Евстигнеев Евгений Александрович (1926-1992) – талантливейший российский актер кино и театра. Его очень любят зрители, потому что любой образ на экране или театральной сцене он воплощал гениально. «Золотой теленок», «Семнадцать мгновений весны», «Зигзаг удачи», «Гиперболоид инженера Гарина», «Старики-разбойники», невозможно перечислить все фильмы, в которых он сыграл, их более ста, столько же ролей и в театре. С 1983 года Евстигнеев – Народный артист Советского Союза.
Годы детства
9 октября 1926 года в городе Горький (сейчас это Нижний Новгород) в простой рабочей семье родился Евгений Евстигнеев. Его мама, Мария Ивановна, была младше супруга на двадцать лет, имела профессию фрезеровщицы. Папа, Александр Михайлович, работал металлургом и пел в заводском хоре. У Евгения был сводный старший брат Сергей от папиного первого брака, но он рано ушел из жизни.
Евгению едва исполнилось шесть лет, когда не стало папы. Мама вышла замуж за другого мужчину, но и в этом браке она осталась вдовой. Отчим умер, когда Жене было семнадцать.
До начала войны Евгений окончил семь школьных классов. В 1941 году пошел на завод работать учеником электромонтера. Труд был тяжелым, давалась только короткая передышка на сон. Жене навсегда запомнились его сверстники – такие же полуголодные и худые подростки, работавшие на заводе. Глаза у них были не по-детски серьезные, с болью и грустью одновременно, ведь многие получали с фронта похоронки.
Юность и образование
Так как не хватало специалистов, Евгения послали учиться в дизелестроительный техникум. После года учебы он стал работать на заводе слесарем. После смены бежал в кинотеатр, где до начала фильма играл на ударных в джазовом коллективе. Благодаря этому увлечению Евстигнеев и попал в актерскую профессию.
Во время одного из выступлений на Евгения обратил внимание директор театрального училища в городе Горьком Виталий Лебский. Он засмотрелся на парня, который что-то невообразимое вытворял с барабанными палочками и заполнил собою все пространство кинозала. Лебский подошел к Евгению и спросил: «Вы кто?», он ответил: «Слесарь с завода». Виталий Александрович продолжил: «Хотите быть артистом?», на что Евстигнеев сказал: «Не знаю».
Лебский все же оставил парню адрес училища, и через пару дней Евстигнеев вошел в его кабинет. Женю попросили что-нибудь прочитать наизусть. Он прочитал, и сразу же был принят в учебное заведение. В 1951 году получил диплом и распределение в драматический театр города Владимира.
Начало театральной карьеры
Очень быстро он стал любимцем театральной публики во Владимире. За три года сценическая карьера Евстигнеева стремительно взлетела вверх, актер был задействован более чем в десяти постановках, самые известные из которых:
- «Ревизор»;
- «Любовь Яровая»;
- «Ромео и Джульетта»;
- «Оптимистическая трагедия»;
- «Дуэнья».
Находясь на пике популярности, он поверил в свои силы и отправился на прослушивание в Школу-студию МХАТ. Гости из столицы как раз приехали во Владимир отбирать студентов в студию.
Их поначалу удивил взрослый с небольшими залысинами мужчина, ведь Евгению на тот момент было уже двадцать семь лет. Но, как только он стал читать текст и его глаза наполнились слезами, все члены комиссии были шокированы. Отметив невероятный артистизм Евстигнеева, его приняли сразу на второй курс Школы-студии МХАТ.
Переезд в Москву
В столице Евстигнееву поначалу было нелегко, в том числе и в профессиональном плане. Но вскоре столичная театральная публика с восторгом приняла молодого актера, несмотря на его неброскую внешность. Он покорил зрителей своим безграничным обаянием, мощным актерским талантом и точностью в изображении характеров героев.
Совершенно неожиданно простецкий парень превратился в поразительного интеллигента. На курсе он был самый старший и ни на кого не похожий, с невероятной вежливостью, особенной манерой разговаривать и магнетически притягательной силой. Учился вместе с Михаилом Козаковым, Олегом Басилашвили, Татьяной Дорониной, Галиной Волчек.
Работа в театре
В 1955 году Евгений вместе с другими студентами Школы-студии МХАТ выступили с инициативой об организации «Студии молодых актеров», на ее базе потом создали новый столичный театр «Современник».
В 1956 году после получения диплома Евгений вошел в труппу МХАТ. Параллельно с работой в театре со своими единомышленниками репетировал постановку «Вечно живые», которая должна была открывать первый сезон «Современника». В этом спектакле Евстигнеев сыграл роль Чернова и с 1957 года перешел в «Современник», в котором проработал пятнадцать лет.
Свою звездную роль на сцене «Современника» сыграл в постановке «Голый король». После главной роли Короля-жениха Евгений проснулся знаменитым. В очередях в столичных театральных кассах можно было встретить людей с табличками: «Куплю билет на «Голого короля». Правда, советская пресса спектакль критиковала, даже поползли слухи о закрытии «Современника». Но театр спасла занявшая пост Министра культуры Екатерина Фурцева, к творчеству молодых актеров она относилась лояльно.
За время работы в «Современнике» Евстигнеев сыграл около тридцати персонажей. Не все они были главными, актер предпочитал второстепенных, но характерных и ярких героев. Последней ролью на сцене этого театра стал доктор Дорн в чеховской «Чайке».
В 1971 году Евгений перешел работать во МХАТ, дебютировав с роли Володи в постановке «Валентин и Валентина». Театралы столицы до отказа заполняли зрительский зал, когда в спектаклях участвовал Евстигнеев:
- Соболевский в «Медной бабушке»;
- Чебутыкин в «Трех сестрах»;
- Хлынов в «Горячем сердце»;
- Серебряков в «Дяде Ване»;
- Табак в «Перламутровой Зинаиде».
В 1974 году за роль Петра Хромова в постановке «Сталевары» Евгений получил Государственную премию СССР.
С началом 1990-х годов актеру пришлось приостановить активную театральную деятельность из-за болезни сердца.
Кино
Кинодебют Евстигнеева состоялся в 1957 году в драме «Поединок», где у него была эпизодическая роль капитана Петерсона. Первые киносъемки дались ему тяжело, Евгений постоянно забывал текст и смущался.
Несмотря на то, что актер обожал кинематограф, в начале карьеры снимался не часто из-за нехватки времени и загруженности в театре. Его прорывным персонажем стал Дынин в комедийной ленте «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». После премьерного показа в 1964 году актер узнал, что такое настоящая любовь зрителей и известность.
Уже в следующем 1965 году он сыграл главного героя Гарина в фантастической киноленте «Гиперболоид инженера Гарина». Картина получила главную премию на международном фестивале фантастических фильмов в итальянском городе Триесте.
Режиссерам нравилось снимать Евстигнеева. Эльдар Рязанов говорил о нем: «Приходит на площадку человек, талантливый, органичный и невероятно естественный. Входит в сцену, в кадр и с первого раза делает все, что я от него хочу». Рязанов снял его в четырех своих комедиях: «Зигзаг удачи», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Старики-разбойники», «Берегись автомобиля».
Евгения заваливали предложениями о съемках. Каждый год выходило как минимум три картины с его участием, многие из них вошли в Золотой кинофонд СССР. Самые известные его роли:
- подпольный миллионер Александр Иванович Корейко в «Золотом теленке»;
- Парамон Ильич Корзухин в киноромане «Бег»;
- начальник угрозыска Карл Генрихович Витоль в «Достоянии республики»;
- профессор Плейшнер в «Семнадцать мгновений весны»;
- звездочет в детском фильме «Про Красную Шапочку»;
- художник Николай в комедии «По семейным обстоятельствам»;
- вор «Ручечник» в «Место встречи изменить нельзя»;
- вор-карманник «Папа» в комедии «Мы из джаза»;
- вице-канцлер Бестужев в сериале «Гардемарины, вперед!»;
- профессор Преображенский в «Собачьем сердце».
За свой безграничный талант и многолетний труд Евгений Евстигнеев удостоен:
- театральной премии «Хрустальная Турандот»;
- званий Заслуженного артиста РСФСР (1968), Народного артиста РСФСР (1974), народного артиста СССР (1983);
- орденов Трудового Красного Знамени и Ленина;
- Государственной премии РСФСР за роль профессора Преображенского в «Собачьем сердце».
Личная жизнь
Перед обаянием Евстигнеева невозможно было устоять, и первой попалась его однокурсница Галина Волчек (знаменитый ныне режиссер и худрук театра «Современник»). В 1955 году они поженились, брак продлился десять лет. В 1961 году появился на свет их сын Денис, который продолжил родительское дело – посвятил свою жизнь операторской работе и режиссуре.
Второй женой Евстигнеева была красавица-актриса театра «Современник» Лилия Журкина (младше Евгения на одиннадцать лет). Они три года жили в гражданском браке. В 1966 году официально зарегистрировали отношения. В 1968 году появилась на свет их дочь Мария.
Супруги прожили двадцать три года, и большую часть из них душа в душу. Но в последние годы Лиля сильно переживала, что профессионально не востребована, пристрастилась к алкоголю, пыталась покончить жизнь самоубийством. Евгений возил ее по клиникам и знахарям, но положительного результата это не дало. В 1986 году она умерла, не дожив и до пятидесяти лет. После смерти жены Евстигнеев перенес первый инфаркт. Их дочь Мария так же, как и родители, стала актрисой, играет на сцене «Современника».
Спустя год Евгений снова женился на молоденькой актрисе Ирине Цывиной (разница в возрасте у них была тридцать пять лет). Они прожили шесть счастливых лет, Ира мечтала подарить мужу ребенка. Но одна беременность оказалась неудачной, а больше она забеременеть не успела, так как 4 марта 1992 года Евстигнеев ушел из жизни после очередного сердечного приступа.
Добавить комментарий