Джигарханян Армен Борисович (р. 1935) – талантливый российский и армянский актер театра и кино, театральный педагог и режиссер. Наибольшую популярность ему принесли роли в фильмах «Здравствуй, это я!», «Новые приключения неуловимых», «Собака на сене», «Операция «Трест», «Место встречи изменить нельзя», «Здравствуйте, я ваша тетя», «Тегеран-43», «Бандитский Петербург». В 1985 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР. В 1996 году основал и до сих пор является художественным руководителем Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна.
Детство
Армен появился на свет 3 октября 1935 года в армянской столице городе Ереване.
Отец, Джигарханян Борис Акимович, 1910 года рождения, принадлежал к старинному роду тифлисских армян. Ушел из семьи, когда сыну Армену был всего месяц. Воспитывал мальчика отчим, с которым сложились теплые отношения. С родным папой впервые увиделся, будучи уже взрослым. По отцу у Армена есть единокровная сестра Марина Борисовна, 1954 года рождения, проживает в Санкт-Петербурге, где работает директором музея искусств.
Мама, Джигарханян Елена Васильевна, 1909 года рождения, работала в Совете министров Армянской ССР. Она была заядлая театралка, ходила на все оперные и драматические постановки.
Детство Армена проходило в русскоязычной среде. Образование мальчик получал в русской школе. Одинаково усердно изучал азы и традиции армянской и русской культуры. Но его детские годы нельзя назвать счастливыми и беззаботными, ведь гремела война. То и дело с фронта приходили мрачные известия, которые перекрывали любое радостное событие в жизни ребенка. По признанию актера, с той поры он не любит подарки и праздники, слишком тяжелые возникают воспоминания и ассоциации.
Мамино увлечение искусством передалось и сыну, она часто брала его с собой на спектакли. Еще в школьные годы маленькому Джигарханяну очень нравились кино и театр, уже тогда он стал мечтать об актерской профессии и сцене.
Юность
В 1952 году, получив аттестат о среднем образовании, Джигарханян отправился в Москву поступать в ГИТИС. Попытка оказалась неуспешной, приемной комиссии не понравился его языковой акцент, и парень вернулся в Армению. В Ереване устроился работать на студию «Арменфильм» в качестве помощника оператора.
Своей мечте не изменил и в течение двух лет усердно готовился к поступлению в ВУЗ. Правда, снова ехать в столицу не рискнул и подал документы в Ереванский художественно-театральный институт. На этот раз он с успехом сдал вступительные экзамены и попал на курс к режиссеру В. Аджемяну, который наряду с преподавательской деятельностью руководил армянским театром имени Г. Сундукяна. Позже оказалось, что произведен слишком большой набор, среди студентов сделали перераспределение и Армен перешел на курс А. Гулакяна.
В 1958 году окончил учебное заведение.
Театр
Еще во время учебы в институте началась театральная карьера Джигарханяна в Ереванском русском драматическом театре имени Станиславского. Его дебют на профессиональной сцене состоялся в 1955 году в небольшой роли в постановке «Иван Рыбаков». Публике очень понравился молодой актер, и Армен закрепился в основном составе труппы на долгие двенадцать лет. За этот период он сыграл порядка тридцати персонажей. Главных ролей у него не было, но и второстепенные образы Джигарханян воплощал так ярко и неординарно, что надолго запоминался зрителям. Тому способствовали и его необычные внешние данные – рост небольшой, интересная своеобразная мимика и очень выразительные черты лица.
В 1967 году Армена пригласил в столичный театр «Ленком» режиссер Анатолий Эфрос. Слава театра была всесоюзной, Джигарханян подумал, что от таких предложений отказываться нельзя и решился на переезд в Москву. Здесь он успел сыграть в двух постановках «Мольер» и «Дым отечества», но вскоре Эфрос был отстранен от работы. Новый режиссер достаточно благосклонно относился к Джигарханяну, но от работы с ним актер не получал прежнего удовольствия.
В 1969 году Армен поступил в труппу Московского театра имени Маяковского, где проработал до 1996 года. За это время воплотил на сцене множество ярких персонажей:
- Стенли Ковальский в «Трамвае «Желание»;
- генерал Хлудов в «Беге»;
- Большой Па в «Кошке на раскаленной крыше»;
- Сократ в «Беседах с Сократом».
После ухода из театра имени Маяковского Джигарханян играл в антрепризных постановках. К этому времени он уже восемь лет преподавал во ВГИКе актерское мастерство. И вскоре на основе своего курса организовал собственный театр. Работая на должности художественного руководителя, а с 2005 года и директора театра, он продолжал выходить на сцену и в качестве актера. Самые яркие постановки с его участием – «Последняя лента Крэппа» и «Возвращение домой».
За свой многолетний труд на театральных сценах Армен Борисович имеет множество наград – премии И. Смоктуновского, мэрии Москвы, «Золотой Овен», «Золотая маска», «Хрустальная Турандот».
Кино
Театр Джигарханян обожал, но еще больше ему хотелось сниматься в кино, поэтому с молодости он ходил на всевозможные пробы. Но там на него обратили внимание не сразу, лишь в 1959 году состоялся кинодебют Армена в небольшой роли Акопа в картине «Обвал».
В последующие пять лет он сыграл в нескольких кинолентах, появилась даже главная роль в картине «Воды поднимаются». Эта работа заинтересовала режиссера Фрунзе Давлатяна и он пригласил актера в фильм «Здравствуй, это я!». Попадание в образ было стопроцентным, роль молодого талантливого физика Артема Манвеляна принесла Джигарханяну известность на всю страну. Уж очень убедительно он воплотил на экране драматическую историю о предательстве и любви, о войне и науке.
После этой картины новые роли не заставили себя ждать, и в каждой из них актер мастерски демонстрировал искусство перевоплощения, психологическую достоверность и широту своего таланта. Сыграв в драме «Треугольник» кузнеца Усту Мукуча, Армен получил первую награду – Государственную премию Армении, этой работой он очень гордится до сих пор.
Следующими успешными ролями были Левон Погосян в семейном фильме «Когда наступает сентябрь» и штабс-капитан Овечкин Петр Сергеевич в популярном боевике «Новые приключения неуловимых».
Славу и зрительскую любовь всего Советского Союза Джигарханяну принесла роль харизматичного сурового чекиста Артузова в многосерийном фильме «Операция «Трест». С каждым днем популярность актера росла, один за другим на экраны выходили фильмы с его участием:
- «Шестое июля»;
- «Конец Любавиных»;
- «Собака на сене»;
- «Гонщики»;
- «Журавушка»;
- «Следствие ведут ЗнаТоКи. Шантаж»;
- «Здравствуйте, я ваша тетя!»;
- «Бриллианты для диктатуры пролетариата»;
- «Корона Российской империи, или Снова неуловимые»;
- «Профессия – следователь».
Великолепно удалась Армену и отрицательная роль горбатого Карпа – главаря банды «Черная кошка» в многосерийном фильме «Место встречи изменить нельзя».
Популярности актера не смог навредить даже развал Советского Союза. Он по-прежнему был востребован, много снимался и в 1990–2000-е годы:
- «Раз на раз не приходится»;
- «Жизнь Клима Самгина»;
- «Руанская дева по прозвищу «Пышка»;
- «По прозвищу «Зверь»;
- «Цареубийца»;
- «Агенты КГБ тоже влюбляются»;
- «Бесы»;
- «Волшебник Изумрудного города»;
- «Ширли-мырли»;
- «Королева Марго»;
- «Бедная Саша»;
- «Шизофрения»;
- «Бандитский Петербург»;
- «Руд и Сэм»;
- «Адъютанты любви»;
- «Звезда эпохи».
За всю свою творческую жизнь Джигарханян сыграл в кино более 250 ролей, в связи с этим попал в Книгу рекордов Гиннеса, как наиболее снимаемый актер России. В 1966 году ему присвоили звание Заслуженного артиста Армянской ССР, в 1973 – Народного артиста РСФСР, в 1977 – Народного артиста Армянской ССР, в 1985 – Народного артиста СССР. Имеет ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III, IV степеней.
Личная жизнь
С первой супругой Аллой Юрьевной Ванновской, актрисой Ереванского драматического театра, Армен жил в гражданском браке. У нее было тяжелое психическое заболевание хорея, которое проявилось после родов. Алла скончалась в психиатрической клинике в 1966 году. От этого брака в 1964 году родилась дочь Елена. По наследству ей передалась болезнь матери. Накануне новогодних праздников 30 декабря 1987 года Лена насмерть отравилась угарным газом в гараже в машине с работающим двигателем.
В 1967 году Армен женился на актрисе Ереванского драматического театра Татьяне Сергеевне Власовой. Детей в браке не было. После покупки недвижимости в Далласе в 1998 году, Таня переехала в США, где и проживает в данное время. В 2015 году их брак был расторгнут.
В 2014 году стало известно о новых отношениях Джигарханяна с молодой украинской пианисткой Виталиной Викторовной Романовской-Цымбалюк. Она младше Армена на 43 года. С 2008 года работала в его театре, в 2015 году заняла должность директора. В течение двух лет они жили в гражданском браке, в феврале 2016 года официально зарегистрировали свои отношения.
В ноябре 2017 года стало известно, что за время правления Виталины в театре в офшоры было выведено около 80 миллионов рублей. Взаимные претензии супругов не раз выходили за рамки личных и широко обсуждались в различных ток-шоу ведущих телевизионных каналов страны. Армен Борисович назвал жену «вор, а не человек», сказал, что она нанесла ему много боли, и больше он видеть Виталину не желает. Актер подал на развод. В результате бракоразводного процесса в ноябре 2017 года эти отношения были расторгнуты.
Добавить комментарий