
Жена - Валентина Антиповна Титова.
Родители - Иван Фёдорович Рерберг, Галина Семёновна Козолупова.
Георгий Рерберг – прославленный советский и российский кинооператор. Работал с именитыми режиссерами. Снимал популярные картины, которые порой вызывали противоречивые эмоции у зрителей и критиков. Но никого не оставляли равнодушными. Георгий Иванович, безусловно, был талантливым человеком. Но имел непростой характер. Он подчас подводил оператора к серьезным скандалам.
Детские и юношеские годы
Родители именитого кинооператора происходили из интеллигентных творческих семей. Отец, Иван Федорович, был профессиональным художником-оформителем. Его родственники также занимались такой деятельностью. Мать, Галина Семеновна, имела академическое образование. Исполняла произведения на струнных инструментах, а также пела. Организовывала литературно-музыкальные вечера.
При такой семейной атмосфере Георгию трудно было не увлечься творчеством. Он рано начал интересоваться живописью. И даже написал несколько достойных картин. Творил в голландской и итальянской манере. Но уже потом несколько своих работ уничтожил. Будучи абсолютным перфекционистом, любил четкое следование правилам. И все, что не вписывалось в его идеальную картину мира, удалялось из жизни.
В школе Рерберг учился хорошо. Преподаватели восхищались его знаниями. Особенно в области искусства и чтения классики. После окончания школы творческий юноша точно знал, куда будет поступать. Он стал студентом Всероссийского государственного института кинематографии. Учился в мастерской Бориса Вовчека. В институте Георгий постигал азы обращения с камерой.
Фильмография
Профессиональная биография Георгия Рерберга началась на Мосфильме. После окончания вуза он работал там стажером. Полученные теоретические навыки применял на практике. И в скором времени получил право снять дебютный фильм. Работал с начинающим режиссером Андреем Кончаловским. Выбор пал на произведение Чингиза Айтматова «Первый учитель». В нем рассказывалось о непростой жизни после Гражданской войны.
Картина длилась 100 минут, была исполнена в черно-белом формате. Уже тогда начинающий мастер Георгий Рерберг показал свое мастерство. В «Первом учителе» проявилась его индивидуальность. Он применял строгие изобразительные решения, любил документальный стиль и композиционную четкость. Дебютная картина была представлена на Венецианском фестивале. И получила несколько наград.
Следующей была картина «Истории Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Этот проект далеко не сразу вышел в прокат. В течение 20 лет он лежал в архивах. А все потому, что фильм имел провокационный подтекст. В нем не было профессиональных актеров и преимущественно снимался он в стиле натурализм.
Подобные эксперименты не были уместны в классике. Поэтому в ленте «Дворянское гнездо» подобные методики уже не использовались. Георгий Иванович применял крупные планы. С помощью них передавал особенности той далекой эпохи. Но экспертам такой подход не понравился. Они посчитали, что лента является слишком эстетичной, в ней отсутствуют душа и психологизм. Ключевыми стали символизм и вещизм. А образы персонажей отошли на второй план.
В 1974 году на экраны вышла артхаусная лента Андрея Тарковского «Зеркало». Эта совместная работа режиссера и кинооператора понравилась многим. И режиссер, и оператор очень кропотливо подходили к своей работе. Могли подолгу искать нужный свет и состояние актеров. Но вот сюжет картины был противоречивым. И не совсем легким для понимания. Поэтому в массовом прокате фильм не демонстрировался. Его показали лишь в нескольких кинотеатрах в ограниченном тираже.
А вот лирические комедии, фарсы и драмы, снятые Рербергом, имели больший успех. Зрители полюбили такие работы оператора, как:
- «12 стульев».
- «Безымянная звезда».
- «Здравствуйте, я ваша тетя».
Георгию Ивановичу нравилось работать в таких проектах, потому что легкий жанр предполагал свободу творчества. Можно было по-разному снимать сцены, выбирать всевозможные ракурсы и планы. Награды и премии получили картины «Отец Сергий», «Звездопад», над которыми также работал Георгий Иванович. После распада Советского Союза оператор продолжил свою работу. Теперь он снимал не только фильмы, но и рекламные ролики.
Георгий Иванович легко справлялся с новыми творческими задачами. Например, он снимал рекламу «Всемирная история. Банк «Империал». Не обошлось в жизни Рерберга и без скандалов. Мало кто мог с ним сработаться. По воспоминаниям близких, оператор не любил неталантливых людей. И мог открыто выражать свои чувства, если был чем-то недоволен. Но и сам мог порой вести себя провокационно.
Так, например, работая над драмой «Мелодии белой ночи», он на середине процесса ушел в запой. При том что перед этим показывал чудеса операторской работы. Даже на некачественном оборудовании снимал шедевры. Работавшие с ним коллеги говорили, что во время таких творческих разрядок Рерберг вел себя неадекватно. Громко ругался, бросал камеру и мог уйти из павильона в любой момент.
Был у Рерберга конфликт и с Андреем Тарковским. На тот момент они работали над картиной «Сталкер». Георгий Иванович заявил о том, что режиссер специально портит дефицитную пленку. А все из-за того, что ему не нравится отснятый материал. Поэтому фильм переснимал потом уже другой оператор.
Личная жизнь
Личная жизнь Георгия Ивановича также была бурной. Его любили женщины. Брутальная внешность, смелые поступки и способность удивлять делали свое дело. Он мечтал о крепкой семье, искал счастья в личной жизни. Но при этом был знаменитым сердцеедом. И ни к кому из своих возлюбленных не привязывался.
Самые долгие отношения Георгия Ивановича связывали с Валентиной Титовой. Они познакомились во время съемок фильма «Отец Сергий». 15 лет влюбленные жили в гражданском браке. Им важно было чувствовать себя свободными, необходимо было много творить. По этой причине они не обзавелись детьми. Но в начале 1990-х годов все же официально оформили свои отношения. Валентина Титова стала с женой Георгия Рерберга. И даже взяла его фамилию.
Окончание творческого и жизненного пути
Георгия Рерберга не стало в 1999 году. Официальная причина смерти – разрыв сердечной мышцы. Но супруга оператора Валентина Антиповна говорила, что ее мужа убили. И сделала это женщина. Она не называла конкретных имен, поскольку опасалась за свою жизнь. К тому же Валентина Антиповна становилась наследницей имущества Георгия Ивановича. Но совершивший преступление об этом не знал, как и о том, что Валентина Антиповна и Георгий Иванович находятся в браке. Эта версия не нашла подтверждения до сих пор.
Интересные факты
- В начале двухтысячных годов появилась информация о том, что у оператора есть еще одна дочь Екатерина. Предполагаемая дочь Рерберга выложила в своих социальных сетях архивные фото предполагаемого отца. Но никаких подтверждений этому родству не было.
- Георгий Иванович говорил, что сначала влюбился в спину Валентины Титовой, а потом разглядел и всю красоту актрисы.
- Дедушка Георгия Рерберга по материнской линии был виолончелистом. И даже был наставников у некоторых именитых мэтров.
Добавить комментарий