Ахеджакова Лия Меджидовна (р. 1938) – российская актриса театра и кино, имеет звания Заслуженной артистки РСФСР и Народной артистки России.
Детство
Лия появилась на свет в украинском городе Днепропетровске 9 июля 1938 года. По национальности она наполовину русская, так как именно это происхождение имела мать будущей актрисы, несмотря на то, что проживала на Украине. Какая ещё кровь течёт в жилах Лии неизвестно, так как нет никаких достоверных сведений о том, кто был её родным отцом.
Когда девочке исполнилось четыре годика, мама вышла замуж за Меджида Салеховича Ахеджакова. Отчим удочерил Лию и дал ей свою фамилию, в жизни она считала его самым близким своим человеком и образцом для подражания.
Меджид Салехович был крестьянского происхождения родом из адыгейского аула Псейтук. В довоенные годы, чтобы поднять культурный уровень молодёжи, самых талантливых из них посылали из сёл, деревень и маленьких аулов в большие города на обучение. Так и Меджид стал личностью творческой, в 1940 году он окончил ГИТИС, затем отучился в Ленинграде на Высших режиссёрских курсах.
Во время войны Меджид был эвакуирован в город Минусинск, где и познакомился с мамой Лии. Из эвакуации семья переехала на родину отчима в город Майкоп, где и прошли детские годы Ахеджаковой. Меджид Салехович работал режиссёром Адыгейского драматического театра, здесь же трудилась и мама, Юлия Александровна, в качестве ведущей актрисы.
Как теперь вспоминает Лия Меджидовна, с раннего детства актёрский труд она и обожала, и в то же время ненавидела за его каторжность. В послевоенные годы, в полуразрушенной стране, измученной смертями и горем, людям было не до театров. Но Лия помнит, как отчим прилагал все усилия, чтобы зритель заинтересовался и пошёл на спектакль. И люди шли на постановки, хотя бы на эти пару часов погружались в мир счастливых воспоминаний, забывались от бед и нищеты, радовались и даже смеялись.
Театральная труппа работала на пределе человеческих возможностей, каждый месяц выходила новая постановка. Эти премьеры чередовались с длительными выступлениями по всей Адыгее, где истощённые и полуголодные колхозники ждали с нетерпением таких же полуголодных и вымотанных артистов.
Лия видела, как выбивались из сил её родители. Она хорошо помнит, как мама, измождённая жарой, прибегала домой, обливалась холодной водой из колодца, что-то быстренько кушала на ходу и опять убегала в театр. Такие обливания даром не прошли: у мамы начались простуды, позже воспаление лёгких, и в конце концов врачи диагностировали туберкулёз. Мама не бросила театр, она продолжала играть в жару, затянутая в корсет, с париком на голове и с наклеенными ресницами, а за кулисами откашливалась кровью.
Девочка помнит с детства постоянный страх потерять маму. Молодую женщину всё сильнее мучил туберкулёз, и маленькая Лия часто прислушивалась по ночам, дышит ли она. В более лёгкой форме страдал этим заболеванием и отчим.
Когда девочке было 10 лет, учительница в школе на уроке рассказывала о достижениях советской медицины и о том, что в московском НИИ разработали даже лекарство от туберкулёза. Лия решилась написать письмо самому Сталину с просьбой помочь её родителям и достать необходимые лекарства, даже пообещала при этом всегда хорошо учиться и получить по окончании школы золотую медаль. Каждый день девочка с нетерпением ждала ответа. Неизвестно дошло ли письмо до вождя народа, но однажды в квартиру Ахеджаковых раздался звонок, а на пороге стоял почтальон с посылкой, в которой были необходимые лекарства, спасшие маме жизнь.
И своё обещание о золотой медали Лие пришлось выполнить, и это при том, что она не была в школе прилежной ученицей. Ахеджакова буквально грызла каждую школьную науку и вытащила по всем предметам свои знания на «отлично».
Институт
С ранних лет Лия воспитывалась и росла в творческой среде. Имея таких театральных родственников, выбрать для себя в будущем какую-то иную профессию, у неё не было шанса. Однако и мать, и отчим были категорически против того, чтобы дочь посвятила свою жизнь актёрскому делу. Уж они то знали цену такому тяжёлому труду и для своего ребёнка хотели иной доли.
Лия с родителями спорить не стала и отправилась в столицу СССР поступать в Московский Государственный университет, факультет был выбран журналистский. Но первое же собеседование девушка провалила, от волнения она даже не смогла назвать свою фамилию. Чтобы не возвращаться домой, Лия подала документы в институт цветных металлов и золота и поступила в него в 1956 году.
Учёба оказалось для неё не интересной, а вот принимать участие в художественной самодеятельности ей нравилось очень сильно.
Проучившись полтора курса, Ахеджакова всё-таки приняла решение бросить цветные металлы и осуществить свою мечту – стать актрисой.
Перед поступлением в театральный у неё состоялся жёсткий разговор с отчимом. Он прямо сказал дочери, что с её внешними данными, возможно, ей до конца жизни придётся играть травести. Но она уже настроилась и менять своего решения не собиралась. Тогда отчим сказал: «Ну, смотри, станет трудно, не пищи тогда!» Она до сих пор помнит эти слова, они стали для неё жизненным девизом, никогда не сдаваться и не пищать, не жаловаться на судьбу, а стискивать зубы и терпеть, ждать лучших времён.
Так Лия Ахеджакова стала студенткой на курсе Чистякова в адыгейской студии ГИТИСа, она хорошо училась и в 1962 году получила диплом.
Театральная карьера
После института Лия почти 16 лет проработала в театре юного зрителя. Конечно же, как и любой молодой девушке, ей хотелось играть Джульетту или Золушку. Но Ахеджаковой почему-то всё чаще предлагали роли поросёнка Ниф-Нифа или птичек, козочки, дерева или вообще куриной ножки от избушки Бабы-Яги. На тот момент её любимой ролью стал ослик Иа. Она так устала от ролей животных, что когда ей предлагали играть Бабу-Ягу или ведьму, то радовалась и непременно соглашалась.
В 1977 году Лия перешла работать в театр «Современник», где продолжает выходить на сцену до сих пор. На её счету множество ярких ролей:
- актриса «Из записок Лопатина»;
- Фонсия Дорси в «Игре в джин»;
- старуха из «Эшелона»;
- миссис Форд из «Виндзорских насмешниц»;
- Челеста в «Адском саду»;
- Аносова в «Вечно живых»;
- Варвара из «Мелкого беса»;
- Рахель в «Трудных людях».
В постановке Романа Виктюка «Квартира Коломбины» Лия сыграла сразу четыре роли – Свету, Коломбину, Ау и Галю. Она была безумно счастлива тогда за то, что ей доверили играть сразу несколько главных героинь. Но в этот период тяжело заболела мама, а когда она умерла от рака, Лия Меджидовна находилась на сцене. Она не смогла быть рядом с самым дорогим человеком в последние минуты земной жизни, таковой оказалась расплата за триумф актрисы.
За свои достижения на театральном поприще Лия Ахеджакова дважды получала «Звезду театрала» в 2008 и 2013 годах.
Кино
Кинокарьера Лии поначалу складывалась из эпизодических ролей. Но когда актрисе было уже около 40 лет, к ней пришла всенародная любовь и слава, благодаря талантливому комедийному режиссёру Эльдару Рязанову.
Первой ролью, которую Лия сыграла у Рязанова, была подружка Нади Шевелёвой в любимой всей страной новогодней комедии «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Как говорил сам Рязанов, потом ему было стыдно перед Ахеджаковой. Он сначала считал, что доверил ей эпизодическую роль. Но когда начал работать с актрисой на съёмочной площадке, то понял всю величину её таланта и решил, что это она осчастливила его согласием сниматься в эпизоде.
Лия так исполнила маленькую роль учительницы Тани, что сделала её потрясающей. Зритель с первых же мгновений видит, что это училка-идеалистка с не совсем удачно сложившейся судьбой, всю жизнь свою она посвящает ученикам. Обратите внимание, если будете в очередной раз просматривать фильм, когда целуются главные герои, а Ахеджакова с Талызиной на цыпочках пятятся к двери, какой Лия сыграла пронзительный взгляд – в нём и радость за подругу и зависть, что в её жизни таких поцелуев, наверное, не будет никогда.
Через тридцать лет режиссёр Тимур Бекмамбетов снимал продолжение «Иронии судьбы», Ахеджакову уговаривали принять участие в съёмках, но она отказалась наотрез, считая, что из такой затеи не может получиться ничего хорошего. Она сказала, что не хочет выглядеть жалкой и старой.
После «Иронии судьбы» Эльдар Рязанов много снимал Ахеджакову в своих картинах. Обожаемая всей страной секретарша Верочка в фильме «Служебный роман». Помните? «Она любопытна, как все женщины, и женственна, как все секретарши. Оклад у неё секретарский, а наряды сплошь заграничные. Как ей это удаётся?» А вот как удавалось Лие Ахеджаковой так точно и тонко попадать в каждый создаваемый на экране образ? Это, конечно же, талант.
Потом была следующая картина Рязанова «Гараж», где роль уже специально писалась под Лию Ахеджакову. Нищенка Фима, сыгранная актрисой в рязановской трагикомедии «Небеса обетованные», удостоила её премии «Ника». Вторую такую награду Лия Меджидовна получила за фильм «Изображая жертву».
Без героинь Лии Ахеджаковой невозможно представить себе такие известные фильмы, как:
- «Москва слезам не верит»;
- «О бедном гусаре замолвите слово»;
- «По секрету всему свету»;
- «Сукины дети»;
- «Мордашка»;
- «Московские каникулы»;
- «Старые клячи»;
- «Книга мастеров»;
- «Мамы».
На протяжении 30 лет помимо кино и театра Лия Меджидовна занималась озвучиванием детских мультфильмов.
Личная жизнь
Первым супругом Лии стал актёр Валерий Носик, с которым она познакомилась во время работы в ТЮЗе. Ещё когда она только поступила в институт, родители уехали в Сибирь, чтобы заработать дочери на московскую квартиру. Потом она оставила и это жильё, и всё, что нажили с Носиком в браке, когда разводилась. Она не смогла пережить и простить пристрастие супруга к алкоголю и постоянные измены. Ей не хотелось разбирательств и дележа, Валерий оскорбил Лию своим поведением, и она не желала его даже видеть.
Второй брак тоже нельзя назвать удачным. Ахеджакова всё сделала для своего очередного супруга художника Бориса Кочейшвили, оббивала пороги чиновников, выпрашивая для него мастерскую, а потом выставку. Это Лия добилась, чтобы его картины поехали за границу и выставлялись в Голландии и Франции. Но такое лидерство супруги не понравилось Борису, пара рассталась, и Лия зареклась ещё раз выходить замуж.
Больше 10 лет она прожила одна. И только в возрасте 63 лет поняла, как это быть любимой женщиной.
Её третий муж – фоторепортёр Владимир Персиянинов. С ним она впервые в жизни почувствовала полную гармонию и мужскую защиту. Она точно уверена, что, придя домой после спектакля, сможет превратиться в обычную хрупкую женщину и просто быть счастливой. У супругов есть загородный дом, где в свободное время Лия любит копошиться в грядках, а по выходным к ним съезжаются друзья на посиделки.
Комментарии
Татьяна - 23 июля 2021 - 10:05
Люблю ее.
Валентина - 09 февраля 2023 - 20:51
Пусть на украину едет. Там ее Родина.
Добавить комментарий