Регина Николаевна Збарская (урожденная Колесникова, 1935─1987) —легендарная советская манекенщица, в чьей трагической судьбе самым тесным образом переплелись политика и мода. Регину прозвали «русской Софи Лорен» и восхищались ее прекрасным образованием.
Среди многочисленной армии поклонников красоты и таланта Регины были Пьер Карден и Ив Монтан. «Самое красивое оружие Кремля» —такое прозвище придумали модели журналисты издания Paris Match, которая была предметом зависти множества советских мужчин.
Ранняя биография
Регина Збарская родилась 27 сентября 1935 года в Ленинграде. О ее ранних годах жизни сведений совсем немного. Согласно одной из версий ее родители работали в цирке в гимнастическом жанре. Когда дочь была совсем маленькой во время выполнения трюка они разбились, поэтому Регина воспитывалась в детдоме. По другой версии она родилась в Москве в семье врача и отставного офицера. Существует мнение, что ее родина — Вологда, а родители манекенщицы были обычные служащие.
В свои 17 лет юная Регина приехала покорять столицу, поступив учиться во ВГИК, но не на актерский, а на экономический факультет. Ее несколько раз приглашали на кинопробы, но каждый раз она их проходила не совсем удачно. Зато она активно посещала светские вечеринки, где присутствовала тогдашняя культурно-политическая карьера.
Девушка всегда производила положительное впечатление приятными манерами, умела поддержать разговор, в том числе на иностранных языках. Во время одного из таких мероприятий Збарская сумела познакомиться с модельером Верой Араловой, которая, увидев красивую девушку, пригласила ее поучаствовать в показе новой коллекции Общесоюзного Дома моделей на Кузнецком мосту.
На службе подиуму
В советское время термин «модель» вовсе не ассоциировался с миром моды, а воспринимался исключительно утилитарно как образец или эталон чего-либо. Красивые девушки, блиставшие на подиуме, назывались манекенщицами. Они получали весьма скромные гонорары и мечтали о богатом женихе, который не посмеет устоять перед их обаянием. Все это мало относилось к нашей героине.
Она выгодно выделялась на фоне многих коллег необыкновенной красотой и утонченными манерами. Несмотря на далеко не идеальную форму ног (они были чуть искривлены) Регина всегда умела обыграть этот недостаток, благодаря чему многие женщины с аналогичными проблемами перестали испытывать комплекс неполноценности.
Первый публичный показ с участием Збарской состоялся в 1961 году, которая демонстрировала парижской публике очаровательные женские сапожки с молниями на голенище. Интересно, что официально девушка числилась рабочей 5 разряда, формально не имея никакого отношения к моде.
После этого начались частые поездки за рубеж, которые и не снились большинству советских граждан, а Збарской во время таких командировок позволялось даже больше, чем другим. Например, ей разрешалось самостоятельно отлучаться в город, о чем ее коллеги могли только мечтать.
Обывательское сознание воспринимало манекенщиц как женщин легкого поведения, поэтому многие модели старались не распространяться о своем занятии. Регина была одной из немногих, кто не скрывал своей профессии и знал себе цену.
В 60-е годы тон в светской модной индустрии задавал ленинградский журнал «Моды», попасть на страницы которого было большой честью. Его издатели частенько рассказывали о творениях дизайнеров с Кузнецкого моста. В 1967 году в Москве прошел Международный модный фестиваль, на который приехали лучшие кутюрье планеты. К этому событию и был приурочен новый выпуск журнала, на обложке которого красовалась Регина в платье с символичным названием «Россия», стилизованном под манер старорусской иконописи. Номер журнала распространился по всему свету, и Збарская стала настоящим модным символом Советского Союза.
После того как Регине укоротили волосы и сделали стрижку под пажа (в необходимости смены имиджа ее убедил В. Зайцев), она превратилась в настоящую «итальянскую красавицу». Зарубежная пресса, млея от красоты светской модели, тут же назвала ее «русской Софи Лорен».
На службе родине
Есть мнение, что Регина активно сотрудничала с КГБ и даже принимала участие в спецоперациях по сбору сведений о политических настроениях гостей столицы, приезжающих с Запада. Одним из объектов ее наблюдения якобы был знаменитый французский шансонье Ив Монтан, с которым по заданию служб безопасности она поддерживала отношения.
Закат карьеры
После отъезда бывшего супруга Л. Збарского за границу дела у потерявшей былую привлекательность манекенщицы шли совсем неважно. Она вскрыла вены и попала в психиатрическую больницу. Пройдя курс терапии, Регина попыталась вернуться на подиум, но быстро поняла, что путь туда закрыт, а ничем другим она заниматься попросту не умела. Сжалившийся над ней В. Зайцев устроил к себе уборщицей помещений, и теперь некогда главная звезда советского подиума наблюдала, как по нему шагают другие.
Незадолго до смерти бывший любовник Регины — журналист из Югославии─ напечатал книгу «Сто ночей Регины Збарской», в которой он в нелицеприятном свете высказался о Збарской. В книге писалось о том, что модель имела любовные связи с представителями правящей советской верхушки. Кроме того, в ней представлены подробности о доносах Збарской на других манекенщиц. Как утверждал автор, приехав в Москву, он завел интрижку с Региной, красиво ухаживал и обещал жениться. Она влюбилась в него и, доверившись, стала рассказывать ему некоторые секреты, которые он тайно записывал на диктофон. Они и стали основным материалом этого произведения.
Познакомившись с содержанием книги, Регина вновь устроила попытку суицида. Параллельно с этим ее персоной активно заинтересовался КГБ. Стечение этих двух обстоятельств вновь привело бывшую манекенщицу в психиатрическую больницу. После окончания лечения Збарской помогал как мог В. Зайцев, покупая ей обувь и одежду. Но обострения психической болезни и необъяснимые срывы случались все чаще. Во время приступов она могла сорвать с себя одежду и кричать, что недостойна носить хорошие вещи.
В 1984 году она последний раз снялась для модного журнала. Увы, но от былой красавицы не осталось и следа. Потухший взор и лишний вес не могли скрыть даже грим и искусственное освещение.
Первым о кончине манекенщицы сообщил «Голос Америки», в советской столице по этому поводу ходили разные слухи от вскрытия вен до отравления медицинскими препаратами. Непонятно также, где она умерла — в психиатрической больнице или дома. Точно известно одно — трагедия случилась 15 ноября 1987 года. По некоторым сведениям, в момент смерти при ней была тетрадь, но в следственных протоколах никакой информации об этом нет. Между тем этот источник мог бы пролить свет на обстоятельства произошедшего.
Похороны бывшей примы советского подиума проходили в закрытом режиме, на них не присутствовал никто из коллег по Дому моделей. Покрыто тайной и место захоронения Регины Збарской.
Личная жизнь
Одна из судьбоносных встреч Регины произошла с художником-графиком Львом Збарским, сыном от второго брака Б. Збарского, занимавшегося бальзамированием тела Ленина. По мнению С. Довлатова, именно с его рисунков началась хрущевская оттепель. Они познакомились в 1960 году и практически сразу красавец мужчина, не скрывавший своих диссидентских воззрений, запал в душу Регине. Ее не смущало реноме Льва как плейбоя и ловеласа, падкого на женщин. В течение 7 лет пара Збарских стала одной из самых красивых на просторах Советского Союза.
Когда в 1967 году Регина забеременела, он выступил против рождения ребенка, аргументировав свое мнение тем, что истинный художник должен отдавать всего себя творчеству. В итоге Лев Борисович выдвинул категоричный ультиматум — я или ребенок. К тому же в это время в планах модели значилась командировка в Монреаль. Под влиянием этих обстоятельств Збарская сделала аборт и только потом поняла, какую ошибку она совершила. Пытаясь загладить скопившуюся горечь и не в силах преодолеть себя, молодая женщина начинает пить горы антидепрессантов, загоняя себя в угол.
Самое интересное, что поступок Регины все равно не спас этот брак, и супруг увлекся Марианной Вертинской, а затем Людмилой Максаковой. В 1972 году Лев Збарский сначала переехал в Израиль, а оттуда перебрался в США. Она тяжело переживала развод, надеявшись восстановить семью. Настоящим ударом для Збарской стало известие о беременности Максаковой. Испытав настоящий шок и находясь в плену транквилизаторов, она даже пыталась вскрыть себе вены, но тогда ее удалось спасти.
Добавить комментарий