Муж - Элем Германович Климов.
Дети - Антон Элемович Климов.
Родители - Ефим Шепитько, Ефросинья Ткач.
Лариса Шепитько – советский кинорежиссер и сценарист. Сорок один год отмерила судьба этой красивой талантливой женщине. Ее имя вписано в историю советского и мирового кинематографа благодаря снятым ею важным фильмам прошлого столетия: «Крылья» (1966), «Ты и я» (1971), «Восхождение» (1976). Творчество Шепитько – это не масскульт, это элитарное кино. Оно непонятно равнодушным обывателям, но думающие люди находят в нем глубинный смысл и испытывают наслаждение от соприкосновения с прекрасным.
Детские и юношеские годы
Родилась Лариса в 1938 году в советской Украине, в городе Артемовске Донецкой области. Родители – украинцы. Так выяснили исследователи, хотя в некоторых документах отца называют персом. Мать, Ефросинья Яновна Ткач, работала учительницей. Отец, Ефим Анисимович Шепитько, ушел из семьи, оставив жену с тремя детьми на руках. Лариса не простила ему предательства. Железобетонная принципиальность была свойственна ей с малых лет.
В послевоенные годы Ефросинья с детьми переехала в Киев, где училась в Высшей партийной школе, потом – во Львов. Там в 1954 году Лариса окончила среднюю школу. Кинематограф вошел в ее жизнь и мечты, когда она случайно оказалась на съемках фильма «Овод». Причем ее заинтересовала работа не актеров, а режиссера.
Будучи разносторонне одаренной, Лариса, по ее собственным словам, немного пела, немного рисовала, немного писала, и все эти способности пригодились ей в режиссерской работе. Когда 16-летняя выпускница школы объявила матери, что поедет в Москву поступать в институт кинематографии, та назвала решение блажью. Была уверена: дочь скоро вернется домой, провалившись на экзаменах. Ефросинья Яновна недооценила чадо.
Лариса подала документы на режиссерский факультет. Члены приемной комиссии, удивившись такому выбору красивой девушки, предложили учиться на актерском. Но услышали твердый ответ: «Нет, актер – рабская профессия, это не для меня». В документах о приеме в вуз присутствуют две резолюции: «Отказать по причине здоровья» и «Принять». Ее остановили в дверях, когда она уже уходила. «Ладно, примем вас на режиссерский».
Девушка попала на курс к легендарному Александру Довженко, который опекал ее как самую юную ученицу. Успел снять в своем последнем фильме. Когда Лариса училась на втором курсе, мэтр умер. Нового руководителя мастерской Михаила Чиаурели Шепитько приняла в штыки. Не могла простить ему, что первую лекцию тот начал с анекдота. И всегда называла себя ученицей Довженко.
Творчество
Шепитько считалась первой красавицей ВГИКа. Стройная, зеленоглазая, очень живая, она привлекала режиссеров. Так, Эльдар Рязанов снял ее в эпизоде «Карнавальной ночи», а Александр Довженко, как уже сказано, в «Поэме о море». Были эпизодические роли в «Обыкновенной истории», «Таврии».
Однако Лариса твердо была нацелена на режиссерскую работу. В студенческие годы сняла две короткометражные ленты: «Слепой кухарь» (1956) и «Живая вода» (1957). Уже курсовые работы показали: у будущего режиссера нестандартное мышление, и от нее нужно ждать «особое» кино.
«Зной»
Первым полнометражным фильмом Л. Шепитько был «Зной» – экранизация повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз». Драма вышла в прокат в 1963 году. Снимала ее начинающий режиссер в Киргизии, в 40-градусную жару в знойной степи. Заболела там желтухой, но не прекратила съемки, потому что не могла подвести коллег и писателя. Автор повести навещал группу и позднее отмечал преданность искусству молодых кинематографистов. Режиссера порой выносили на площадку на носилках. Ларисе было тогда 24 года.
«Крылья»
Через три года зрители увидели второй игровой фильм Ларисы Шепитько – «Крылья». И вновь это была драма. О режиссере заговорили как яркой творческой индивидуальности. На главную роль она пригласила малоизвестную в то время актрису Майю Булгакову, разглядев в ней скрытые до этого возможности.
Для актрисы роль бывшей летчицы, героя войны, стала главной в судьбе. Шепитько долго репетировала с Майей, добиваясь максимальной естественности и образности. Кстати, режиссер прибегала к такой известной уловке: непосредственно перед съемкой ругала актеров или их персонажей, чтобы «взбодрить» исполнителей.
В 1966 году, когда «Крылья» вышли в прокат, Майю Булгакову признали «Лучшей актрисой года». Фильм высоко оценил знаменитый советский режиссер Сергей Герасимов и другие коллеги начинающего постановщика. На Неделе молодых режиссеров Советского Союза в Париже Шепитько отметили и как профессионала, и как «самую красивую женщину-режиссера», назвали советской Гретой Гарбо.
После «Крыльев» Шепитько получила признание зарубежных коллег. Всегда приводят высказывание о ней легендарной Лайзы Минелли: «Лариса – красивейшая женщина Европы». Но главным, конечно, было не это. Лариса Ефимовна на равных общалась с мэтрами кино Фрэнсисом Фордом Копполой, Милошем Форманом, Мартином Скорсезе, Бернардо Бертолуччи. Кстати, языкового барьера не было, она отлично говорила на английском.
Несмотря на признание у профессионалов, фильм в то же время многие критиковали. Говорили и писали нелицеприятные для режиссера и сценариста Натальи Рязанцевой вещи. Шепитько недоумевала: «такое ощущение, что в рецензиях на фильм речь идет либо о другом фильме, либо о другом режиссере».
Мало кому из женщин-режиссеров удается добиться признания кинематографического сообщества. Ей удалось
Запрещенные фильмы
Казалось, дальше работать будет легче. Она уже не начинающий постановщик, а профессионал. Новым проектом стала кинодрама «Родина электричества». Но здесь ждала неудача. Не профессиональная, а организационная. Задуманный к 50-летию Октябрьской революции киноальманах цензоры посчитали антисоветским и потребовали уничтожить отснятый материал. Картину смогли восстановить из чудом сохраненных позитивов лишь через два десятилетия.
Потом был непродолжительный этап работы над сценарием кинофильма «Белорусский вокзал» – вместе с Вадимом Труниным. Ларисе хотелось показать в ленте реальное отношение власти к фронтовикам. Постоянные правки сценария вынудили Шепитько уйти с проекта. Неудачи очень тревожили Ларису: ей 30 лет, время бежит неумолимо, уходит энергия и стремление вершить великие дела…
«Ты и я»
В основу сценария новой ленты лег кинороман Геннадия Шпаликова о кризисе сорокалетних. Сценарий писали он и Лариса. Она изначально собиралась ставить фильм с Юрием Визбором в главной роли. Планировала также снимать Беллу Ахмадулину. Долго отвоевывала ее кандидатуру у худсовета, а когда удалось, поэтесса сама отказалась сниматься. Удачей было приглашение к съемкам Аллы Демидовой и Леонида Дьячкова.
А еще в ленте снялись Наталья Бондарчук, в эпизодах – Леонид Марков, Олег Ефремов, Александр Ширвиндт, музыку написал Альфред Шнитке, костюмы делал Вячеслав Зайцев. Картина была прохладно принята критиками и зрителем. Сама режиссер считала, что испортила ее внесенными по требованию худсовета правками.
В 1972 году фильм «Ты и я» стал событием на Венецианском кинофестивале. Лента получила Серебряный приз программы «Венеция-молодёжь» за режиссуру. О Шепитько заговорили как новом мастере со своим особым взглядом и ни на кого не похожей манерой.
Фильм рассказывает о судьбе двух учёных-медиков, которые променяли свой талант на престижные перспективы и через время поняли, что пошли не тем путем. На самом деле он гораздо глубже, чем его обычно воспринимают. Михаил Веллер назвал драму «Ты и я» «гениальной непонятой притчей» о психологии, политике и эстетике краха «золотых 60-х».
«Восхождение»
Триумфом режиссера стала культовая картина «Восхождение» по повести Василя Быкова «Сотников» – главная в биографии Ларисы Шепитько. Фильм тоже сдавался с трудом. От запрета ее спас первый секретарь ЦК компартии Белоруссии, бывший фронтовик Петр Машеров. На просмотре «Восхождения» он плакал. Потом ревностно отстаивал картину.
Шепитько сняла фильм о физической смерти и духовном бессмертии человека, о постоянном выборе между жизнью и совестью, о нравственной высоте, равной геройству, и конформизме, приводящем к предательству.
Съемки были тяжелыми, но группа понимала, что речь идет о святых вещах, и не роптала. Все видели перед собой режиссера – мужественную, волевую, терпеливую, заботливую. Она была нездорова, и порой со съемок до гостиницы ее нес на руках Гостюхин, но на следующее утро она вновь командовала на площадке.
Фильм получил главный приз Всесоюзного кинофестиваля в Риге, «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале, первый приз на Венецианском биеннале. Режиссеру присвоили звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Шепитько ввели в состав жюри Берлинского кинофестиваля.
Фильм часто трактуют как экранизацию библейской истории про Христа, Иуду и Понтия Пилата. Развернулись научные и философские дискуссии о сути человека, смысле жизни, духовных возможностях и подлинных ценностях. Почти 40 стран купили ленту для проката, он имел большой успех у самых разных зрителей. С пониманием приняли его и на родине. Режиссеру удалось «привести зрителя на свидание с совестью», вызвать потрясение, врачующее душу.
Последний фильм
Реакция продвинутых зрителей на «Восхождение» показала Шепитько, насколько велика у людей тяга к духовной жизни, как многие страдают, что не живут настоящей жизнью. И она задумывает создать фильм «о неумирающей духовности русского человека», взяв за основу повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».
Сама написала сценарий, собрала группу, уехала на озеро Селигер и сняла главную сцену фильма – сожжение векового древа. Закончить фильм ей было не дано. Картину доснял ее муж, режиссер Элем Климов. Элем Климов помогал Шепитько с первой ее картиной. Нашел сценаристов, композитора, предложил актеров. Придумал для фильма название «Зной». Помогал с монтажом.
Предложил он и название другого фильма – «Восхождение». «Матёру» назвал символично – «Прощание». Фильм зрители увидели в 1981 году. У Климова получилось поразительное произведение, притча. Критики говорили, что режиссер вложил в него даже больше, чем Распутин в повесть. Фильм повлиял на общественное сознание.
Мистика в жизни Шепитько
Лариса Ефимовна была верующим человеком и не скрывала этого. С другой стороны, она верила предсказаниям, обращала внимание на приметы, относилась к роковым «знакам судьбы» серьезно. И понимала, что не в силах предотвратить предсказанную ей раннюю смерть.
Сожженное дерево
Работая над фильмом «Матёра» по произведению Валентина Распутина «Прощание с Матёрой», режиссер потребовала сжечь столетнее дерево: должен был получиться шикарный кадр. Ее отговаривали: это грех, который карается. Она чувствовала дискомфорт, но рискнула. Валентин Распутин вообще считал, что Ларису забрал дух потревоженной Матёры.
Травма
Во время беременности, которая и без того протекала сложно, Лариса упала и ударилась головой о батарею. Как будто ее предупреждали, что ребенок может остаться без материнской заботы. Повредила позвоночник, получила сотрясение головного мозга. Врачи не рекомендовали рожать, но она не прервала беременность. Когда погибла, сыну было только шесть лет.
Портрет 19-го века
Шепитько была уверена в существовании загробной жизни и в том, что живет на земле не впервые. Ее муж рассказал о случае в чешском замке, где они однажды оказались с женой. Лариса убежденно сказала, что уже была в этом месте. Давно. И начала рассказывать, что стоит в соседнем зале.
«А за этим столом, – сказала, – играли в покер». Сдернула скатерть – под ней оказалось зеленое сукно. В одном из залов увидели портрет… Ларисы в одежде 18-го века. Во всяком случае, женщина была очень похожа на нее. Позже Климов заказал копию портрета и повесил у себя в гостиной.
Пророчество Ванги
В 1978 году Лариса Шепитько побывала у болгарской ясновидящей Ванги. И та напророчила ей скорую смерть. Лариса после этого попросила свою подругу позаботиться о сыне Антоне, когда ее самой не станет.
Или Григорий Распутин?
Элем Климов, тяжело переживавший смерть жены, винил себя: «Зря тронул Гришку, это его месть». Он тоже был мистиком.
Роковое совпадение
В финале фильма «Восхождение» на казнь ведут шесть человек. Среди них одна женщина. В машине, столкнувшейся с грузовым прицепом, под грудой кирпичей погибли шестеро, среди них – Лариса.
Еще один знак
Авария произошла на трассе, где стоял указатель населенного пункта «Редкино», причем первые три буквы были изъедены ржавчиной, и на вывеске читалось только «…кино».
Сон
Когда Лариса уезжала в последнюю экспедицию, она попрощалась со всеми, но не с мужем, так сложились обстоятельства. Элем во сне увидел страшную аварию. Проснулся в холодном поту, машинально взглянул на часы: 5-18. До гибели жены оставались считаные минуты… Лариса Ефимовна погибла 2 июля 1979 года.
Личная жизнь
Лариса и Элем Климов познакомились во ВГИКе. Элем был старше на пять лет, но в вуз пришел позднее, после окончания авиационного института. Он сразу предпринял попытку познакомиться поближе с первой красавицей института, но она его тактично, но безапелляционно осадила. А потом парень попал в больницу с ангиной и попросил девушку проведать его. Она пришла и вскоре изменила отношение к Элему.
Предлагая любимой выйти замуж, Элем обещал (по ее условию) не давить на нее как режиссера. Слово сдержал. Хотя всегда помогал советом и делом. Это был союз двух сильных личностей, близких по мировосприятию, художественным вкусам и искренне заинтересованных в работах друг друга. Оба отличались особой принципиальностью в творчестве. Считали, что лучше вообще не снимать фильмы, чем поступаться своими принципами. Но диссидентами они не были. Талантливые и очень красивые, вызывали восхищение и… зависть.
В 1973 году у них родился долгожданный сын. В доме кинематографистов (между экспедициями) всегда присутствовали коллеги-единомышленники. Лариса была хорошей хозяйкой, Элем гостеприимен. Частыми гостями были Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Татьяна и Сергей Никитины. Шепитько обладала хорошим чувством юмора, заряжала весельем присутствующих. Умела слушать других и сама интересно рассказывала истории из жизни.
Брак режиссеров считался крепким и удачным. Но, конечно, были и кризисы. У супругов не совпадали периоды взлетов и падений в профессии. Когда у одного все ладилось, другой пребывал в раздрае. Так, после рождения сына Лариса вернулась к работе, сняла «Восхождение», стала невероятно популярной. Климов позднее признался, что этот фильм едва не разрушил их семью.
Лариса ездила по фестивалям, купалась в лучах славы, ее пригласили в Голливуд. Стала еще красивее, по мнению мужа. Ему казалось, что ее отнимут. У самого Элема в это время был очень сложный период с запуском картины «Иди и смотри». Предыдущий фильм положили на полку. Он сорвался, ушел из дома. Однако Ларисе хватило любви и сил, чтобы восстановить былые отношения.
После «Прощания» Климов больше не снимал фильмов. Не стало любимой – некому было вдохновлять его. Элем Германович умер в 2003 году (причиной смерти стал инсульт) и до последнего любил жену. Причем, как говорил сын, с годами любовь отца становилась сильнее.
В последние годы он думал лишь о том, что встретится с ней на небесах. Между Ларисой и Элемом существовала сильная духовная связь даже после ее смерти. Хотя в личной жизни Климова существовали другие женщины, у них не было шансов занять место ушедшей жены. Сын Антон тоже живет один. Внуков отцу так и не подарил.
Интересные факты
- Сокурсниками Шепитько по ВГИКу были Отар Иоселиани, Георгий Шенгелая, Виктор Туров, Баадур Цуладзе.
- Своего сына Лариса и Элем назвали Антоном в честь любимого писателя Чехова.
- Приятель Ларисы Вячеслав Зайцев любил устраивать с ее участием оригинальные сеансы показа мод. Лариса не хуже манекенщиц ходила по подиуму, а Зайцев неизменно повторял: «По-настоящему эта модель смотрится только на режиссере Шепитько».
- Лариса прекрасно пела. Голосом с прекрасным диапазоном она великолепно исполняла даже такое сложное в вокальном отношении произведение, как «Аве Мария».
- Несколько лет назад сын Ларисы Шепитько, узнав о смерти известного американского актера Шона Коннери, рассказал о его романе с матерью. Отношения, по его словам, длились пять лет, но не разрушили брака советских режиссеров, связь Ларисы и Элема оказалась сильнее.
- В 2013 году сын Шепитько и Климова попал в жуткую аварию, еле выжил.
Добавить комментарий