын помогал ему, когда тот трудился над разными частными заказами. Например, отец часто брал Карла с собой на работу, когда оформлял Кронштадтскую церковь.

Годы учёбы в Академии

Все мальчики в семье Брюлловых учились в Петербурге в Императорской Академии художеств. В 1809 году, в возрасте десяти лет, поступил туда на учёбу и маленький Карл. Его зачислили на казённое содержание, проучился он здесь 12 лет.

Среди сверстников он сразу выделился своею одарённостью и отличной домашней подготовкой. Любознательный и талантливый мальчик обратил на себя внимание преподавателей, причём ученик был одарён разносторонне, не только в предметах живописи. Легко и блестяще Карл справлялся с любыми учебными заданиями, чем снискал уважение и популярность среди сверстников, они часто обращались к Брюллову за помощью. Нередко его просили однокурсники подправить их экзаменационные работы, Карл никогда не отказывал, причём делал это с удовольствием и даже за небольшую плату.

Одним из преподавателей юного Брюллова был русский художник Андрей Иванович Иванов. Педагог сразу рассмотрел в мальчике недюжинный талант, выделял его среди остальных учеников и помогал. Карлу даже было разрешено обучаться вразрез строгой программе. Сначала надо было пройти курс копирования, потом рисовать с гипсовых голов и фигур, далее с манекенов и лишь после этого с живой натуры. Брюллову намного раньше, чем всем остальным, разрешили рисовать собственные композиции.

Карл Брюллов

Ещё во время обучения в Академии Брюллов создал своё первое значимое произведение – полотно «Гений искусства». Над этой работой художник трудился почти три года. Картина была написана пастелью, в соответствии со всеми академическими требованиями. Классическим канонам в этой работе соответствовало всё – характер подсветки, пропорции лица и тела, чёткие контуры, устойчивые формы. Академический Совет признал её образцом для копирования, сейчас «Гений искусства» выставлен в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.

В этом же музее хранится сейчас и вторая картина Карла Брюллова «Нарцисс, смотрящий в воду», написанная в 1819 году. В классе Андрея Иванова студентам поставили задачу написать мужскую фигуру юноши, который расположился полулёжа и склонился над водой. В Академии для этого обычно служили натурщики, которые принимали соответствующую позу, а ученики, молодые художники, рисовали с них свои картины.

Брюллов чувствовал какую-то неудовлетворённость от отсутствия вокруг пейзажа. И тогда он оправился на Чёрную речку в Строгановский сад. Густые садовые заросли навеяли воображению Карлу присутствие мифологических образов, а также множество мелких живых деталей. Так появился мягкий солнечный лучик, который с трудом пробивается через листву, или одинокий листик, томно упавший на водную поверхность.

Академический этюд превратился в написанное маслом на холсте законченное произведение живописи. За эту работу Карл Брюллов получил вторую золотую медаль Академии художеств. Картина настолько поразила его педагога Андрея Иванова, что он выкупил «Нарцисса» для своей частной коллекции.

В 1819 году старший брат Карла Александр был приглашён на работу в качестве помощника Монферрана на строительство Исаакиевского собора. Карл съехал из родительского дома и поселился в мастерской у брата.

Карл Брюллов

В 1821 году Брюллов окончил Академию художеств. Им была написана выпускная работа – картина «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского». За это произведение Карл был удостоен первой большой золотой медали по классу исторической живописи. Вместе с медалью он получил право на пенсионерскую поездку за границу.

Однако президент Академии художеств настоял на том, чтобы Брюллова оставили в учебном заведении ещё на три года, дабы усовершенствовать своё мастерство. Наставником Карлу поставили художника Ермолаева А. И., который был мало одарён и среди студентов не имел авторитета. Брюллов попросил заменить ему учителя, но молодому художнику отказали. И тогда Карл сам отказался от пенсионерской поездки за границу и от продолжения учёбы в Академии.

Итальянский период

В то время в Петербурге как раз образовалось Императорское Общество поощрения художников. Его основала группа меценатов, чтобы содействовать развитию изящных искусств. Общество обратило внимание на молодого живописца и предложило выполнить несколько работ на заданные темы, пообещав потом оплатить поездку за границу.

Брюллов написал для Общества два полотна – «Эдип и Антигона», «Раскаяние Полиника». Авторитетное жюри осталось довольно работами художника, в результате чего Карл и его брат Александр стали первыми пенсионерами Общества поощрения художников. Они поехали в Италию, при этом взамен обязались:

  • регулярно присылать подробные отчёты о том, какие изучили произведения зарубежного искусства;
  • рассказывать о полученных впечатлениях;
  • а также рисовать и предоставлять новые картины.
Карл Брюллов

В конце лета 1822 года братья Брюлловы отбыли в Италию. В эту страну тогда стремились все люди искусства – литераторы, скульпторы, музыканты, художники, архитекторы. Эта древняя страна, словно магнит, притягивала к себе творческих людей. Путь Брюлловых пролегал через множество городов: Рига, Кенигсберг, Дрезден, Берлин, Мюнхен, Мантуя, Верона, Падуя, Болонья. Во время путешествия Карл работал по заказам, писал портреты, изучал творчество Тициана. Почти через год, в конце весны 1823 года, братья прибыли в Рим.

Природа Италии Брюллова очаровала, сам воздух и окружающая действительность способствовали его вдохновению, художник с головой окунулся в работу. До этого основными темами в его картинах были религия и история. Отныне же его увлекла жанровая живопись. Первой такой работой стало полотно «Итальянское утро». Когда картина прибыла в Петербург, все были поражены: насколько оригинально художник трактовал сюжет, и каким свежим было само написание. Меценаты Общества поощрения художников презентовали это полотно императору Николаю I. Он был в восторге и подарил Брюллову бриллиантовый перстень, а также заказал ещё одну картину, парную к «Итальянскому утру».

Брюллов выполнил императорский заказ и написал картину «Итальянский полдень», по-другому её трактуют как «Итальянка, снимающая виноград». Но полотно не понравилось ни императору, ни меценатам из Общества. Брюллов не воспринял их критику и разорвал отношения с Обществом поощрения художников. Таким образом, он лишил себя финансовой поддержки из России, но к тому моменту художник в ней уже не нуждался. В Италии он успел зарекомендовать себя как отличный портретист. Итальянская знать и многие русские вельможи засыпали его заказами на портреты, Брюллов был покупаемым и модным.

С 1827 года в творчестве Карла появилось новое увлечение: он писал небольшие акварели со сценками из итальянской жизни. Они получались лёгкими и воздушными, художник воспевал в них непревзойдённую итальянскую природу и красивых замечательных итальянцев. Приезжие аристократы с огромным удовольствием раскупали эти работы в качестве сувенира из Италии.

Карл Брюллов

Самые известные из таких акварелей:

  • «Итальянка, ожидающая ребёнка»;
  • «Сон монашенки»;
  • «Прерванное свидание»;
  • «Гуляние в Альбано»;
  • «Итомская долина перед грозой».

В 1828 году произошло извержение Везувия. Находясь под этим впечатлением, русский меценат Анатолий Николаевич Демидов заказал Брюллову историческое полотно под названием «Последний день Помпеи». Художник тщательно трудился над картиной, кропотливо исследовал архивы, выезжал на место раскопок древней Помпеи. Ему удалось силою своего таланта проникнуть через всю толщь времени и создать шедевр, при виде которого возникают одновременно два чувства – ужас и восхищение.

Художник трудился над картиной три года и создал самое знаменитое своё полотно, которое прославило его на весь мир. «Последний день Помпеи» выставлялся в Лувре и принёс своему создателю первую премию Парижского салона. Затем заказчик полотна Демидов А. Н. увёз его в Россию и презентовал императору. Николай I подержал картину в Эрмитаже, а потом передал в Академию художеств. Сейчас шедевр обрёл постоянное место в Санкт-Петербургском Русском музее.

«Последний день Помпеи» произвёл сенсацию в Европе, а когда полотно увидел император России Николай I, то пожелал встретиться с Брюлловым и передал художнику распоряжение о возвращении на родину.

Карл Брюллов

Последние годы

В 1836 году Брюллов приехал в Россию. Его торжественно приняли в Академии художеств, присвоив звание младшего профессора и назначив руководить в Академии историческим классом. Наряду с занимаемыми должностями, Брюллов продолжал писать, особенно востребованными были его портреты. Также Карл Павлович принял участие в росписи лютеранской церкви на Невском проспекте.

В 1843 году его пригласили на роспись Исаакиевского собора. К 1848 году он завершил работу над эскизами и над созданием всех основных фигур плафона, но приступить к живописи ему не удалось, он попросил освобождения по состоянию здоровья.

У Брюллова обострился ревматизм, это осложнило работу сердца. Медики рекомендовали ему лечение на острове Мадейра. Оттуда он поехал в местечко Манциан под Римом, где проходил курс лечения минеральными водами. 23 июня 1852 года у художника случился приступ удушья, после которого он скончался. Похоронили живописца в Италии на протестантском кладбище Монте Тестаччо.

В жизни художника был длительный роман с женщиной, которая стала в его творчестве главной музой и натурщицей, это была графиня Юлия Самойлова. В 1838 году Карл заключил брак с 18-летней Эмилией Тимм, который продержался ровно месяц. Ни одна из женщин наследников Брюллову не родила.

Добавить комментарий