Серебренников Леонид Федорович (р. 1947) – российский актер кино и певец. Он не подходит под формат современного шоу-бизнеса, не дает желтой прессе поводов для скандальных публикаций, у него нет простых песен с незамысловатым ритмом. Тем не менее диски с его записями разлетаются, а концерты проходят с неизменным аншлагом. Певец исполняет лирические композиции, романсы, арии в опереттах. Много песен спел в отечественном кино, его голос звучит в семидесяти фильмах. В 2006 году Серебренникову было присвоено звание Заслуженного артиста Российской Федерации.
Детство
Леонид появился на свет 2 октября 1947 года в Москве.
Его папа, Шохин Федор Дмитриевич, 1915 года рождения, участвовал в Великой Отечественной войне, фронтовик-артиллерист, в мирное время трудился в горном институте на должности заместителя директора по хозяйственной части.
Мама, Серебренникова Нина Леонидовна, 1916 года рождения. С детских лет мечтала о профессии балерины, но в 1920-е-1930-е годы это оказалось практически невозможным, к тому же она жила на Урале, где тогда не было балетных школ. Нина Леонидовна получила высшее образование в горном институте, трудилась инженером маркшейдерского отдела. Позже перешла в институт горного дела при Академии наук СССР на должность секретаря ученого совета.
Артистов в роду не значилось ни у матери, ни у отца, но сами они были очень музыкальными людьми, обладали хорошими голосами и великолепно пели. Мама еще здорово рисовала картины. Любовь к искусству от родителей унаследовали и дети, у Леонида был еще брат Владимир, старший на десять лет (работал на Центральном телевидении диктором, в 2011 году умер).
Но в детстве Леня хотел стать все-таки не певцом, а актером. В детсаду он не стеснялся выходить на сцену и громко, выразительно читать стихи. А вот занятия музыкой ему не нравились, мальчик еле отучился три года в музыкальной школе. И все потому, что мечтал об актерской профессии, очень любил спектакли Райкина и выучивал их наизусть, сам пытался ставить миниатюры.
Театральное училище
Окончив школу, Леонид собрался осуществить свою детскую мечту и продолжить учебу в театральном училище имени Щепкина. Но в течение двух лет подряд не проходил по конкурсу.
Не поступив с первого раза, парень устроился работать учеником токаря. Потом осваивал профессию чертежника.
После второго провала он уехал в Иркутск, где поступил в театральное училище. Однако год проучился, бросил все и вернулся в Москву. На третий год плюнул на эту затею, решив завязывать с творческой профессией и подыскивать себе более приземленную специальность.
И вот тут в его судьбу вмешался счастливый случай. Соседская девочка, которая Леониду тогда нравилась, как раз окончила школу, мечтала стать актрисой и предложила ему вместе поступать. Но парень сказал, что с него хватит, он уже два раза провалился, ему такое поступление порядком надоело. Подружка продолжала настаивать: «В Щепке завтра последний день прослушиваний, если не пойдешь, я на тебя обижусь». Договорились встретиться у училища. Только девушка не пришла, как выяснилось позже, проспала. А Леониду пришлось идти сдавать экзамен, хотя в этот раз он сюда отправлялся за компанию. Третья попытка оказалась удачной, Серебренников экзамен сдал и был зачислен в учебное заведение.
Он попал на курс к знаменитому советскому актеру и педагогу Н. А. Анненкову. Как-то раз на втором курсе Леонид с сокурсниками репетировал отрывок из пьесы В. Аксенова «Коллеги». Ему нужно было сыграть на гитаре и спеть песню «Руки» Клавдии Шульженко. Как только прозвучал последний аккорд, Анненков крикнул из зала: «Еще раз!» Студенты сыграли повторно, и опять преподаватель воскликну в конце: «Еще раз!» Ребята заволновались, не понимали, кто и что делает неправильно. Тут Николай Александрович встал и сказал: «Не надо повторять весь отрывок. Ты, Леня, спой еще разок». Послушав, он посоветовал Серебренникову: «Тебе надо не играть на сцене, а петь. В песне ты раскрываешься наиболее глубоко».
Слова педагога запали в душу Леонида, он постоянно размышлял над ними, но окончательного решения так и не принял. В 1971 году Серебренников окончил театральное училище, вышел на сцену в дипломных постановках «Таланты и поклонники» в роли Дулебова и «На дне» в роли Луки. Распределения в театры выпускники училища не получали, работу нужно было искать самим.
Творческий путь
Еще будучи студентом, Леонид стал выступать в Люберцах в Доме культуры с эстрадным оркестром. Получив диплом, он какое-то время продолжил сотрудничать с этим коллективом. Осенью 1971 года его забрали в армию, там Серебренников создал гарнизонный вокально-инструментальный ансамбль, в котором сам же и солировал.
После службы устроился в театр «Скоморохи», там ставились спектакли-мюзиклы, Леониду приходилось на сцене не только петь, но и танцевать. А в кулуарах ему все твердили: «Зачем ты мучаешься, этот театр не перспективный. А тебе петь надо». Песня действительно влекла его очень сильно, но показываться в какие-то другие театры молодой певец стеснялся.
В 1974 году судьба все-таки привела его на профессиональную сцену. Один знакомый посоветовал Серебренникову пробоваться в «Москонцерт». Леонид пришел туда почти от безысходности и был принят на работу. Сначала он вел программы, пел сольно, а вскоре его сценическая карьера стремительно поползла вверх.
Леонида стали приглашать в качестве солиста в известные музыкальные коллективы:
- эстрадный оркестр, которым руководил дирижер Александр Ефремович Горбатых;
- «Росконцерт»;
- эстрадный оркестр «Советская песня»;
- эстрадный оркестр «Современник» под управлением А. Кролла;
- ансамбль «Экспресс», которым руководил А. Пульвер.
В 1976 году его послали в Сочи на Всероссийский конкурс эстрадной песни, где Леонид прошел три тура и стал дипломантом. В следующем 1977 году певец закрепил свой успех дипломом конкурса «С песней по жизни». Участие в конкурсных программах помогло Серебренникову стать более заметным, там он познакомился со многими известными советскими композиторами – Фельцманом, Флярковским, Фрадкиным, Кажлаевым, Богословским. Они стали предлагать ему свои песни, и Леонид окончательно закрепился на советской эстраде.
Сочетание музыкальности и актерского таланта помогли певцу пробиться на телевидение, он сыграл несколько ролей:
- Мустафа в телефильме-спектакле «Мелодии одной оперетты» (1978);
- певец в короткометражном фильме «История одного подзатыльника» (1980);
- Нечай Петр Петрович в фильме «Это было за Нарвской заставой» (1981).
На талантливого певца обратили внимание кинематографисты. Его стали приглашать для озвучивания фильмов, голосом Серебренникова поют многие герои любимых картин отечественного кино:
- «Обыкновенное чудо»;
- «Петербургские тайны»;
- «Д’Артаньян и три мушкетера»;
- «Рожденная революцией»;
- «Чародеи»;
- «Бедная Маша»;
- «Мария, Мирабела».
С 1984 года Леонид стал солистом «Москонцерта», где работает до сих пор. Он плодотворно сотрудничает на эстраде с актрисами и певицами Анной Большовой, Валерией Ланской, Екатериной Гусевой, Татьяной Абрамовой. Их дуэты собирают полные концертные залы.
Личная жизнь, характер, увлечения
Со своей супругой Валентиной Петровной певец познакомился на телевидении. Она работала художником по свету, находилась за пультом и освещала артистов во время съемочного процесса. У Леонида на тот момент как раз было такое состояние, что хотелось найти не просто девушку, жену, а верного друга. Поклонницы на артистов тогда буквально вешались, но можно было ошибиться. Кажется, что девушка тебя любит, а ей на самом деле понравилась твоя известность.
Леонид вывел что-то типа формулы: его спутница должна быть близка к миру артистов, крутиться в нем, знать всех и видеть, но на сцене не выступать и по гастролям не ездить. То есть подыскивать будущую жену надо в «группе поддержки» среди звукорежиссеров, ассистентов, помощников режиссеров, осветителей. Стал присматриваться к своему окружению и однажды на съемках передачи «Утренняя почта» встретился с Валентиной. С той поры они вместе уже почти сорок лет.
В 1982 году у супругов родился сын Владимир.
Серебренников – артист абсолютно неприхотливый. При его постоянных гастролях он не любит дорогие номера «люкс» в отелях. Ему в них некомфортно – спальня в одном месте, телевизор в другом, а телефон еще дальше. Певцу привычнее уютное и компактное жилье, как его стандартная квартира в Люберцах, откуда он ни за что не хочет уезжать.
Леонид Федорович с женой называют свою квартиру «наше маленькое государство». Двадцать лет они тщательно и собственноручно все в ней обустраивали. Певец никогда не чурался физического труда. Неудачно строители навесили двери – он перевесил. Если стал заедать какой-нибудь ящичек, Леонид сам все починит, мастера не вызывает. Хорошо у Серебренниковых дома: тепло и уютно, очень доброжелательная атмосфера.
Несмотря на то, что музыки в жизни Леонида Федоровича предостаточно, в свободное время он не замыкается в тишине, как многие его коллеги. Любит слушать зарубежных исполнителей – Энди Уильямса, Джонса, Фрэнка Синатру, Эллу Фитцджеральд, Шарля Азнавура. Обожает классическую музыку – «Лунную сонату» Бетховена, все произведения Чайковского и самый любимый 2-й концерт Рахманинова.
Комментарии
Ирина - 26 апреля 2019 - 21:10
Сегодня послушала Леонида Серебренникова в передаче о Олеге Янковском! Какой голос, какой настоящий артист и певец с большой буквы! Очень жаль, что так редко слышим его, нет на телевидении. Столько всякого мусора, идиотских передач на экране, безголосых певцов! Желаю Леониду Серебренникову здоровья, почаще радовать нас, зрителей, своим великолепным исполнением!
Добавить комментарий