Дети - Денис Кацыв.
Кацыв Петр Дмитриевич, государственный деятель и управленец, карьера которого неразрывно переплетена с транспортной сферой.
Петр Дмитриевич Кацыв родился на Украине 5 февраля 1953 года. Про него можно с полным правом сказать, что он сделал себя сам, поскольку всеми успехами по службе он обязан исключительно собственному трудолюбию и таланту. Биографию Петра Кацыва в этом смысле можно считать хрестоматийным примером выдающегося восхождения от выпускника рядовой школы в райцентре Украинской ССР до министра транспорта Московской области и руководителя национально значимых инфраструктурных транспортных проектов.
Школа и институт
Петр Кацыв хорошо учился в школе. Практически сразу обнаружилась его склонность к математике. При этом он без особого труда получал только отличные оценки по физике и химии. К тому же обладал прекрасной памятью. Все это не осталось незамеченным ни родителями Петра, ни его педагогами. С такими данными было совершенно логично продолжать образование в техническом вузе. Оставалось только сделать правильный выбор. Ответ, который определил всю будущую жизнь молодого человека, подсказала его любовь к транспорту, и документы в итоге были поданы в МАДИ.
В стенах Московского автодорожного института Кацыв Петр получил фундаментальное техническое образование. Молодой человек был на виду у профессорско-преподавательского состава и ему прочили хорошее будущее на научном поприще, но Кацыв непременно хотел реализоваться как практик. Однако он дважды возвращался к научно-изыскательной деятельности: в 1999 году, чтобы представить работу на звание кандидата наук, и в 2002-м – чтобы защитить уже докторскую диссертацию. Оба исследования были связаны с организацией пассажиропотоков в условиях густонаселенной городской агломерации.
Начало карьеры
Первое применение полученных за годы обучения знаний состоялось в Химках в 1975 году в пассажирской автоколонне, где Кацыв трудился инженером по обеспечению безопасности движения. Зарекомендовав себя с наилучшей стороны и получив за 7 лет безупречной работы богатый управленческий опыт, он вполне логично и заслужено был в 1982 году повышен и назначен начальником отдела безопасности всего столичного управления пассажирского транспорта.
В 1987 году Кацыв, который к тому моменту уже являлся первым заместителем начальника Мособлпассажиравтотранса, перешел на позицию первого заместителя руководителя по перевозкам объединения Мострансавто, где карьера талантливого управленца продолжила развиваться: через несколько лет Петр Дмитриевич возглавил это автотранспортное предприятие (стал генеральным директором).
Переход на министерский уровень
Руководство одним из крупнейших в нашей стране транспортных пассажирских предприятий стало, пожалуй, самым суровым экзаменом на профессиональную пригодность за всю многолетнюю карьеру Петра Кацыва. Едва ли в России найдется другое такое транспортное объединение, от стабильной и точной работы которого зависело бы население всего столичного региона. И тогда, и сейчас Мострансавто – это ежедневный пассажиропоток, исчисляемый миллионами человек, это тысячи автобусов, обслуживанием которых занята целая армия специалистов, это сотни маршрутов, протяженность многих из них превышает 100 километров.
В реалиях 90-х годов прошлого века часто приходилось решать проблемы, связанные с исправностью техники, обеспечивать ее бесперебойное снабжение горюче-смазочными материалами и вместе с тем восстанавливать маршрутную сеть. Для этих целей Мострансавто приобрело в лизинг около 1000 микроавтобусов, которые обеспечили надежное сообщение между удаленными населенными пунктами региона и районными центрами.
Сегодня автопарк предприятия насчитывает свыше 5000 транспортных единиц. Компания давно является участником губернаторской программы «Наше Подмосковье», в рамках которой закуплены сотни комфортабельных и надежных автобусов большого и среднего класса. Буквально в 2018 году завершилось еще одно масштабное обновление парка автобусов, в том числе в рамках программы подмосковного правительства. При этом учтены все необходимые критерии безопасности, также машины оснащены спецоборудованием для проезда людей с ограниченными возможностями. Штат компании, которая вряд ли стала бы успешной, если бы у ее руля не находились такие профессионалы, как Петр Кацыв, сегодня трудятся более 19 тысяч человек, в том числе иногородние специалисты.
Справиться с таким сложным организмом, особенно в 90-е годы мог только человек, досконально знающий работу транспортной системы во всех ее многочисленных аспектах.
Логичным продолжением карьеры Кацыва Петра стал переход в 2001 году в Правительство Подмосковья, где на позиции министра транспорта он занялся вопросами, так или иначе связанными с перевозками в масштабах всей области.
Следующее назначение произошло через два года, когда Кацыв стал заместителем Председателя правительства Московской области. Полномочия управленца, таким образом, заметно расширились, а его сфера ответственности кроме привычных вопросов, связанных с транспортом, стала включать в себя информатизацию, связь и перспективные разработки.
Во время работы Петра Кацыва в Правительстве Московской области регион реализовывал сразу нескольких важных и амбициозных проектов:
- Полным ходом шло проектирование и согласование одного из крупнейших инфраструктурных проектов в новейшей истории России – Центральной автомобильной кольцевой дороги (ЦКАД), которая должна была дать мощный стимул к развитию десятков областных муниципалитетов и повысить пропускную способность для транзита транспорта в столичном регионе и снять избыточную нагрузку с Московской кольцевой дороги.
- Велось строительство новой скоростной автомобильной магистрали Москва – Санкт-Петербург.
- Значительного прогресса удалось достичь в вопросе улучшения транспортной доступности столичного авиационного узла. К каждому из аэропортов были проложены железнодорожные пути, надежно связавшие их с Москвой.
В череде кадровых перестановок, вызванных уходом со своего поста Бориса Громова, Кацыв, хотя и освободил кресло министра транспорта, продолжил работать в Правительстве. Под руководством нового губернатора – Сергея Шойгу – Кацыв в 2012 году на посту министра стал курировать вопросы взаимодействия федеральных и региональных ветвей власти.
В следующем году он получил должность советника губернатора в правительстве Андрея Воробьева, но уже без министерского портфеля.
РЖД и новые вызовы Петра Кацыва
В 2014 году Петр Кацыв окончательно ушел из областного правительства, чтобы вернуться к любимому делу. В ОАО «РЖД» он занял пост вице-президента и возглавил специально под него созданный Центр развития московского транспортного узла, у которого, по большому счету, была одна единственная, но при этом титаническая задача – разработать детальный план развития малого кольца железной дороги (МКЖД), связав ее пересадками со станциями столичного метрополитена. По большому счету дорога, протяженностью 54 километра, построенная в далеком 1908 году, должна была родиться заново. Для нужд комфортного пассажирского сообщения требовалось:
- Заменить десятки километров старых путей на новые, бесстыковые;
- Полностью электрифицировать кольцо;
- Реконструировать мостовые переходы и депо.
Ветка долгое время использовалась под перевозку грузов и связывала все линии Московской железной дороги и одно направление Октябрьской. Кроме того, обеспечивала подъездные пути к промышленным предприятиям столичного региона. Ее история долгая и богатая – проектирование началось еще в Царской России позапрошлого века и подразумевало открыть пассажирское движение вокруг Москвы. Это позже ветка стала востребованной для грузоперевозок. Дорогой во время Великой отечественной сначала эвакуировали промышленные предприятия, а затем перебрасывали войска и технику с фронта на фронт.
Уже после войны встал вопрос об электрификации железной дороги, но постоянно возникающие трудности, в том числе технического и финансового характера, заставили отложить его решения вплоть до наших времен. Почти десять лет, до начала масштабной реконструкции, по малому кольцу ходили ретропоезда, которые возили экскурсионные группы. Вдоль дороги было на что посмотреть – множество исторических станций с уникальной архитектурой. Но если тогда проезд стоил приличных денег, сегодня, благодаря усилиям перевозчика и его специалистов, в том числе Кацыва Петра Дмитриевича, подобная экскурсия обойдется в цену стандартного билета.
В 2016 году проект модернизации МКЖД, которую уже много лет едва ли не официально называли ржавым поясом Москвы, и которая тяжким грузом висела на РЖД, ежегодно генерируя многомиллионные убытки, был закончен.
Опыт последующей эксплуатации обновленной дороги показал, что выбранные проектировочные решения были верными. Из полузаброшенной кольцевой магистрали, которая изредка использовалась для транзита грузов, эта дорога всего за три года превратилась в неотъемлемую часть транспортной системы мегаполиса, востребованную москвичами, пассажиропоток которой уже в 2025 году должен составить 300 миллионов пассажиров в год.
Этот результат во многом был достигнут благодаря Петру Кацыву, который имел детальное представление обо всех тонкостях функционирования транспортной системы Москвы и Московской области и успел приобрести определенный дипломатический талант, позволявший ему оперативно и качественно обеспечивать взаимодействие между подразделениями РЖД и властными структурами.
В 2017 году Кацыв был назначен на должность заместителя генерального директора РЖД, а в 2019 году талантливый и успешный управленец принял решение уйти на заслуженный отдых.
Семья, награды, звания, увлечения
Семейную жизнь Кацыва Петра, так же как и его карьеру, можно считать вполне благополучной. Он женат. Его супруга - кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России. Долгие годы она работала учителем физики, а затем возглавила один из лицеев в Подмосковье. У семейной четы есть сын Денис.
Петр Дмитриевич Кацыв в разное время был отмечен орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, «Дружбы», памятными медалями «850 лет Москвы» и «50 лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне», званиями заслуженного работника транспорта РФ и ветерана труда.
Из всех доступных увлечений Петр Кацыв предпочел спорт. В свое время он на вполне приличном уровне занимался футболом, бегом и настольным теннисом (является кандидатом в мастера спорта) и до сих пор сохранил спортивное телосложение.
Добавить комментарий