Доронина Татьяна Васильевна (род. 1933) — известная советская театральная и киноактриса, театральный режиссер. Одна из ведущих представительниц советской школы кино, чьи роли глубоко запали в душу миллионам зрителей.
Экранные образы Татьяны Васильевны в фильмах «Старшая сестра» и «Три тополя на Плющихе» стали настоящей киноклассикой. Неординарный актерский талант позволил ей сыграть разноплановые роли на театральной сцене ленинградского БГД, театра им. Маяковского, МХАТ им. Горького. Доронина награждена множеством профессиональных и государственных наград, среди которых «Золотая маска», «Звезда театрала», «Орден Почета» и многие другие.
Детство и юность
Татьяна Доронина родилась 12 сентября 1933 года в Ленинграде в рабочей семье. Родители будущей актрисы были выходцами из-под Ярославля. После начала Великой Отечественной отец ушел на фронт, а юная Таня с мамой были эвакуированы в город Данилов. По окончании войны семья вернулась в Ленинград, где Татьяна училась в школе и вместе с этим занималась различными видами спорта и творческой деятельностью (пением, французским языком).
После окончания восьмого класса четырнадцатилетняя талантливая девочка тайком отправилась в Москву, где сумела поступить в Школу-студию МХАТ. Однако по причине отсутствия школьного аттестата она вынуждена была вернуться в Ленинград и доучиваться еще два года в школе. После этого Татьяна вернулась и поступила во все театральные вузы столицы, выбрав школу-студию МХАТ. Здесь Татьяна Васильевна постигала азы профессии на курсе П. Массальского, на котором училось немало будущих звезд, например, Е. Евстигнеев и М. Козаков. Особенно тепло к молодой студентке относился педагог Б. Вершилов, которому актриса особо благодарна за терпение и мудрость. Перед окончанием альма-матер в 1956 году она сыграла в дипломных постановках «Как важно быть серьезным» и «Волки и овцы».
Первые шаги в профессии
Незадолго до окончания вуза Татьяна дебютировала в кино, сыграв в фильме М. Калатозова «Первый эшелон». Затем на несколько лет Доронина вместе с первым мужем О. Басилашвили уезжает в Волгоград, откуда возвращается в ленинградский БГТ по приглашению Г. Товстоногова. Он предложил талантливой актрисе несколько интересных ролей, первой из которых стал образ Надежды Монаховой в постановке «Варвары». После премьеры имя Дорониной зазвучало на весь Ленинград, и на многие ее спектакли стали толпами ломиться зрители. Среди них: «Идиот», «Поднятая целина», «Три сестры», «Римская комедия», «Моя старшая сестра».
В 1965 году Татьяна Васильевна сыграла главную роль в фильме «Рабочий поселок», после чего она стала востребована среди советских режиссеров. Результатом такого интереса стал выход на экраны серии картин, ставших настоящей отечественной киноклассикой: «Старшая сестра», «Еще раз про любовь», «Мачеха», «Три тополя на Плющихе». В ее фильмографии нет «проходных» ролей, и каждая из них обладает особым смыслом и жизненной судьбой. Например, Надежда из «Старшей сестры», сумевшая отказаться от своей мечты об актерстве ради близкого человека. Еще больше талант Дорониной засверкал в картине Т. Лиозновой «Три тополя на Плющихе», где состоялся настоящий бенефис актрисы вместе с О. Ефремовым.
Переезд в Москву
В начале 70-х годов Татьяна Васильевна твердо решила покинуть Северную столицу и отправилась во МХАТ. Несмотря на то, что в БДТ Доронину не особо любили, она ни на кого не в обиде. «Актеры люди сверхэмоциональные», — утверждает Татьяна Васильевна. Свой уход из этого театра она до сих пор считает большой ошибкой, так как на новом месте работы поначалу оказалось настолько некомфортно, что даже пропало желание выходить на сцену. В 1977 году Доронину пригласил поработать на сцене театра им. Маяковского режиссер А. Гончаров, предложив ей роль Негиной в постановке «Таланты и поклонники». И здесь все складывалось не совсем гладко. Поначалу коллеги относились к Татьяне, как к большой звезде, за ее спиной возникали интриги и склоки. Все это подстегнуло Доронину доказать свою актерскую состоятельность на сцене.
В дальнейшем актриса свыше 10 лет была на ведущих ролях в знаменитом театре. За эти годы Доронина сыграла главные роли во многих спектаклях. В это же время актриса решила пойти учиться на Высшие режиссерские курсы, которые с успехом закончила.
Но в театре им. Маяковского Доронина так до конца и не обрела себя. Его режиссер оказался антиподом сдержанного Товстоногова, к которому она относилась с особым трепетом. Татьяна не переносила разговоры на повышенных тонах и всячески сопротивлялась такому напору. Хотя предложенный репертуар актрису полностью устраивал (она играла Ксантиппу в «Беседах о Сократе», Дульсинею в «Человеке из Ламанчи», а также сразу двух британских королев, Марию Стюарт в спектакле «Да здравствует королева! Виват»), ее мучила творческая жадность. По этой причине Доронина параллельно выступала на других площадках: Театре Эстрады, театре «Сфера», а в зале Чайковского читала зрителям стихи поэтов-классиков.
В итоге Доронина покинула театр в 1983 году и снова перешла во МХАТ. Многие понимали, что приход актрисы с большой буквы может обернуться сокращением репертуара. В результате было проведено тайное голосование, по итогам которого с небольшим перевесом было решено зачислить ее в труппу.
В 1970-е годы Доронина все меньше снимается в кино. Она сыграла в мелодраме О. Бондарева «Мачеха», лирической картине «Обещание счастья», а также в приключенческой ленте «На ясный огонь», где ее партнером стал тогдашний супруг Б. Химичев. Ее новые героини — сильные женщины с драматической судьбой, которую они предпочитают творить собственными руками.
Из актрисы в режиссеры
После раскола труппы МХАТ в 1987 году многие актеры старой закалки остались не у дел. Новый руководитель театра О. Ефремов отправил их на все четыре стороны. На стороне опальных оказалась и Доронина, хотя Ефремов зачислил ее в свой список. Она не искала виноватых в этом расколе, так как была убеждена: «Прав тот, кто наверху», имея в виду санкционированное сверху размежевание в театре.
Вскоре совместным решением коллектив избрал Татьяну Васильевну художественным руководителем. Чтобы восстановить труппу и репертуар (уходя Ефремов оставил только три спектакля), пришлось спешно приглашать выпускников ГИТИСа. Так возник МХАТ им. Горького, которому актриса остается верна и по нынешний день.
В качестве режиссера Доронина поставила множество спектаклей, среди которых «Доходный квартал», «Доходное место», «Дама-невидимка», «Мадам Александра». Параллельно с этим она оставалась ведущей актрисой театра, без которой не обходилась практически ни одна премьера.
Уже более 30 лет она не снимается в кино и объясняет это просто: неинтересно. Когда играешь в фильмах по сценариям Э. Радзинского или А. Володина, буквально растворяешься в образе, в материале хочется бесконечно жить. Сейчас ничего подобного нет. «Внутренний поиск является смыслом профессии», — утверждает Татьяна Васильевна.
Любимое занятие
Благодаря родной тете Доронина с раннего детства очень любит книги. Наряду с отдыхом на природе, чтение является любимым занятием актрисы. Особое удовольствие ей доставляет перечитывание «Евгения Онегина». В 1998 году увидела свет автобиографическая книга Татьяны Васильевны «Дневник актрисы», в которой автор через призму собственной судьбы постаралась показать жизнь целого поколения своих современников. На страницах книги читатель знакомится со многими коллегами и режиссерами: И. Смоктуновским, Г. Товстоноговым, П. Луспекаевым, А. Тарасовой, предстающими перед ним порой в неожиданном свете. Проникновенный и выразительный язык Дорониной не оставляет сомнения в искренности повествования.
Личная жизнь
Всю жизнь Доронина прожила в атмосфере любви. Сама влюблялась неоднократно, и многие мужчины были от нее без ума. Ее первым супругом стал актер О. Басилашвили, с которым они познакомились еще в годы учебы в школе-студии МХАТ. После окончания вуза муж получил распределение в драматический театр Волгограда, и Татьяна отправилась за ним, хотя имела более привлекательные предложения. Отвечая на приглашение из Ленинграда худрука БДТ Г. Товстоногова, она добилась, чтобы в труппу зачислили и Басилашвили и дали ему роль в первой же постановке. Так и получилось. Правда, переезд в Северную столицу нисколько не укрепил брак. Со временем между супругами возникла холодность и отчуждение, что привело к закономерному расставанию.
После переезда в Москву Доронина вновь вышла замуж на этот раз за театрального критика А. Юфита. Однако и здесь не получилось быть счастливой, и через три года они расстались. Новым спутником жизни актрисы оказался драматург и сценарист Э. Радзинский. Но долгих отношений вновь не получилось: Татьяна всецело была предана работе и практически не появлялась дома. В таких условиях сохранить семью оказалось невозможно. Они остались в прекрасных отношениях: Радзинский посвятил Дорониной немало пьес, большая часть которых была написана уже после развода.
В 1973 году Татьяна Васильевна вышла замуж за актера Б. Химичева, с которым познакомилась во время кинопроб к картине «Еще раз про любовь». Вместе они прожили пять лет. Позднее Химичев вспоминал, что ему сложно было привыкнуть к доминированию в их отношениях супруги, что всегда невероятно напрягало. Доронина прокомментировала это по-своему: «Я всегда кошка без хозяина».
Пятым и последним мужем Дорониной стал человек не творческой профессии — чиновник и партийный работник Р. Тихоненко, с которым она состояла в одном садоводческом товариществе. Несмотря на то, что Роберт буквально боготворил супругу, Татьяна больше внимания уделяла театру, что со временем привело к закономерному разводу.
Добавить комментарий