Биография Екатерины Максимовой

Екатерина Максимова
Дата рождения (день и год): 
01.02.1939
Возраст:
70
Дата смерти: 
28.04.2009
Место рождения: 
Москва
Рост: 
157 см
Вес: 
40 Кг
Знак зодиака: 
Водолей
Цвет глаз: 
Серый
Семья: 

Муж - Владимир Викторович Васильев.
Родители - Татьяна Густавовна Максимова, Сергей Александрович Максимов.

Википедия: 
https://ru.wikipedia.org/wiki/Максимова,_Екатерина_Сергеевна

Екатерина Максимова – известнейшая советская балерина. Ее, как и Майю Плисецкую, знает вся страна и весь заграничный балетный мир. Творчеством актрисы и сегодня восхищаются многочисленные поклонники, а юные танцоры постигают хореографическое мастерство на ее нетленных работах.

Детские и юношеские годы

Будущая знаменитость родилась в 1939-м году в непростой московской семье. Среди ее предков – композитор Сергей Рахманинов, министр дореволюционного правительства Александр Гучков. Прадед Константин Гучков – известный российский банкир и предприниматель, дедушка Густав Шпет – теоретик искусства, философ. Что касается национальности Екатерины Сергеевны, то в ее жилах смешалась кровь австрийская, венгерская, польская, еврейская, русская.

Отец балерины – Сергей Максимов – был инженером, мать Татьяна – журналистом, редактором издательства.

В детстве Катя мечтала стать кондуктором трамвая или пожарным. Была очень активным и, в общем, непослушным ребенком. О сцене не мечтала. Но мама увидела в ней способности к танцу и показала девочку специалистам. Василий Тихомиров – педагог Большого театра – посоветовал отдать Катю в хореографическое училище.

Екатерина Максимова
Первые шаги Кати к славе

Конкурс 80 человек на место не стал препятствием для девочки, и она в 10 лет начала постигать балетное мастерство. На сцену вышла уже через полгода. Второклассницей выступила в роли Белочки на сцене Большого театра и сразу привлекла к себе внимание – ее даже отметили в рецензии на спектакль. В 7-ом классе танцевала на концерте, посвященном посетившей училище королеве Бельгии Елизавете; исполнила танец «Романс» на музыку Сергея Рахманинова.

А в 8-ом ей доверили сложную роль Маши в «Щелкунчике», за которую юная танцовщица получила первую профессиональную награду – премию Всесоюзного конкурса артистов балета. Харальд Ландер во время гастролей в Москве парижской «Гранд-оперы» выбрал из всех учениц Катю Максимову, чтобы продемонстрировать коллегам-детским хореографам свои принципы построения классического урока.

Екатерина Максимова
Балерина начала карьеру сразу с главных партий

Екатерина училась у педагога Елизаветы Гердт, российской артистки балета, заслуженного деятеля искусств РСФСР, и считала счастьем, что попала именно к ней. Гердт была ведущим преподавателем женского классического танца XX-го века. Преподавала так, как ее саму учили в Императорском балетном училище. Была очень строгой и принципиальной, редко хвалила учениц, но Катя была ее любимицей благодаря таланту и усердию.

Училище Максимова окончила в 1958-м году и была зачислена в труппу Большого театра. Здесь она попала под крыло педагога-репетитора, великой Галины Улановой. Это тоже было большим везением.

Творчество

В труппе Большого театра Максимова танцевала с 1958-го по 1988-й – три десятилетия! И все это время – только ведущие партии. Ей не пришлось начинать с кордебалета, вчерашней выпускнице училища сразу дали партию в балете «Щелкунчик» Петра Чайковского. У артистки было немало образов, в которые она внесла личное видение. При этом Максимова была на высоте как в классическом, так и современном репертуаре.

Уже на следующий год после начала работы в Большом балерина посетила с театром Америку и Канаду. Публика восхищалась русской танцовщицей, окрестив ее «маленьким эльфом» за невероятную грациозность и легкость танца. В том же 1959-м году балерина была награждена золотой медалью VII-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Гастроли были регулярными.

Екатерина Максимова и Галина Уланова
Галина Уланова высоко ценила способности своей подопечной

Когда в Большом театре начал работать молодой талантливый балетмейстер Юрий Григорович, балерина достигла новой ступени мастерства. Феноменальной назвали ее Екатерину из балета «Каменный цветок» Сергея Прокофьева. Другой запомнившейся ролью танцовщицы была Маша в балете «Щелкунчик», поставленном Григоровичем в 1966-м году. Сложную партию хореограф придумал в расчете на особую технику ног балерины, которую называл «бриллиантовой».

Китри в «Дон Кихоте» балерина танцевала со скоростью вихря, она летала над сценой, не касаясь ее. Эффект полета создавался за счет сотни мелких шагов, высоких упругих прыжков и энергичных вращений. Эту уникальную технику можно рассмотреть на видеозаписи в замедленном режиме, а зритель видел только парение артистки над сценой.

До Максимовой партию Китри гениально исполняли примы Большого Майя Плисецкая и Суламифь Мессерер, подчеркивавшие национальность героини. Китри Максимовой была вовсе не испанкой, а москвичкой, как писали театральные обозреватели, и это привлекало зрителей особенно.

Часто изящную, худенькую Максимову сравнивали с точеной статуэткой. Между тем созданные ею образы поражают своими масштабами.

По словам балетмейстера Натальи Касаткиной, «как мадонны Леонардо да Винчи или Рафаэля, написанные на небольших по размерам полотнах». Вершинами творчества артистки называют роли Сильфиды в балете «Шопениана», Жизели в одноименном спектакле, Марии в «Бахчисарайском фонтане», Фригии в «Спартаке». Каждая из премьер с участием Максимовой становилась событием в культурной жизни столицы.

Екатерина выступала в дуэтах с лучшими танцовщиками: Марисом Лиепой, Александром Лапаури, Александром Богатыревым и другими. Но непревзойденным стал творческий союз с Владимиром Васильевым, талантливейшим артистом балета. Этот дуэт по праву называют одним из выдающихся в XX-м веке. А еще за их творческой и семейной парой прочно закрепилось определение – «символ Большого театра».

Екатерина Максимова и Владимир Васильев
Бессменным партнером Максимовой в Большом был Владимир Васильев

1975-й год в биографии балерины Екатерины Максимовой отмечен трагической случайностью: на одной из репетиций балерина неудачно опустилась с верхней поддержки и повредила позвоночник. Врачи были единодушны: с балетом покончено, хорошо, если артистка сможет ходить. Благодаря мужу, который добился, чтобы Екатерину лечили в Кремлевской больнице лучшие врачи, балерина возобновила выступления. И первым балетом после восстановления была «Жизель».

Многие зрители в зале и вся труппа знали, что случилось с Максимовой, при первом появлении танцовщицы устроили ей овацию, а во время действия в зале не раздавалось ни звука. Все закончилось благополучно. Произошло чудо – звезда вернулась на сцену, несмотря на то что ее приговорили к инвалидной коляске. И оставалась в строю еще двадцать лет.

Максимова и Васильев организовали и курировали конкурс артистов балета «Арабеск». В 10-й раз он проводился в честь 50-летия творческой дуэта супружеской пары. А 11-й состоялся уже после смерти балерины и был посвящен ей. С 2012-го года Гран-при этого конкурса, как и он сам, носит имя Е. С. Максимовой.

Знаменитость объездила с гастролями весь мир, танцевала на лучших сценах, выступала с самыми известными балетными коллективами. Снялась в нескольких фильмах-спектаклях: «Фуэте», «Галатея», «Чаплиниана», «Анюта», «Травиата» и других, и зрители по достоинству оценили ее талант драматической актрисы.

Екатерина Максимова выступала в Большом театре до 1988-го года, когда ее, Майю Плисецкую и Владимира Васильева уволили, как не прошедших творческий конкурс, но на самом деле – из-за возраста. Екатерина Сергеевна до этого окончила театральный вуз, стала педагогом-балетмейстером и преподавала в ГИТИСе хореографию. В 1998-м стала балетмейстером-репетитором в Большом театре. Художественным руководителем театра тогда был назначен Владимир Васильев.

Звезда советского балета и в педагогической деятельности превзошла многих, щедро делясь знаниями и опытом с молодежью. Ее ученики, работая в лучших театрах мира, продолжают традиции русской балетной школы. В последний раз знаменитость танцевала в Большом в 1999-м году, в праздничной программе, посвященной ее 60-летнему юбилею. Специально для нее был поставлен одноактный балет на музыку Франца Шуберта.

Личная жизнь

Личная жизнь примы Большого была счастливой и гармоничной. С мужем, Владимиром Васильевым, они познакомились в детстве, когда оба пришли в балетную школу. Их часто ставили в пару, но симпатию молодые люди стали проявлять друг к другу лишь в юности. Были и расставания, когда оба встречались с другими.

Максимова и Васильев в молодости
Максимова и Васильев в молодости

Любовь настигла их в год окончания хореографического училища и поступления в Большой театр. А в 1961-м они расписались в ЗАГСе. И тут же отправились в Париж на премьеру фильма о Советском Союзе, в котором оба снялись, тем самым устроив себе маленькое свадебное путешествие. Супруги говорили, что одной любви недостаточно для счастливой совместной жизни. Нужны внимание и поддержка, уважительное отношение, родство душ, наконец.

Все это у Максимовой и Васильева было. Они были очень разными: про них говорили: «лед и пламень», но оба не представляли жизни друг без друга. Екатерина признавалась, что рядом с Владимиром всегда чувствовала себя защищенной. Он был настоящим мужчиной, на которого можно положиться. И она всегда была нужна ему.

Чувства Васильева к супруге ярко проявились в сложнейший для нее момент – когда после профессиональной травмы Катя была на грани инвалидности. Муж сделал все, чтобы облегчить восстановление любимой и помочь ее возвращению на сцену. К сожалению, Максимова и Васильев не стали родителями. Беременности заканчивались выкидышами из-за несовместимости резус-факторов крови партнеров.

Детьми она называла своих учениц, а для одной из них – японки Юкари Сайто – стала крестной матерью, когда девушка приняла православие.
Екатерина Максимова и Владимир Васильев
Супруги прожили в любви и согласии почти полвека

Кончина

В апреле 2009-го года Екатерина Максимова скоропостижно ушла из жизни в возрасте 70 лет. Умерла во сне из-за сердечной недостаточности. Похоронили звезду балета на Новодевичьем кладбище. Владимиру Васильеву пережить тяжелую утрату помогло творчество. Он ставит спектакли, выступает сам, пишет стихи, занимается живописью, воспитывает новое поколение артистов.

Интересные факты

  • Написала автобиографию «Мадам «Нет». Так назвал ее фотограф Анри Лартиг за излишнюю неуверенность в своих силах. Балерина нередко говорила: «Нет, я не смогу». А потом собиралась с силами и выдавала высший класс.
  • Никогда не думала об эмиграции – не представляла жизни вне России. Даже на горячих пляжах заграницы мечтала о своей даче и снегирях. С родственниками, после революции покинувшими страну, она встречалась во Франции.
  • Ее дед-философ в 1937-м году был репрессирован и расстрелян.
  • В 1996-м году стала профессором.
  • Среди коллег прославилась честностью и духовной основательностью. Никакие обстоятельства не могли заставить артистку поступиться своими принципами.
  • Много лет входила в жюри независимой премии в области литературы и искусства «Триумф».
  • Лучшим отдыхом считала прогулки в лесу и собирание грибов. Отлично готовила.

Интересное видео по теме:

    Embedded thumbnail
    Embedded thumbnail
    Embedded thumbnail
    Embedded thumbnail

Добавить комментарий