Биография Альфреда Шнитке

Альфред Шнитке
Дата рождения (день и год): 
24.11.1934
Возраст:
63
Дата смерти: 
03.08.1998
Место рождения: 
Энгельс, Саратовская область, Россия
Знак зодиака: 
Стрелец
Цвет глаз: 
Карий
Семья: 

Жена - Ирина Шнитке.
Дети - Андрей Шнитке.
Родители - Гарри Викторович Шнитке, Мария Иосифовна Шнитке.

Вена, Гамбург, Лондон, Амстердам, Будапешт, Загреб – премьеры выдающихся произведений Альфреда Шнитке проходили по всей Европе. Он был одним из советских, а позднее российских композиторов, чье творчество востребовано не только на родине, но и широко за границей.

Многогранный талант в сочетании с неповторимым авторским стилем, зародившимся на любви к музыке Малера, Шостаковича, Брукнера, многонациональность и мультикультурность личности делают Альфреда Шнитке величайшим творцом современности.

Детство и юность

Революционер в музыке Альфред Гарриевич Шнитке появился на свет 24 ноября 1934 года в городе Энгельсе, расположенном в живописном Поволжье, ныне Саратовская область. Родители будущего композитора были немецкого происхождения, поэтому разговаривать в детстве мальчик стал именно на этом языке.

Музыкальная биография Альфреда Шнитке берет начало с 1946 года, когда в возрасте 12-ти лет его отдают обучаться музыке. В это время семья проживает в Вене, а папа будущего композитора занимает должность собкора в местном новостном издательстве.

В 15 лет, выбрав дирижерско-хоровое отделение, одаренный юноша идет учиться в Московское музыкальное училище. На это время приходятся первые попытки написания собственной музыки.

Спустя четыре года, в 1953-м по окончании училища, Альфред Шнитке подает документы в Московскую консерваторию, где проходит основной курс, а позднее – аспирантуру. Завершив обучение, в этом же учреждении будущий композитор с 1961 по 1972 годы преподает инструментовку.

Личная жизнь

Женат Шнитке был дважды. С первой женой, музыковедом Галиной Ивановной Кольциной (1933-1987), Альфред Гарриевич прожил три года с 1956 по 1959. Вскоре после развода музыкант встретил будущую вторую супругу Ирину Федоровну Шнитке (девичья фамилия Катаева, род. 1941).

С ней Шнитке познакомился, преподавая уроки фортепиано, подготавливая девушку к поступлению в Институт им. Гнесиных. Не желая противиться своим чувствам, в 1961 году влюбленные сыграли свадьбу, а в 1965-м появился на свет сын Андрей.

Альфред Шнитке
Альфред Шнитке стал одним из тех редких великих людей, которые получили признание еще при жизни
В 1986 году Альфред Шнитке получил Государственную премию РСФСР, а в следующем – звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

По приглашению немецких коллег в 1990 году он уезжает в Германию, где преподает в Гамбургской высшей музыкальной школе, и активно работает с труппами оперы и балета. Внезапный инсульт и нестабильная обстановка в России вынуждают Альфреда Гарриевича принять гражданство Германии.

После произошедшего в 1994 году очередного кровоизлияния, у композитора парализовало правую половину тела. Но и в этом состоянии он продолжал творить. Чтобы обеспечить эту возможность, специально для Шнитке был создан прибор, позволяющий прикованному к постели пациенту записывать ноты, используя только левую руку.

Благодаря конструкции родилась Девятая симфония. Ушел из жизни гениальный композитор 3 августа 1998-го года. Покоится Альфред Гарриевич Шнитке в столице России, на Новодевичьем кладбище.

Интересные факты

Краткая биография не охватывает всех событий, происходящих в жизни великого музыканта, а также его личных особенностей. Тем более что их огромное количество. Творчество Альфреда Шнитке ярко выделялось утонченностью и своеобразностью, из-за чего было понятно не всем.

Как-то в Воронеже, планировалось исполнение его Второго скрипичного концерта. Неожиданно накануне мероприятия объявляют об отмене, мотивируя болезнью исполнителя, что оказалось ложью. В вечер предполагаемого концерта скрипач и дирижер, одетые для выступления, стояли подле зала, чтобы люди видели, что причины срыва заключались в идейных суждениях.

Хоть Альфред Гарриевич написал всю музыку для кинокартины «Белорусский вокзал», основная композиция «Нам нужна одна победа» принадлежит Б. Окуджаве. Шнитке выполнил ее аранжировку и подобрал идею включения песни в финальные кадры фильма.

Джон Ноймайер, известный балетмейстер, был ярым поклонником творчества Альфреда Гарриевича и поставил балеты, покорившие публику, – «Отелло» и «Трамвай «Желание»» на созданные им композиции. Познакомившись лично с музыкантом в 1985 году, Ноймайер заказал ему балет «Пер Гюнт», дебютировавший в Гамбурге зимой 1989 года.

Вторая редакция была представлена публике в 2015 году. На сочинения Шнитке в память о композиторе хореограф поставил балет под названием «Звуки пустых страниц». Дебютное выступление прошло в 2001-м году в Мариинском театре.

Альфред Шнитке
Музыка Альфреда Шнитке пользуется любовью как в странах бывшего СССР, так и за границей

Композицию «Вариации на один аккорд» Альфред Гарриевич сочинил целенаправленно для выступления второй супруги Ирины в рамках концерта современной музыки, проходящего в Гнесинке в 1965 году. В 1977 году для работы над постановкой «Пиковой дамы» в Парижскую оперу пригласили творческую труппу из СССР. Режиссером спектакля был Ю. Любимов, художником и композитором – Д. Боровский и А. Шнитке.

Музыканты предложили радикально неожиданный и обновленный взгляд на постановку, подвергнув партитуру и либретто основательной редакции, включив в произведение пушкинские цитаты. Возмущенный их планами А. Жюрайтис, занимавший должность дирижера Большого театра, написал разгромную статью, что послужило толчком к скандалу в советской прессе.

В результате Любимову запретили выезд из страны. Он не попал на генеральную репетицию, а администрация театра отказалась от постановки оперы. «Пиковую даму» в интерпретации Любимова-Шнитке поставили только через 13 лет в Карлсруэ (1990), затем через три года в Бостоне и спустя еще четыре – в Москве.

Ведущим популяризатором творчества Шнитке был Ю. Башмет. Музыкант первым исполнил Концерт для альта с оркестром, и именно под его управлением в России впервые прозвучала 9-ая симфония.

Коллеги-современники неоднозначно относились к произведениям Альфреда Гарриевича. К примеру, С. Губайдулина, а также Э. Денисов разделяли его взгляды, положительно отзывались Р. Щедрин, Д. Шостакович, тогда как Г. Свиридов о творчестве композитора высказывался крайне негативно.

Альфред Шнитке
Творческое наследие А. Шнитке, оставленное потомкам, огромно

Училище, где великий создатель обучался в юности, в 1999 году переименовано в Московский институт музыки им А. Г. Шнитке. Композитор дал согласие собственнолично на присвоение учреждению своего имени. На базе вуза в 1998 году был сформирован Шнитке-центр, а в 2001-ом – создан единственный в своем роде музей великого музыканта.

По словам второй супруги Альфреда Гарриевича, он был идеален, как муж и человек в целом – добрый, справедливый, заботливый и предельно честный. Для Шнитке величайшим композитором всех времен был И.С. Бах.

Творчество

Великий музыкант оставил потомкам после себя огромное наследие – 20 концертов, 9 симфоний, балеты и оперы, вокальные и камерные произведения, музыкальную аранжировку к спектаклям и кинолентам.

Большая часть творческих тем гениального композитора посвящены внутреннему миру человека – поиску себя, смысла жизни, эмоциям, переживаниям. Создатель полагал, что ирония и трагизм в жизни неразделимы, что тонко отражалось в его произведениях. Формирование уникального музыкального стиля Шнитке приходится на 60-е годы.

Алеаторика

Композитор в числе первых применил метод алеаторики в СССР, благодаря чему интерпретаторы получили широкие возможности для разнообразных импровизаций. 1-ая симфония, написанная в 1974 году, была создана с использованием алеаторики. Сочинение посвящалось дирижеру Геннадию Рождественскому, исполнившему его первым.

Вопреки тому, что симфония прошла все согласования, главные филармонии союза – московская, ленинградская, представить публике настолько радикальную музыку не осмелились. Дебютное исполнение произведения прошло в Нижнем Новгороде.

На всесоюзном конкурсе балета в 1972 году была представлена премьера «Лабиринтов» – первого балета Шнитке, идея постановки которого, а также хореография и либретто принадлежали театральному режиссеру Владимиру Васильеву.

Полистилистика

В 70-х Альфред Гарриевич вводит в музыкальную терминологию понятие «полистилистика». Следуя воссозданному принципу, композитор начал активно применять его, используя несочетаемые направления в своем творчестве – Вагнера и Глинку, Баха и нововенскую школу.

В интервью музыкант рассказывает, что написанный в 1972-ом Фортепианный квинтет, посвященный утрате матери, в 1975 году достигает размеров полноценного «Реквиема». Через пару лет Альфред Гарриевич начинает цикл Concerto Grosso.

Новые произведения выделяются идеей не противостояния солиста оркестру. Написанную в полистилистике партитуру к Concerto Grosso №1, создатель впоследствии неоднократно использовал для написания композиций к кинофильмам.

Творчество А. Шнитке
Творчество А. Шнитке поражало своей оригинальностью и мастерством сочетать разные направления

Цикл симфоний и концертов

70-80-е годы стали для Шнитке периодом погружения к музыкальным истокам, духовной и народной песне. Результатом становится создание «Der Sonnengesang des Franz von Assisi» на бесподобные тексты Франциска Ассизского и «Миннезанг» для 52-х хористов, базирующийся на поэзии германских рыцарей средневековья.

Рождение Второй симфонии повлекли неизгладимые впечатления, связанные с визитом Шнитке в монастырь Сан-Флориан в Австрии, где покоятся останки А. Брукнера. Тронутый красотой католической «невидимой мессы», композитор положил ее в основу характера и формы новой симфонии, звучащей на фоне хора.

Третья симфония была реализацией его взгляда на немецкую музыку, тогда как Четвертая стала ярким олицетворением великого замысла, соединившего различные религии. Альфред Гарриевич грандиозно показал вечный принцип «Единого Бога», сочетав в произведении манеру православного, протестантского, католического и синагогального пения.

В 1983-м рождается кантата по произведению бессмертного Гете «История доктора Иоганна Фауста». Идея создания музыки не давала покоя композитору на протяжении нескольких лет.

Он решил отказаться от написания оперы, так как полагал, что музыка будет противоречить первоисточнику. Фундаментом для создания кантаты стали заключающие главы «Народной книги», написанной И. Шписом. Опера на творение Гете была готова лишь спустя 11 лет, и кантата вошла в ее 3-й акт.

А. Шнитке
А. Шнитке не расставался с партитурой, и все свое время посвящал любимой работе

Концерт № 1 для виолончели с оркестром, созданный в 1986 году, был первой работой композитора после инсульта. Изначально планировалась иное завершение Концерта, но Альфред Гарриевич дополнил финальную композицию и использовал микрофон для усиления звучания виолончели.

Созданный в 1987 году Concerto grosso №4 и 5-ю Симфонию композитор объединил в одно произведение, соединив под призмой его оригинального восприятия на сочинения Г. Малера два судьбоносных для себя жанра.

В 80-е были написаны несколько выдающихся произведений для хора:

  • Три хора по православным молитвам (1984).
  • Концерт на стихи Г. Нарекаци для смешанного хора (1985).
  • «Стихи покаянные» (1987).

В 90-е годы А. Шнитке создал:

  • Concerti Grossi №5 и №6,
  • 2 фортепианные сонаты,
  • 4 симфонии, в том числе и 9-ю,
  • оперы «Жизнь с идиотом» и «Джезуальдо».

Чужой среди своих

«Я, немецкий композитор из России…» – эта строчка стала названием для снятой в 1990 году ленте-биографии великого музыканта. Полуеврей, полунемец, появившийся на свет в Поволжье в семье, где разговаривали лишь на немецком языке. Кем себя считал и ощущал этот гениальный человек?

Отец Альфреда, Гарри Викторович, невзирая на немецкую фамилию, был евреем по национальности, родился во Франкфурте-на-Майне, а в Россию переехал с родителями в возрасте 12-ти лет. С 1930 года семейство проживало в Энгельсе (тогда Покровск), где в то время обитала крупная община немцев Поволжья.

Там он и встретил маму Альфреда – этническую немку – Марию Иосифовну Фогель, мать которой совершенно не знала русского языка. С папой будущий композитор разговаривал по-русски, с мамой – по-немецки.

Фамилия Шнитке
При получении паспорта в 16 лет Альфред Шнитке указал национальность «еврей». Сам музыкант позже признавался, что не ощущал себя ни немцем, ни евреем, ни русским. Даже не учитывая закономерность окончания жизненного пути в Германии, страна стала последним пристанищем лишь по воле случая.

В 1989 году А. Шнитке поступило предложение поработать в Гамбурге, и музыкант с женой быстро приняли решение и уехали. В 1991 за ними последовало семейство сына. Изначально предполагалось, что чета Шнитке пробудет в Германии недолго и опять вернется в российскую столицу.

Но два инсульта, настигших великого музыканта, не дали выполнить задуманное – он находился под постоянным контролем врачей. Семейство Шнитке проживает в Германии и по сей день.

Проклятие 9-й симфонии

Дворжак, Брукнер, Шуберт, Малер, Бетховен… Перечисленных композиторов объединяет мифическое проклятие 9-й симфонии. Для каждого она стала последней в жизни. Альфреду Шнитке не удалось избежать их участи.

Он создавал симфонию левой рукой, будучи тяжелобольным, парализованным на правую половину тела, практически неспособным говорить. Вследствие чего партитура нуждалась в значительной доработке и интерпретации.

Альфред Шнитке с женой Ириной
Альфред Гарриевич со второй супругой Ириной Федоровной

Премьера симфонии, расшифрованной и исполненной другом Шнитке Г. Рождественским, прошла в Москве летом 1998 года. Альфред Гарриевич, посмотрев откорректированную партитуру и прослушав концертную запись, был крайне разочарован итоговым вариантом и запретил исполнять симфонию в данном виде.

Так неожиданно и печально завершилось не только длительное сотрудничество (Шнитке создал для Рождественского свыше 30 сочинений), но и теплая дружба гениев – композитора и дирижера. Близкие Альфреда Гарриевича в воспоминаниях о композиторе не раз упоминали, что это потрясение стало причиной его скоропостижной смерти.

Ирина Федоровна обратилась к Н.С. Корндорфу с просьбой воссоздания Девятой симфонии по партитуре, написанной супругом. Но в процессе работы над интерпретацией Николай Сергеевич трагически скончался. Позднее вдова с этой просьбой обратилась к А. Раскатову, и дебют его вариации прошел 16 июля 2007 года.

Фильм Белорусский вокзал
Шнитке написал музыку для более чем 60-ти отечественных кинофильмов

При этом мистическим творением в жизни Шнитке стала не пресловутая 9-я симфония, а созданная ранее кантата для оперы по произведению Гете. После ее завершения у Альфреда Гарриевича произошел первый инсульт, а после написания самой оперы – последний, не давший великому музыканту шанса на выздоровление.

Музыка Шнитке в кино

Сложно представить советский кинематограф без картин, где звучат трогающие душу композиции Альфреда Шнитке. В период с 1961 по 1984 год гениальный композитор сочинил музыку для свыше 60-ти фильмов. Это всем известные:

  • «Вызываем огонь на себя»;
  • «Комиссар»;
  • «Дядя Ваня»;
  • «Белорусский вокзал»;
  • «Горячий снег»;
  • «Восхождение»;
  • «Маленькие трагедии»;
  • «Фантазии Фарятьева»;
  • «Экипаж»;
  • «Сказка странствий»;
  • «Мертвые души» и др.

Голливуд тоже не остался в стороне, и в зарубежных кассовых фильмах зачастую звучали произведения гениального музыканта. Это известные всем:

  • «Куда приводят мечты»;
  • «Остров проклятых»;
  • «Лобстер».
Альфред Шнитке
Имя А.Г. Шнитке с его согласия присвоено Московскому музыкальному институту, где обучался великий композитор

Частые вопросы

Поклонников творчества легендарного Альфреда Шнитке всегда волновал вопрос, существует ли мифическая связь между созданием 9-ой симфонии и заболеванием композитора. Однозначно сложно ответить, но те, кто верит в потусторонние силы, находят много подтверждающих доказательств их влияния.

Посетившие концерты музыки Шнитке или прослушавшие ее с подручных средств удивляются, как ему удавалось сочетать несочетаемое? Гениальный композитор тонко чувствовал стили, умел отображать глубокую сущность человеческой натуры, преломляя ее через свое мировоззрение и творчество известных коллег.

Часто почитатели произведений Шнитке не могли понять, кто композитор по национальности и какую страну он считал своей Родиной. В своих интервью Альфред Гарриевич не раз упоминал, что не может отнести себя к конкретной национальности, хотя в паспорте указано «еврей». Также он не определился с Родиной – долго жил в России, потом в Германии, но если бы не болезнь, вернулся в Москву.

Интересное видео по теме:

    Embedded thumbnail
    Embedded thumbnail
    Embedded thumbnail
    Embedded thumbnail

Добавить комментарий