Терехова Маргарита Борисовна (р.1942) – советская и российская актриса кино и театра, режиссёр. С 1996 года имеет звание Народной артистки Российской Федерации.
Детство
Рита появилась на свет 25 августа 1942 года в провинциальном городе Туринске в Свердловской области. Шла война и её отец с матерью, оба актёры, находились в тылу. Папа Маргариты, знаменитый актёр Терехов Борис Иванович, работал в Свердловском театре. Мама – актриса Томашевич Галина Станиславовна.
Вскоре после появления Маргариты Тереховы были эвакуированы в узбекскую столицу город Ташкент, здесь прошли её детские годы, и именно это место актриса называет своей маленькой родиной.
Девочка была ещё совсем маленькой, когда развелись её родители. Из детских воспоминаний остался какой-то слишком опрятный дядя Семён Михайлович, который приходил к маме и всегда имел безупречный вид – свежую рубашку и начищенные до блеска ботинки. Маргарита была совсем ребёнком, но чувствовала, как сильно хотелось маме находиться рядом с этим мужчиной. Она не ревновала её к Семёну Михайловичу, но почему-то на всю жизнь осталось впечатление, что мама не сильно любила свою девочку.
Несмотря на то, что оба родителя принадлежали к творческой актёрской профессии, свою жизнь связывать с таким будущим Маргарита не собиралась. В юные годы она очень хорошо играла в баскетбол, была капитаном школьной команды и подавала серьёзные надежды на профессиональное спортивное будущее.
В Ташкенте Рита жила в одном дворе с будущим режиссёром «Трёх мушкетёров» Георгием Юнгвальдом-Хилькевичем. Он вспоминает, что Терехова пользовалась среди мальчишек во дворе большой популярностью. Во-первых, она была очень красивая, яркая и подвижная. Во-вторых, отличалась жёстким характером. Всем мальчишкам не давали покоя её отлично сложенная фигура, стройные ноги и рано сформировавшаяся грудь.
В школе Маргарита училась хорошо и окончила её с золотой медалью. К этому времени к баскетболу она охладела и решила поступать в Среднеазиатский государственный университет.
Юность
В 1959 году Маргарита стала студенткой физико-математического факультета в Ташкентском университете. Проучившись два курса, девушка поняла, что это совсем не то, чем ей хотелось бы заниматься в жизни.
В 1961 году она бросила университет и поехала в Москву. Сначала ей не очень повезло: оказалось, что Рита немного опоздала, так как большинство театральных вузов уже окончило приём документов. Девушка была не с тем характером, чтобы отчаиваться и впадать в депрессию. Был ещё шанс попробовать стать студенткой ВГИКа, но преподаватели в экзаменационной комиссии не смогли рассмотреть в юной абитуриентке талант и будущую звезду кинематографа. Зато на неё обратил внимание педагог школы-студии при Академическом театре имени Моссовета Юрий Завадский и пригласил к себе на учёбу. Уже с первых месяцев проявились незаурядные способности Маргариты.
В труппе Терехова сразу заняла позиции лидера. Вполне естественно, что таланту и красоте юной актрисы завидовала вся женская половина театральной труппы, но её саму это ни капельки не смущало. Она была независимая, молодая и ещё немного наивная, поэтому не обращала на зависть внимания.
Театр
В 1964 году школу-студию Маргарита окончила и поступила на работу в этот же театр, где прослужила до 1983 года.
Почти за 20 лет театральной работы Терехова создала много замечательных образов, причём начала сразу ни много ни мало с Клеопатры в постановке «Цезарь и Клеопатра» по Б. Шоу.
На её счету блистательные роли:
- Мари в спектакле «Глазами клоуна»;
- Валя в «Доме на песке»;
- Мармеладова Софья Семёновна из «Петербургских сновидений»;
- Адель в «Поединке века»;
- Соня в «Преступлении и наказании»;
- Любовь Сергеевна в «Теме с вариациями»;
- Рода в постановке «Дальше – тишина»;
- Елизавета из «Царской охоты»;
- Вержини Вальтер в «Милом друге».
В 1983 году Маргарита ушла из театра и в течение трёх лет трудилась в небольшом театральном коллективе «Балаганчик», который она создала вместе с певцом Игорем Тальковым, у них были очень близкие дружеские отношения.
В 1987 году Терехова вернулась в театр имени Моссовета.
Кино
Начав работу в театре, Маргарита с её талантом и уникальной манящей красотой не могла остаться незамеченной для режиссёров кино. В 1965 году состоялся её дебют в картине «Здравствуй, это я!» Армянский режиссёр Фрунзе Довлятян доверил молодой актрисе роль лёгкой наивной девушки Тани.
После этого фильма её пригласили на съёмки в романтическую картину «Бегущая по волнам». Павел Любимов снял Терехову в своей драме по произведению Александра Грина сразу в двух ролях. Маргарита воплотила на экране два совершенно разных мира – она была женою капитана Геза Биче Саниэль и девушкой из легенды Фрэзи Грант.
Нельзя сказать, что Терехову заваливали предложениями о съёмках, фильмы с её ролями выходили на экраны не слишком часто, но зато каждый из них являлся событием:
- Замечательная роль Наташи Шипиловой в киноповести Андрея Смирнова «Белорусский вокзал».
- Беспутная и прекрасная дочь старого профессора Тася Сретенская в драме Ильи Авербаха «Монолог».
- Чеховская героиня Маша Должикова в картине «Моя жизнь».
- Женщина, которую Он любил – Кэт из кинофильма «Четвёртый».
Все сыгранные на экране образы ярко демонстрировали непокорный характер актрисы, её внутреннюю независимость и сильнейшую притягательность. Такие качества не могли пройти мимо знаменитого режиссёра Андрея Тарковского, он на расстоянии почувствовал в этой женщине родственную душу. В 1974 году на экраны вышел фильм «Зеркало», в котором Тарковский снял Маргариту сразу в двух ролях: она играла мать главного героя Марию и его жену Наталью (события в фильме происходят в трёх временных плоскостях – довоенные годы, война и время после войны). Он не ошибся в Маргарите: его режиссёрский замысел она выразила в полной мере.
Она была великолепна и красива хоть в дачной одежде, хоть с тяжёлым небрежным пучком волос на голове. После этой картины начал меняться актёрский имидж Маргариты Тереховой. Из юной наивной красавицы она превратилась в роковую и коварную женщину.
А продолжил такие изменения в амплуа Тереховой музыкальный фильм «Собака на сене», сделавший её звездой всесоюзного масштаба. В 1977 году режиссёр Ян Фрид экранизировал знаменитую пьесу Лопе де Вега и пригласил на главную роль Маргариту. Он не ошибся, лучше её никому бы не удалось сыграть такую стервозную графиню Диану, которая то завлекает в сети своей любви секретаря Тореодоро, то отталкивает его и сама при этом мучается от раздирающей сердце любви.
После «Собаки на сене» Маргарита Терехова стала ещё более востребованной актрисой, её фильмография пополнялась ежегодно сразу несколькими ролями:
Год выхода картины на экраны | Название картины |
1977 | «Мама, я жив» (совместная экранизация ГДР и СССР) |
1978 | «Расписание на послезавтра» |
1979 | «Мужчины и женщины» |
1980 | «Благочестивая Марта» |
1982 | «Давай поженимся» |
1983 | «Всё могло быть иначе» |
1986 | «Русь изначальная» |
1988 | «Диссидент» |
1989 | «Оно» |
1990 | «Только для сумасшедших» |
Но, конечно же, самой блистательной и запоминающейся стала Терехова в роли Миледи в любимом советскими зрителями музыкальном фильме «Три мушкетёра».
Сыгранная ею Миледи получилась коварной и соблазнительной, вероломной и сексуальной. Утверждение на роль не было гладким, Госкино желало видеть в этом фильме другую актрису. Но режиссёр жёстко настоял на своём – либо он снимает Терехову, либо вообще отказывается от этой картины. А режиссёром был тот самый мальчик с ташкентского двора Георгий Юнгвальд-Хилькевич, который много лет назад сходил по ней с ума, как и все местные пацаны.
Для этой роли Маргарита изучала историю и узнала, что у кардинала Ришелье действительно была реальная агент-женщина, которая принимала участие в разоблачении политических игр Анны Австрийской. Терехова не зря знакомилась с историей, роль коварной интриганки лучше неё не исполнила бы ни одна актриса советского кино. Вот уж где действительно становятся актуальными слова: «Никогда ещё зло не было так прекрасно».
Одной из последних ролей Тереховой в кино стала медсестра Рита в фильме прибалтийского режиссёра «Только для сумасшедших». Её психологическая игра получилась настолько филигранной, что актриса была удостоена нескольких наград как исполнительница лучшей женской роли:
- в 1991 году в Сан-Ремо;
- в 1992 году в Руане;
- в 1993 году в Норд-Плайде и Брюгге.
В начале 90-х годов Маргарита отошла от съёмок в кино, ей очень хотелось снять свою картину по чеховской «Чайке». Свою мечту она осуществила лишь в 2002 году, став режиссёром и сценаристом картины «Чайка», главные роли в которой сыграли она сама и её дети.
С 2005 года Терехова не снимается больше в кино и не выходит на театральную сцену.
Личная жизнь
Первым супругом Маргариты стал актёр Вячеслав Бутенко, они вместе работали в театре Моссовета и играли в постановке «Цезарь и Клеопатра». Поженились Рита со Славой в 1964 году.
Во время съёмок фильма «Бегущая по волнам» Терехова познакомилась с актёром из Болгарии Саввой Хашимовым. Между молодыми людьми возникли сильные чувства, они оба на тот момент состояли в браках. Вернувшись со съёмок в Москву, Маргарита поняла, что беременна. Ради неё Савва развёлся с супругой и уехал в СССР, а Терехова оформила развод с Вячеславом Бутенко.
Вскоре у пары родилась дочь Анечка. Хашимов часто вспоминал, как они с Маргаритой были безумно счастливы в это время, очень любили вдвоём ходить в парк «Эрмитаж» и катать в коляске маленькую дочурку.
Жили они в театральном общежитии, и Савва всё чаще стал предлагать Рите уехать в Болгарию. Она не соглашалась, и эти разногласия привели красивейшую пару к разводу, брак просуществовал всего два года. Супруги очень тяжело расставались, с переживаниями и слёзами, но отношения были обречены. Савву в Болгарии ждала интересная работа, Рита ни за что не уехала бы из Москвы. Они сохранили тёплые отношения и остались друзьями.
В 1980 году Терехова вышла замуж в третий раз за режиссёра Георгия Гаврилова. Он был моложе актрисы на 16 лет. Маргарита родила от него сына Александра, будучи уже почти в 40-летнем возрасте. Этот брак в жизни актрисы оказался самым продолжительным. В 1995 году пара рассталась, а в 1998 году Георгий уехал в Нью-Йорк.
Дочь Маргариты Анна пошла по маминым стопам, она актриса кино и театра. Сын Саша выбрал профессию художника и фотографа. У Маргариты Борисовны есть двое внуков Миша и Вера.
Комментарии
Гость - 19 марта 2017 - 16:06
Да никогда она не была красавицей на экране были в сто раз красивее,посмотрите на неё сейчас,просто ужас.
елена - 16 февраля 2021 - 10:48
Красавица,умница, не вульгарная, как многие актрисы современные.
елена - 16 февраля 2021 - 10:49
Я всегда восхищалась ее талантом.
Добавить комментарий