Биография Фаины Раневской

Фаина Раневская
Дата рождения (день и год): 
26.08.1896
Возраст:
127
Место рождения: 
Таганрог
Знак зодиака: 
Дева
Цвет глаз: 
зеленый
Семья: 

Муж - нет
Дети - нет

Раневская Фаина Георгиевна (1896-1984) – советская актриса кино и театра. С 1961 года имела звание Народной артистки СССР, трижды становилась лауреатом Сталинской премии (в 1949 году и два раза в 1951 году). По версии английской энциклопедии «Кто есть кто», в 1992 году Фаина Георгиевна была внесена в десятку самых выдающихся актрис ХХ века.

Детство

Настоящие имя и фамилия актрисы Фельдман Фанни Гиршевна. Фаина появилась на свет в городе Таганроге 27 августа 1896 года. Еврейская семья Фельдманов была состоятельной.

Отец, Фельдман Гирш Хаимович, был уроженцем небольшого городка Смиловичи, который располагался в Игуменском уезде Минской губернии. Он был довольно влиятельным фабрикантом, имел предприятие по производству масляных и сухих красок, магазин, где торговали строительными материалами, несколько складов и жилых домов и даже пароход «Святой Николай». В ведомстве учреждений императрицы Марии Гирш Хаимович являлся почётным членом. Также отец был староста синагоги и основал приют для евреев преклонного возраста.

Мама, Милка Рафаиловна (девичья фамилия Заговайлова), родом была из Витебской губернии. Она занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Мама обожала искусство, в особенности литературу, была страстной поклонницей Чехова А. П.

Родители поженились в конце декабря 1889 года. Всего в семье родилось пятеро детей. Кроме Фаины, ещё была девочка Белла и три мальчика – Лазарь, Яков и Рудольф. Когда Фаине было 5 лет, умер её младший братик (совсем младенцем).

Фаина Раневская

Фаине было 2 годика, когда по заказу отца отстроили новый добротный дом, ранее принадлежавший купцу Камбурову М. Н., и семья Фельдманов переехала в него. Двор был узким и длинным, вымощен булыжником, а возле дома во дворе на цепи жил пёс по кличке Букет.

Скорее всего от матери по наследству передались дочери Фаине артистичность и чувствительность, любовь ко всему прекрасному – театру, музыке, книгам. Фаина хорошо помнила момент, когда её обычно сдержанная и тихая мама громко рыдала, уронив голову на подушку. Девочка забежала в комнату и увидела у неё в руках газету, где сообщалось о смерти Чехова. Фаине тогда было 8 лет, она испугалась, стала переживать и плакать вместе с мамой.

Будучи взрослой, Фаина Георгиевна часто вспоминала своё детство как несчастный период жизни. Почему так? Ведь у неё всё было: любящие родители, братья и сестра, материальный достаток в семье. Но девочка была слишком ранимой и чувствовала себя одинокой. От рождения она страдала лёгким заиканием, стеснялась этого, избегала своих сверстников и не заводила подружек, чтобы никто не насмехался над нею.

Ещё Фаина очень завидовала красоте своей старшей сестры Изабеллы, а себя считала неуклюжей и несимпатичной. Она придумала называть всех красивых девушек фифами и потом всю жизнь применяла это слово для красоток.

Учиться девочке совсем не нравилось. Она так и не научилась писать без ошибок, а арифметику считала невыносимой пыткой. Тем не менее она обожала читать. Еле-еле окончив младшие классы в Мариинской женской гимназии в Таганроге, Фаина упросила родителей забрать её оттуда.

Фаина Раневская

Дальнейшее образование девочка получала дома, как и положено ребёнку из состоятельной семьи. Она занималась пением и танцами, обучалась музыке и иностранным языкам. Но всё равно это ей не нравилось, в душе она ненавидела свою гувернантку, немку, которая учила её языку. Фаине хотелось только читать, она могла это делать запоем, и днём и ночью. А если в книге были печальные моменты, то девочка рыдала навзрыд, тогда родители забирали у неё книжку и ставили дочь в угол.

Юность

Летом 1910 года семья Фельдманов поехала в Крым. Недалеко от них в большом и тенистом саду стоял домик, в котором остановилась для отдыха актриса Алиса Коонен. Юная девушка подружилась с актрисой и каждый вечер поджидала её у домика, чтобы вместе оправиться на прогулку к морю. Да, Фаина была нескладная и неуклюжая, но её огромные глаза просто сияли, когда она общалась с Алисой.

Впервые побывав в опере, Фаина возненавидела её. Со всей своей чувствительностью она не смогла принять то, что на сцене убивали людей и при этом ещё и пели. А когда «убитые» артисты, мило улыбаясь, вышли на поклон, она посчитала себя обманутой.

Кино произвело на Фаину совсем иное впечатление. Она обомлела и не шелохнулась ни разу за время просмотра, вся её душа наполнилась порывом куда-то бежать и что-нибудь делать, большое и необычное. Девушка в этот день даже разбила свою копилку и раздала монеты соседским детям.

Фаина Раневская

А когда Фаине было 14 лет, она серьёзно увлеклась театральным искусством. В их городе с помощью меценатов был построен небольшой театр, где она не пропускала ни одной постановки. Но настоящее потрясение девушка испытала в 15-летнем возрасте, попав на премьеру спектакля «Вишнёвый сад» в Московском художественном театре. Когда опустили занавес и погасили огни рампы, она осталась неподвижно сидеть в пустеющем зале. Тогда она поняла, что её призвание в жизни – это театр. Как скажет потом через много лет Фаина Раневская: «Актёрскую профессию я не выбирала, она во мне где-то таилась».

Вернувшись из Москвы в Таганрог, Фаина экстерном сдала экзамены на гимназическом курсе и стала ходить в частную театральную студию А. Ягелло. Здесь она училась по-новому разговаривать, чуть-чуть растягивая слова, чтобы скрыть своё заикание. Ей нравилось находиться на сцене, и Фаина училась чувствовать себя на ней свободно. Девушка даже принимала участие в любительских постановках.

Отец к увлечению дочери театром относился спокойно. Но, когда Фаина объявила семье о намерении связать свою жизнь с актёрской профессией, родители взбунтовались против этого, что привело к скандалу и разрыву отношений.

Девушка понимала, чтобы пойти на работу даже в местный таганрогский театр, ей ещё надо много учиться сценическому мастерству. В 1915 году она приняла решение ехать в Москву.

Фаина Раневская

Начало творческого пути

Фаина приехала в Москву с одной-единственной целью – поступить на учёбу в театральную школу. Но ни в одну её не приняли по причине бездарности. С трудом получилось устроиться в частную школу, но и оттуда в скором времени пришлось уйти, так как не было средств на оплату занятий.

На Большой Никитской улице она снимала маленькую комнату, мать всё-таки посылала ей деньги тайком от отца. Здесь она познакомилась с Мариной Цветаевой, Владимиром Маяковским и Осипом Мандельштамом. Через них произошло знакомство Фаины с актрисой Гельцер, которая порекомендовала молодую девушку в подмосковный летний Малаховский театр.

Её задействовали в массовке, но для Фаины уже было огромным счастьем находиться рядом с такими знаменитыми артистами того времени, как Садовская, Певцов, Петипа. Кстати, именно Певцов однажды после спектакля сказал в гримёрной комнате девушкам из массовки, указывая на Фаину: «Вспомните меня, милые барышни, из неё получится настоящая актриса».

Фаина Раневская

На этот период, летних дачных театральных постановок в Малаховке, приходится рождение её псевдонима. Получив очередной денежный перевод от мамы, Фаина вышла из банка, но порыв ветра вырвал у неё из рук купюры и стал уносить. Она смотрела на всё это и сказала: «Грустно, жалко. Но как же красиво они улетают». Проходивший мимо мужчина остановился, проговорив: «Да вы прямо как Раневская из «Вишнёвого сада». Вот так Фанни Фельдман ушла в прошлое, и родилась будущая кинозвезда Фаина Раневская.

После окончания летнего малаховского театрального сезона Фаине снова пришлось искать работу. Куда только не бросала её судьба:

  • Сначала она поработала в Керчи в антрепризной труппе Лавровской. Но вскоре театр распродал весь свой реквизит и гардероб по причине того, что не получал достойных сборов.
  • Фаина перебралась в Феодосию, где попала в труппу к антрепренеру Новожилову, который в конце сезона сбежал из города, не заплатив актёрам.
  • Раневская уехала в Кисловодск, однако работа здесь не приносила никакого морального удовлетворения.

В 1917 году вся семья Фельдманов эмигрировала за границу в Прагу, Фаина осталась в России одна, она уехала в Ростов-на-Дону. Здесь она познакомилась с женщиной, которая не только помогла Фаине пробиться в мир кино, но и стала её надёжным другом на всю жизнь. Это была актриса Вульф Павла Леонтьевна.

Фаина Раневская

Вместе они пережили в Крыму трудные и голодные годы гражданской войны. Как вспоминала потом Раневская, неизвестно как бы они выжили, если б не забота Максимилиана Волошина, который приходил по утрам с рюкзачком на спине и приносил завёрнутую в газетку маленькую рыбку, месиво, называемое хлебом, и с трудом раздобытую в аптеке бутылочку касторового масла.

Театр

Расположением Павлы Вульф Фаина очень дорожила, мудрая актриса давала начинающей советы, делилась опытом.

Благодаря Павле Леонтьевне Раневская стала уже не участницей массовок, а театральной актрисой. Правда, театров ей по-прежнему приходилось менять много:

  • с 1918 по 1924 годы она работала в Первом советском передвижном театре;
  • с 1925 по 1931 годы Раневская была актрисой рабочего театра в Баку, драматических театров в Сталинграде, Архангельске, Смоленске.

В 1924 году ей довелось немного поработать в столичном Театре Московского отдела народного образования. А уже с 1931 года Фаина Раневская стала востребованной московской театральной актрисой, больше столица её никуда не отпускала.

Фаина Раневская

До Великой Отечественной войны Фаина Георгиевна работала в Камерном театре и в Центральном театре Красной Армии.

В военные годы с семьёй Павлы Вульф Раневская была эвакуирована в Ташкент. Там она особенно сблизилась с поэтессой Анной Ахматовой. Когда Аню привезли больную из Ленинграда, Фаина практически выходила её. Их дружба продлилась потом до конца жизни. Приезжая в Москву, Ахматова часто останавливалась у Раневской. Либо они встречались в гостиничном номере, как писала Фаина: «В маленьком номере, за столиком, покрытом потёртой бархатной скатертью, за двумя стаканами с бледным и давно остывшим чаем – две великие старухи нашего века».

Вернувшись из эвакуации, Раневская работала в Московском театре драмы (сейчас это Театр имени Маяковского), в Театре имени А. С. Пушкина и в Театре имени Моссовета, в последнем она выходила на сцену до самой смерти.

Фаина Раневская

У неё было мало главных ролей, в большей степени она играла второстепенных персонажей, но играла так, что зрители шли на спектакль только из-за Раневской.

Она сыграла почти во всех пьесах любимого маминого писателя А. П. Чехова.

Название постановки

Роль Фаины Раневской

«Вишнёвый сад»

гувернантка Шарлотта Ивановна

«Чайка»

Маша

«Иванов»

Зюзюшка

«Три сестры»

Наташа, Ольга

«Дядя Ваня»

Войницкая

«Волки и овцы»

Анфиса Тихоновна

«Гроза»

сумасшедшая барыня

«Ревизор»

вдова унтер-офицера

«На дне»

Настя

«Женитьба»

сваха

«Бесприданница»

тётка Карандышева

«Любовь Яровая»

Дунька

«Молодая Гвардия»

бабушка Олега Кошевого

«Странная миссис Сэвидж»

миссис Этель Сэвидж

Кино

Непревзойдённые образы создала Фаина Раневская и в отечественном кино.

О ней говорили: «Она – это целая труппа» либо «Актриса до мозга костей». Внутреннюю линию каждой своей роли Раневская продумывала самостоятельно до мелочей. Она создавала образы со всеми психологическими и бытовыми штрихами.

Первый раз зрители увидели актрису в фильме «Пышка», очень колоритной получилась её госпожа Луазо.

Фаина Раневская

Перед самой войной в конце 30-х годов вышло сразу три картины с участием Раневской, они сделали её знаменитой на весь Советский Союз:

  • «Подкидыш»;
  • «Ошибка инженера Кочина»;
  • «Человек в футляре».

Самой лучшей ролью в кино, по мнению зрителей и по признанию самой актрисы, была Мачеха в «Золушке». Сценарист Евгений Шварц настолько обожал Раневскую, что разрешил ей вставлять в тексте свои бесподобные искромётные фразы.

А чего стоят её Свиристинская Зоя Павловна в «Девушке с гитарой», бабушка в фильмах «Слон и верёвочка» и «Осторожно, бабушка!», директор цирка Бранд Ада Константиновна в киноленте «Сегодня – новый аттракцион».

И, конечно же, неподражаемая Фрекен Бок в знаменитом советском мультике про Карлсона, говорящая голосом Раневской.

За свои творческие заслуги Фаина Георгиевна была награждена Орденами Знак Почёта, Ленина, Трудового Красного Знамени. С 1937 года Раневская – Заслуженная артистка РСФСР, а в 1961 году ей присвоили звание Народной артистки Советского Союза.

Фаина Раневская

Личная жизнь

Фаина Георгиевна всю свою жизнь посвятила театру, она не была замужем, не родила детей. Единственная её отрада – это дворняга по имени Мальчик, она подобрала щенка на улице. Мальчик скрасил последние годы её жизни, его статуэтка установлена и на надгробном памятнике Фаине Раневской.

Очень тяжело она переживала одиночество, особенно когда начали умирать её друзья и ровесники. На этот счёт у неё есть ещё одна крылатая фраза: «Одиночество – это когда некому рассказать свои сны».

Её роли и множество искромётных изречений навсегда остались не только в фонде советского кинематографа, но и в сердцах зрителей.

Актрисы не стало 19 июля 1984 года, ей было 87 лет. Похоронена Фаина Георгиевна на столичном Новом Донском кладбище, там же покоится её старшая сестра Изабелла. Со дня смерти Раневской прошло более тридцати лет, но на могиле великой актрисы всегда лежат живые цветы.

Добавить комментарий