Олесь Гончар (Гончар Александр Терентьевич, 1918-1995) — советский писатель и публицист, выдающийся представитель украинской художественной прозы середины и второй половины прошлого века. Обладатель Ленинской и Сталинской премий, а также Государственной премии СССР. Он запомнился не только прекрасными и глубокими произведениями, но и активной общественной деятельностью, в течение 27 лет выполняя обязанности секретаря Союза писателей СССР. Его романы "Тронка" и "Собор", обращенные к духовным проблемам человека, стали классикой советской прозы.
Детство и юность
Родился Олесь Гончар 3 апреля 1918 года в селе Сухое на Полтавщине в рабоче-крестьянской семье. Будущий писатель рано остался сиротой. Отец Терентий Сидорович, работавший в колхозе, погиб от немецкой бомбы спустя несколько месяцев после рождения сына. Мать Татьяна Гавриловна, трудившаяся на заводе, умерла в 1921 году. После этого воспитанием внука занялась родная бабушка, сумевшая заменить ему мать.
Первые годы мальчик учился в родном селе, но в итоге получил семилетнее образование в деревне Бреусовке. Уже в школьные годы обнаружился писательский талант юноши, который помог ему попасть в редакцию районной газеты. Параллельно с этим Гончар проходит обучение в Харьковском техникуме журналистики, закончив который некоторое время работал сельским учителем.
Начало писательской карьеры
С 1937 году Олесь стал активно публиковаться в украинских изданиях ("Комсомолец Украины", "Литературная газета", "Молодой большевик"). В основном это были небольшие рассказы. Набравшись литературного опыта, на следующий год он поступает на филфак Харьковского университета. В эти годы он пишет несколько известных произведений:
- "Иван Мостовой";
- " Орленок";
- "Стрекозово поле".
После нападения фашистов третьекурсник Гончар уходит добровольцем на фронт, где дослужился до старшины минометной батареи. Несмотря на плен, случившийся в 1942 году, он пройдет всю войну до победного конца. За это время писатель напишет сборник фронтовых стихов, а также создаст наброски для своих будущих произведений, в том числе романа "Знаменосцы".
Становление писателя
После окончания войны Олесь переезжает к старшей сестре в Днепропетровск, закончив обучение в стенах местного университета. Вместе с этим он завершает писать первую часть знаменитой трилогии "Знаменосцы", которая по протекции Юрия Яновского была напечатана в журнале "Отчизна". Роман получил большую народную любовь, что нашло выражение в присуждении Сталинской премии (1947).
В дальнейшем Яновский станет наставником начинающего писателя, пригласив его в Киев для обучения в аспирантуре Института литературы. В ближайшее десятилетие Гончар активно продолжит создавать произведения на военную тематику. Но вместе с этим появляются новеллы о мирной жизни людей. Наиболее известные из них — "Микита Братусь" и "Пусть горит огонек" — стали предвестниками расцвета писательского таланта маэстро.
Также в это время из-под его пера выходит дилогия "Таврия" и "Перекоп", на мотив Первой мировой и Гражданской войны в южной Украине. Чтобы максимально правдоподобно описать события, Гончар работал в архивах и объездил десятки деревень в этом районе, общаясь с местными жителями.
Обласканный властью писатель начинает активную общественную деятельность, в ходе которой неоднократно посещает заграницу. Итогом этих поездок стали очерки "Встречи с друзьями" и "Китай вблизи".
Расцвет творческой биографии
После выхода в свет романа "Человек и оружие", имевшего узнаваемый автобиографический оттенок, открывается новая страница творчества писателя. В этом произведении автор на примере студентов-добровольцев убедительно показывает мужество и героизм советских людей, сражавшихся за родину. В 1962 году роман был отмечен Шевченковской премией.
Спустя 10 лет Гончар возвращается к теме романа и пишет продолжение под названием "Циклон", где перед читателем предстает уже немолодой герой, ставший кинорежиссером и решивший снять киноленту о войне. В результате в книге органично переплелись воспоминания и реальность, прошлое и настоящее, заставив искренне сопереживать представленным событиям и их героям.
В 1963 году писатель создает первое крупное произведение, посвященное мирной жизни — цикл из 12 новелл, объединенных в роман "Тронка". Концепция произведения связана с попыткой автора соединить проблемы отдельной личности с бытием всего человечества, а чаяния мирового сообщества спроецировать на его рядового представителя. Сильной стороной произведения видится описание отдельного характера сквозь призму каждой новеллы в контексте актуальных проблем — родители и дети, экология, война и мир, тоталитарное общество. Под занавес хрущевской оттепели произведение было удостоено Ленинской премии (1964), все деньги от которой были переданы на развитие библиотек.
Под запретом
Тема возрождения утраченной духовности и сохранения исторической памяти была поднята писателем в романе "Собор" (1967), над которым он трудился три года. Однако по инициативе первого секретаря Днепропетровского обкома Ватченко произведение было запрещено для публикации, а весь тираж журнала "Отчизна", где был напечатан его текст, был изъят. Негативная реакция чиновника была продиктована тем, что в одном из отрицательных персонажей он узнал себя. В течение 20 лет роман не печатали, а после издания он имел огромный успех. По слухам, его рекомендовал на Нобелевскую премию сам глава католической церкви Иоанн Павел II.
Несмотря на запрет, роман имел огромный резонанс в литературной среде, свидетельством чему стало появление произведений со схожей сюжетной линией и драматургией, в частности, у Ивана Шемякина ("Атланты и кариатиды") и Юстинаса Марцинкявичуса ("Собор").
Олесь Терентьевич был одним из первых, выступивших против засилья цензуры. "Не гоже человеку с красным карандашом вершить судьбы наших писателей!", – провозгласил писатель с трибуны Всесоюзного съезда Советов.
Поздний период творчества
В 70-80-е гг. писателя продолжали волновать морально-этические темы (роман "Твоя заря") и проблемы нравственного становления личности (повесть "Бригантина"). Из-под пера автора выходят несколько публицистических и литературно-критических статей — "О нашем писательстве" (1972), "Писательские раздумья" (1980). В этот период Гончар уделяет немало времени общественным делам, бессменно выполняя обязанности секретаря Союза писателей СССР с 1959 по 1986 год. На протяжении 28 лет, до 1990 года, он был депутатом ВС СССР, а в 1971 — 1986 гг. являлся кандидатом в члены ЦК КПСС.
Олесь Гончар в жизни
Многие современники писателя, в частности Ю. Мушкетик, отмечали, что Гончар всегда был большим патриотом. Он характеризует его как порядочного и честного человека, хотя Государственные премии сделали Олеся немного "забронзовелым". По воспоминаниям вдовы писателя, в жизни он был сложным и требовательным человеком. Поэтому строгий и сдержанный Олесь Терентьевич слов на ветер не бросал, стараясь довести до конца каждое дело.
Он любил носить белые рубашки, причем постиранные исключительно супругой, не терпел у себя дома чужих людей и никогда не сквернословил. Гончар всегда относился с большим пиететом к творчеству, а язык и литературу воспринимал как святыню. Однажды он сказал: "Русский язык — это язык Пушкина и Достоевского, на котором создана великая литература, пользующаяся заслуженной славой человечества".
Среди немногочисленного круга близких людей Олеся Гончара выделялся его товарищ со студенческих времен Харьковского университета Алексей Коломиец. К нему писатель на людях даже обращался просто по имени. Гончар очень любил собственных детей и старался воспитывать их в духе христианской этики. Часто посещал Владимирский сбор и поддерживал хорошие отношения с патриархом Мстиславом.
Личная жизнь
Долгое время писатель прожил в браке с Валентиной Даниловной Гончар, родившей ему двоих детей — сына Юрия и дочь Людмилу.
Похоронен писатель на Бойковском кладбище Киева. Его память увековечена званием героя страны (присвоено посмертно), в честь него названы школа и улица в украинской столице, а у Михайловского собора открыта мемориальная доска.
Добавить комментарий