Жена - Светлана Валиахметова.
Дети - трое детей.
https://www.youtube.com/@ФАНВАЛИАХМЕТОВ-т9е
В Башкирии и Татарстане не надо объяснять, кто такой Фан Валиахметов. В обеих республиках ему присвоено почетное звание Народного артиста, а называли певца и музыканта не иначе как легендой башкирской и татарской эстрады. Фан Гависович умер в октябре 2024-го года в возрасте 73 лет.
Детские и юношеские годы
С Башкирией и Татарстаном артист был связан национальностью и местом рождения. По национальности он татарин, а родился и долгие годы жил в Башкирии. Дата рождения музыканта – 18 января 1951-го года. Родная деревня – Хавизовка Шаранского района. В населенном пункте было всего 23 двора, школа была только начальная, а потому дети ходили за 8 километров в соседнее село Зириклы. Артист рассказывал, что всю дорогу туда и обратно он пел.
Надо сказать, что отец Фана был виртуозным гармонистом, а мать и ее сестра замечательно пели. Родственники передали наследнику любовь к тальянке и народной песне. Тальянкой называют вид русской гармони, весьма распространенной в свое время во многих областях центральной России. Пермские татары слегка изменили инструмент и стали считать тальянку своим национальным музыкальным инструментом.
Красивейшие места, в которых проходило детство будущего артиста, а также песенные обычаи земляков сформировали его мироощущение. Родители Фана были колхозниками. Мама всю жизнь работала комбайнером. Она была мало образована, но имела склонность к тонким наблюдениям и выразительным высказываниям. Эта особенность передалась и сыну. Как и оптимистичный настрой, и желание радовать окружающих своим талантом.
Фан, сколько помнил себя, пел. Выступал на школьных мероприятиях, перед земляками. Зириклинскую среднюю школу он окончил в 1968-м году и начал работать фрезеровщиком на заводе геофизической аппаратуры в городе Туймазы. Сразу записался в кружок художественной самодеятельности при городском Доме культуры.
По обыкновению, Фан пел везде, в том числе и у станка. Коллеги по работе настоятельно посоветовали идти на сцену. Преодолев непонимание родителей, юноша сделал выбор дальнейшего жизненного пути в пользу творчества, в 1970-м году став солистом Дома культуры. Сначала – Туймазинского, затем – Буздякского.
Артист всегда был с гармонью. Шутил: это не груз, а нагрудный знак
Карьера на эстраде
После окончания училища Валиахметов стал работать в Башкирской государственной филармонии, в труппе Фариды Кудашевой и Бахти Гайсина солистом-вокалистом. Здесь он приобрел профессиональный опыт, вырос как артист эстрады. С начала 1980-х годов Фан Гависович выступал, аккомпанируя себе на тальянке. Неоднократно успешно участвовал в конкурсах тальянок.
В 1987-м году организовал концертную бригаду, с которой гастролировал по Башкирии и Татарстану. Не осталось ни одного города и райцентра в обеих республиках, где не побывала бы группа Валиахметова. Все песни исполнялись на башкирском языке, хотя в составе коллектива были в основном татары. Музыкант рассказывал впоследствии, что только в 1988-м году ему удалось впервые исполнить песню на татарском языке.
«Помог» генеральный секретарь компартии Михаил Горбачев, заявивший на пленуме, что нельзя допускать проявлений национализма, в том числе в культуре. Отношение к певцам, поющим на разных языках, изменилось к лучшему. В Башкирской филармонии появились коллективы, поющие на языках проживающих в Башкирии народностей. И это было хорошо воспринято публикой. На выступления коллектив Валиахметова люди валили валом. Но вскоре руководство филармонии потребовало вернуться к башкирскому языку.
Валиахметов уволился из филармонии, и несколько лет его коллектив находился в свободном плавании. Кассовые сборы были достаточными, но самостоятельно работать не давали – настойчиво рекомендовали вернуться под крыло филармонии. Тогда несговорчивый Валиахметов перебрался в Набережные Челны. Творческая биография Фана Валиахметова продолжилась в Татарстане.
Десять лет – с 1995-го по 2005-й Фан Гависович выступал с ансамблем «Булгар» Дома культуры «Энергетик» в Набережных Челнах. Солист быстро стал знаменитым в республике. Однако в 2006-м артист вернулся на свою малую родину, в Шаранский район Башкортостана. Через несколько лет односельчане избрали его Почетным гражданином района.
Награды:
- Заслуженный артист Башкирской АССР (1989).
- Заслуженный артист Татарстана (1994).
- Народный артист Татарстана (2007).
- Народный артист Башкортостана (2011).
- Кавалер ордена Салавата Юлаева (2021).
Фан Валиахметов долгие годы возглавлял жюри детского конкурса татарской песни «Сюньский соловей». Продемонстрировать свой талант сюда приезжают ребята не только из Башкирии, но и других регионов. Известный артист считал своим долгом пропагандировать национальное искусство. В 2014-м году он организовал первый межрегиональный конкурс певцов-исполнителей «Сам играю, сам пою». Более сорока исполнителей продемонстрировали тогда свои способности в игре на тальянке и в пении.
В 2022-м и 2023-м был председателем жюри Межрегионального конкурса исполнителей татарских народных песен и произведений татарских композиторов «Сөн сандугачы» и фестиваля-конкурса исполнителей татарской песни «Шаран тургае-2023». А до этого времени неизменно входил в состав жюри этих конкурсов.
Фан Гависович радовался появлению на татарской и башкирской эстраде молодых певцов, отдающих предпочтение народной музыке. Но критиковал тех, кто выходит на сцену с песнями-однодневками, не зная азов искусства. Сам никогда не певший под фонограмму, он негативно отзывался о тех, кто записывает голос на компьютере, обрабатывает и «давай петь «под фанеру». Сравнивал такие выступления с «купюрой, пропущенной через ксерокс».
Певец о национальных культурах
Фан Валиахметов стремился петь на татарском языке. Придавал большое значение необходимости преподавания татарского языка в башкирских школах, где, по словам Фана Гависовича, учат только на русском. Он соотносил знание языка с восприятием песенной культуры. Считал, что передать всю глубину и мелодичность песен может только истинный носитель языка.
Между тем Валиахметов мастерски исполнял песни на башкирском языке. Они отличаются от татарских большей сложностью, как считал мастер. Жанр озон-кой, характеризующийся протяжными мелодиями, а также свободой и широтой распева, наиболее сложен для исполнения. И воспринимать такие композиции в полной мере могут лишь подготовленные слушатели.
Фан Гависович исполнял преимущественно народные песни, но в его репертуаре были и собственные. У певца был мощный баритон, а что касается исполнительского мастерства, то его неизменно называли гармонистом-виртуозом. Поклонники артиста уверяют, что звуки его тальянки обладают лечебными свойствами.
Личная жизнь
Непререкаемым авторитетом для Фана Гависовича была его мама. Она же с детства служила ему примером. Трудолюбивая, терпеливая, мудрая, она не жаловалась на трудную жизнь, всегда сохраняла оптимизм и учила этому детей. Была истовой коммунисткой, не терпела несправедливости, критиковала за недостатки, невзирая на лица. При этом сохраняла самообладание в критических ситуациях.
Будучи знатным комбайнером, она считала достойной только работу на земле или на производстве. Поэтому не одобрила желание сына стать певцом. Но когда окружающие стали хвалить пение Фана, согласилась с тем, что артисты тоже приносят пользу. И позднее гордилась сыном. Личная жизнь Фана Гависовича сложилась счастливо еще и потому, что он выбрал «правильную» жену: они со Светланой отлично подошли друг другу.
У супругов трое взрослых детей, четверо внуков. Связь с ними поддерживает в первую очередь Светлана. Она же всегда была советчицей и помощницей мужа-артиста. У женщины отличный музыкальный слух, и она безошибочно определяла, подходит ли Фану очередная песня. Он прислушивался к ее советам.
Ценил Фан Гависович в супруге и ее житейскую мудрость, терпение. Она никогда не рубила сгоряча; доверяла мужу, когда недоброжелатели анонимно звонили и рассказывали про якобы разгульную жизнь Фана, бережно хранила семью. Сам Фан Гависович был интереснейшим человеком. Очень прямым, принципиальным. Никогда никому не угождал. Не было человека, перед которым он пасовал. Если считал нужным – высказывался без обиняков. Его критику воспринимали адекватно: он имел право.
Смерть
В последние годы жизни артист с трудом ходил, на сцене выступал сидя, но в целом его здоровье у окружающих не вызывало опасений. Тем неожиданнее стало сообщение о кончине Фана Гависовича на 74-м году жизни. Вместе с Валиахметовым ушла, по словам знавших и уважавших артиста людей, целая эпоха.
Прощались со знаменитым артистом в клубе его родного Шаранского района. Известный в Башкирии поэт и композитор Зифа Нагаева после церемонии выразила удивление и сожаление по поводу того, что на прощании не было татарских певцов и писателей из Башкирии.
Зато присутствовали сотни людей, знавших и любивших музыканта. Были и официальные лица: от Госсовета Татарстана, Исполкома Всемирного конгресса татар. Соболезнования родным прислали президент (Раис) Республики Татарстан Рустам Минниханов, экс-президент РТ Минтимер Шаймиев, Глава Башкирии Радий Хабиров.
Интересные факты
- Фану Валиахметову посвящена книга «Жизнь моя – песнь моя!».
- Музыкант был участником Народного праздника «Сабантуй» в австралийском городе Аделаиде в 2006-м году.
- С 2014-го года выступал только со своим коллективом.
Добавить комментарий