Биография Марлен Дитрих

Марлен Дитрих

Марлен (Мария Магдалена) Дитрих (1901-1992) – немецкая и американская киноактриса. Влияние, которое она оказала на мировую моду и стиль, а также созданные ею совершенные образы на экране, привели к тому, что Марлен ещё при жизни была признана женщиной-легендой. Её голос, облик и имя стали символом роковой власти. О ней написаны сотни тысяч статей, ей подражали все женщины планеты, вряд ли в ХХ веке кто-то имел большую популярность, чем Дитрих. Ледяная Фрау, Стальная Орхидея, Длинноногая Венера, она навсегда останется в истории кино и моды звездой, равнодушной, недосягаемой и отчуждённо взирающей на мир.

Детство

Марлен появилась на свет в немецком Шёнеберге (пригородный район Берлина) 27 декабря 1901 года.

Её отец, Луис Эрих Отто Дитрих, 1868 года рождения, в конце XIX столетия служил в уланских войсках и несколько раз был представлен к наградам. На момент рождения дочери он работал в полиции в звании лейтенанта. Мама, Вильгельмина Элизабет Йозефина, 1876 года рождения, была из богатой семьи. Её родители имели часовой и ювелирный магазин в одном из самых престижных районов Берлина – Унтер-ден-Линден. Семья была крайне недовольна, что Йозефина собралась связывать свою жизнь с простым военным Луисом Дитрихом. Но, несмотря на протесты родителей, девушка вышла замуж за любимого в 1898 году. Для жениха, блестящего и беспутного офицера, который своим обаянием покорил не одну красотку, этот брак был по расчёту.

В 1900 году у супругов родилась первая дочь Лизель. Прошло чуть больше года, и в семье появилась вторая девочка, которой дали имя Мария Магдалена (потом актриса сократила его, взяв начало от «Мария» и окончание от «Магдалена», получилось Марлен).

Марлен Дитрих

Семья Дитрих была довольно обеспеченной, их дочери получали хорошее образование. С раннего детства у девочек были прекрасные домашние учителя и гувернантки, которые обучали их английскому, французскому и литературному немецкому языку.

Когда Марлен было пять лет, её родители развелись. Отца, больного сифилисом, поместили в специальный санаторий, где спустя год он скончался. Поэтому у девочки остались о нём самые смутные воспоминания, тем не менее, она унаследовала от него идеальные симметричные черты лица и дух прусского офицера-красавца.

Зато строгую, грозную, с жёсткими принципами мать сёстры Дитрих запомнили на всю жизнь. Оставшись вдовой, Йозефине пришлось устроиться к богатым людям домохозяйкой. Но, начав работать, она отнюдь не стала меньше уделять внимания дочерям. Воспитывала их в духе абсолютного послушания, внушая, что для настоящих леди важнее всего прямая спина, тонкие лодыжки и самодисциплина. Но если к старшей Лизель такой метод воспитания был применим, то младшая Марлен по немецким меркам считалась взрывоопасной смесью. Яркая, кокетливая и красивая, она была как будто чужой в этой строгой семье.

Образование

Для перевоспитания фантазёрки в 1907 году мать отправила Марлен в школу для девочек имени Августы Виктории в надежде, что дочку научат там трудолюбию и усидчивости. Дитрих увлеклась здесь музыкой, научилась играть сначала на лютне, потом на скрипке.

В это время у матери, работавшей экономкой в богатом доме, завязались отношения с офицером-аристократом Эдуардом фон Лош. Шла Первая мировая война, и Эдуард, воевавший на её фронтах, сделал предложение Йозефине. Свадьбы у них не было, пара скромно обвенчалась, потому что как раз накануне жених попал в госпиталь с тяжёлым ранением. Этот брак просуществовал ровно семь дней, Эдуард скончался от начавшейся гангрены, а Йозефина во второй раз осталась вдовой. Но теперь она стала знатной фрау фон Лош. И каково же было её возмущение, когда младшая дочь Марлен не захотела брать себе эту старинную дворянскую фамилию, а осталась на отцовской – Дитрих.

Марлен Дитрих

Пока шла война, мать с дочерьми уезжали в Дессау, здесь девочки получали образование в лицее Антуанетты. В Берлин они вернулись лишь в 1917 году, и Марлен продолжила учёбу в школе имени Виктории Луизы. Однако вскоре Йозефина решила, что опустошённый и разрушенный город не лучшее место для юной барышни и оправила дочку в закрытый пансион в Веймаре. Там будущая актриса провела четыре года, почти в совершенстве овладела игрой на скрипке и вознамерилась стать великой скрипачкой. Ведь здешний учитель музыки постоянно твердил, что у неё непревзойдённый талант.

Поверив преподавателю, после пансиона в 1921 году Дитрих направилась в высшую музыкальную школу в Берлине, чтобы продолжить обучение у австро-германского скрипача и педагога Карла Флеша. И, только полностью провалив экзамены, поняла, что учитель музыки соврал, скорее всего, его волновала не игра на скрипке, а она сама – чувственная и красивая Марлен. Но этот факт не сильно расстроил девушку, а, наоборот, придал смелости.

Поняв, что у неё есть отличное женское оружие – ладная фигура, красивые ноги, приятный голос – Дитрих отправилась штурмовать театральную школу Рейнхардта. Сюда её тоже не приняли. И снова Марлен не испытала ни капли разочарования. Можно и без образования найти работу, главное – талант и внешность, трудолюбие и вера в себя, а эти качества у Дитрих были с избытком.

Марлен Дитрих

Кинокарьера в Германии

Марлен было чуть больше двадцати лет, когда она устроилась на свою первую работу в оркестр при кинотеатре. Во время показа немых фильмов вместе с другими музыкантами скрипачка должна была «озвучивать» кино. Участники оркестра вместо нот смотрели на юную красавицу и постоянно сбивались с ритма. А она сама окончательно убедилась в своей неземной красоте и приняла твёрдое решение связывать дальнейшую судьбу не с игрой на скрипке, а с актёрской профессией.

На этой работе Дитрих продержалась месяц, но надо было как-то озвучить своё решение матери. И тут пришло на выручку воспалившееся сухожилие на безымянном пальце. Объявив, что больше не сможет играть на скрипке из-за болезни пальца, Марлен устроилась в ночное кафе танцовщицей. Наряду с этим она стала участвовать в кинопробах, и предприняла ещё одну попытку поступления в театральную школу. На этот раз ей удалось обратить на себя внимание директора школы Бертольда Хельда, который согласился давать ей уроки в частном порядке. Так Дитрих начала постигать актёрское мастерство.

В декабре 1922 года состоялся её дебют на театральной сцене в маленькой роли в постановке «Ящик Пандоры». А в 1923 году дядя Марлен, Вилли Фельзинг, познакомил её с кинорежиссёром, который в скором времени пригласил девушку на пробы. Она получила первую роль в кино и сыграла служанку Катрин в картине «Таковы мужчины».

Марлен Дитрих

Затем последовали эпизодические роли в картинах «Трагедия любви», «Человек в дороге», «Прыжок в жизнь». С конца 1924 года Марлен прекратила съёмки и выступления в театре в связи с рождением дочери. Она вернулась к работе в 1926 году, снявшись сразу в четырёх картинах:

  • «Манон Леско»;
  • «Современная Дюбарри»;
  • «Выше голову, Чарли!»;
  • «Мадам не желает детей».

В 1927 году в фильме «Кафе Электрик» австрийского кинорежиссёра Густава Учицки Дитрих сыграла свою первую значимую роль. После этого на актрису обратили внимание другие режиссёры. И теперь уже не она оббивала пороги кастингов и кинопроб, чтобы получить хоть какую-то роль, а её находили ассистенты с предложениями о съёмках. В 1929 году вышло сразу три картины, где Марлен была задействована в главных ролях:

  • «Целую вашу руку, мадам»;
  • «Женщина, которая желанна»;
  • «Опасности брачного периода».

Наряду с театром и кино, Дитрих не прекратила занятий музыкой, она брала уроки вокала, а в 1928 году с ансамблем ревю Миши Шполянского записала первую пластинку.
В следующем 1929 году в ревю «Два галстука» на Марлен обратил внимание американский кинорежиссёр австрийского происхождения Джозеф фон Штернберг. Он рискнул и пригласил её на главную роль Лолы-Лолы в картину «Голубой ангел».

Марлен Дитрих

Премьера фильма в 1930 году была триумфальной, а Марлен проснулась новой немецкой знаменитостью. Так началось её долгое и плодотворное сотрудничество с Джозефом фон Штернбергом, который сделал из Дитрих мировую кинодиву и самую желанную женщину планеты.

Голливуд

После премьерного показа «Голубого ангела» Марлен уехала в Америку, где подписала контракт с «Paramount Pictures Corporation» с недельной зарплатой 1750 долларов. Штернберг снял её в шести фильмах подряд, что принесло Дитрих всемирную славу:

  • «Марокко»;
  • «Обесчещенная»;
  • «Белокурая Венера»;
  • «Шанхайский экспресс»;
  • «Распутная императрица»;
  • «Дьявол – это женщина».

Самый первый голливудский фильм «Марокко» принёс Марлен единственную в её творческой жизни номинацию на «Оскар». В картине она играла певицу, которая предстала перед зрителями в мужском костюме. У кого-то это вызвало негодование, но тем самым в мире женской моды Марлен произвела настоящую революцию: женщины всего мира последовали за ней и стали носить брюки.

Марлен Дитрих

Последующие фильмы, в которых играла Дитрих, не имели такой бешеной популярности. После нескольких неудачных картин её даже назвали «кассовой отравой»:

  • «Желание»;
  • «Ангел»;
  • «Дестри снова в седле»;
  • «Семь грешников»;
  • «Энергия»;
  • «Так хочет леди».

Зато, когда в Германии у власти стала партия Адольфа Гитлера, один из его ближайших сподвижников Йозеф Геббельс предложил Марлен вернуться на родину. Ей гарантировали свободный выбор режиссёров, продюсеров, сценариев, и обещали 200 000 рейхсмарок за каждый фильм. Но Дитрих не только отказалась от такого заманчивого предложения, но и демонстративно подала документы на получение американского гражданства. С той поры на родине её считали предательницей.

Марлен Дитрих

В период Второй мировой войны она полностью поддерживала противников Германии. На длительное время прерывала съёмки, ездила с концертами в госпитали и гарнизоны. Вместе с простыми солдатами спала в окопах, умывалась растопленным снегом, подхватила пневмонию и мучилась от вшей. Актрису ничего не пугало, она провела почти полтысячи выступлений. За такой поступок, приравненный к подвигу, Дитрих была награждена американской Медалью Свободы и орденом Почётного Легиона Франции.

В 1945 году актриса приезжала в Берлин на похороны матери, после чего сказала: «Я чувствую, что вместе с мамой хороню Германию. Я очень любила эту страну, но теперь её для меня не существует».

Вернувшись в Америку, Марлен продолжила активно сниматься. Её фильмография ежегодно пополнялась новыми работами:

  • Бланш Ферранд в фильме «Мартин Руманьяк»;
  • Лидия в «Золотых серьгах»;
  • Шарлотт Инвуд в картине «Страх сцены»;
  • Олтер Кин в «Пресловутом ранчо»;
  • хозяйка салона в фильме «80 дней вокруг света»;
  • Кристина Хельм в картине «Свидетель обвинения»;
  • Тана в «Печати зла»;
  • госпожа Бертхольт в «Нюрнбергском процессе».

В 1960-х годах Марлен стала меньше сниматься и начала успешную карьеру конферансье и певицы, также вела передачи на радио, писала книги и статьи в журналы.

Марлен Дитрих

Личная жизнь

Во время съёмок в картине «Трагедия любви» Марлен стала встречаться с администратором Рудольфом Зибером. В мае 1923 года они официально зарегистрировали брак, а спустя полтора года в семье родилась дочь Мария. Во время беременности Дитрих наложила для супруга запрет на интимные отношения, в результате он завёл любовницу. После родов Марлен и Рудольф больше никогда не жили, как муж и жена, но и не разводились до самой смерти.

У актрисы было много бурных романов – с партнёрами по съёмочной площадке Джеймсом Стюартом, Жаном Гобеном, режиссёром Орсоном Уэллсом, писателем Эрихом Марией Ремарком. А многолетняя платоническая любовь между Марлен Дитрих и Эрнестом Хемингуэем вылилась в огромное количество писем, которые потом были опубликованы в виде книги.

Дочь Марлен, Мария Рива, стала, как и мама, актрисой кино и театра. У неё есть сын Дэвид Рива, который в 2001 году снял о своей бабушке документальный фильм «Марлен Дитрих – Белокурая Бестия».

Марлен Дитрих

Болезнь и смерть

В 1975 году с Дитрих произошёл несчастный случай: в результате падения она сломала шейку бедра. Её карьера завершилась, актриса уединилась в своём имении в Париже и прекратила всяческое общение, к ней допускали только избранных людей. Травма не была столь серьёзной, но Дитрих отказалась от помощи медиков и госпитализации. Последние тринадцать лет актриса провела в постели.

В таком лежачем положении она ещё стала злоупотреблять алкоголем, в результате чего отказали почки. Это и стало причиной смерти, Марлен ушла из жизни 6 мая 1992 года. Гроб с телом великой актрисы, накрытый французским и американским флагом, опускали всё-таки на родине в Германии, рядом с могилой её матери.

Добавить комментарий