Жена - Алла.
Юрий Нагибин – самородок в истории советской литературы. В течение пятидесяти лет менялись правители, цензура становилась то сильнее, то слабее, чем и перекрывала воздух писателям. Однако сам Нагибин никогда не писал в стол и умел подстраиваться под новые литературные течения. Как заявил Андрей Кончаловский, произведения Нагибина останутся в памяти читателей как недлинные образцы классической прозы. Подробнее о биографии Юрия Нагибина, его судьбе и личной жизни поговорим в этой статье.
Ранние годы
Отец Нагибина, Кирилл Александрович, являлся дворянином. В 1920 году его застрелили на реке Красивая Меча за участие в восстании белой гвардии в Курской губернии. На тот момент супруга дворянина ожидала появление на свет малыша. Она призналась, что после смерти супруга она приложила все усилия, чтобы избавиться от ещё не родившегося ребенка, но не удалось.
Позже мать Юрия, Ксения Алексеевна, стала женой друга покойного мужа Марка Левенталя. По профессии мужчина был адвокатом. На этом союзе настоял сам супруг Ксении ещё перед смертью. Тот попросил товарища присмотреть за женой и сыном, в случае, если с ним что-то случится. К тому же, Левенталь долгое время испытывал теплые чувства к Ксении.
Марк усыновил маленького Юру и дал тому своё отчество. Благодаря смене отчества, парень смог успешно окончить школу на «пятерки» и стать студентом, сначала первого Московского медицинского института, а позже –ВГИКа. Юрий Маркович был уже достаточно взрослым, когда узнал о родном отце.
Чуть позже Марка Левенталя арестовали и отправили в Кохму Ивановской области в 1927 году. Мать Юрия в третий раз связала себя узами брака, но и тут не сложилось. Её супругом оказался прозаик Яков Рогачёв, которого посадили в тюрьму в 1937 году. Хотя до заключения он старался всецело помогать пасынку и поддерживал его выбор связать жизнь с литературой.
В юном и молодом возрасте Юрий грезил о работе врача. Однако он не рассчитал свои силы. Сначала он поступил в медицинский институт, но первые сложности на пути освоения профессии дали ему понять, что он не подходит для этой профессии. Когда студентов отправили в морг для того, дабы показать, через какие этапы проходит тело человека после смерти, Нагибин решил, что не сможет свыкнуться с тем, что такое ему придётся видеть почти каждый день. Иными словами, для этой специальности он оказался слишком ранимым.
Затем Нагибин решился попробовать себя в амплуа сценариста. На тот момент он уже получил опыт в этой сфере, опубликовав свое дебютное произведение. Парень перевелся во ВГИК, однако его обучению помешала война. Юрия Марковича сослали на фронт в качестве инструктора политотдела. Он публиковал агитационные листовки, расшифровывал документы противника. В 1942 году Нагибина дважды контузило, с небольшим интервалом, после чего его отправили в отставку. После возвращения в Москву он стал работать военным корреспондентом печатного издания «Труд».
До конца войны Юрий проработал корреспондентом. Ему как нельзя кстати пришлись знания немецкого языка и врождённая сноровка. Даже в те нелегкие годы он не забрасывал писать прозу. О своих фронтовых впечатлениях и приключениях он повествовал в рассказах. Их автор писал в промежутке между кропотливой работой и ответственными заданиями. Писатель не очень любил вспоминать войну, однако те годы оставили глубокий отпечаток в его памяти и сердце. Две контузии также не прошли бесследно. В минуты сильного нервного напряжения у Юрия Марковича непроизвольно дрожала рука.
Из-за своей интереснейшей должности Юрию удалось побывать в «переломных» точках: под Ленинградом, в период освобождения Минска и Вильнюса. И в это же время он продолжал заниматься написанием прозы. Первый сборник его рассказов «Человек с фронта» был опубликован в 1943 году.
Творчество
После окончания войны Нагибин много путешествовал по стране в качестве корреспондента. О своих наблюдениях он рассказывал в живых заметках, напечатанных в различных изданиях. Теперь он был уже не просто журналистом, а самодостаточным и востребованным писателем.
Его произведениями зачитывались взахлеб из-за поразительно живого языка. Среди самых известных его произведений можно отметить: «Ценою жизни», «Зерно жизни», «Государственное дело», «Музыкант», «Ты будешь жить».
Кроме произведений, касаемо патриотической и военные темы, Нагибин создавал причудливые лирические истории. После их прочтения читатели начинали по-другому смотреть на свою жизнь и переосмысливать её. Рассказы писателя о детстве и юности трогают описанием любви, сплетением судеб.
Рассказы Нагибина актуальны и по сей день. Писатель рассказывал о людях с разным социальным и культурным положением, возрастом и образованием. Он рассказывал о том, что видел каждый день, что происходило каждую минуту, называя это истинной красотой бытия. Отдельное внимание заслуживают описания природы от Нагибина. Они настолько красочны и колоритны, что удивительно точно переплетаются с чувствами и эмоциями его персонажей.
Также внимания заслуживает рассказ «Чистые пруды». Он повествует о дружбе четверых молодых ребят, об их радостях и горестях, их взрослении. Война вмешалась в их планы и мечты на счастливую жизнь. Некоторых она истерзала, а некоторых убила. Но она не смогла убить в них любовь к родине, умение дружить, жизнерадостность и ощущение счастья.
А вот произведение «Дафнис и Хлоя эпохи культуры личности волюнтаризма и застоя», которая является эротической литературой, до сих пор не даёт покоя современным читателям. Сюжет в общих чертах взят из греческой литературы, однако он искусно и интересно был переделан самим Нагибиным. Рассказ о нешуточных страстях и нежной привязанности был опубликован посмертно в 1995 году. Это произведение представило автора совсем с другой стороны, которая было непривычной для его поклонников.
Всё потому, что на протяжении долгих лет писатель приспосабливался под режим окружающих. Он писал о том, что диктовала ему власть и позволяла цензура. Он не мог писать о том, что сам хотел рассказать людям. В своём «Дневнике», который был издан только в 1994 году, автор предался откровениям, изобличающим фальшь и самообман общественного строя тех времён. Он говорил о том, как тяжело было обманывать других и самому теряться в своей диктованной лжи. При этом автор объяснил, почему ему нужно было притворяться: он зарабатывал только писательством, поэтому ему приходилось писать о том, что просят, чтобы получить за это оплату.
Слава к Нагибину как к сценаристу пришла в середине шестидесятых годов. Тогда на экраны телевизоров вышла картина «Председатель». Правда, на сегодняшних телезрителей она вряд ли произвела бы впечатление. Тем не менее, для того времени кинолента о колхозном бытие прослыла слишком смелой. Кино долго не пропускали, из-за чего у Юрия Марковича случился инфаркт. Однако премьера всё же состоялась. Афиши с изображениями Михаила Ульянова были практически везде. Актёр стал известным благодаря Нагибину, который и дал ему главную роль.
Историческая проза и мемуары автора
Летом 1980 года Юрий ринулся в путешествие на Север. Ему удалось посетить Архангельск, Карелию и Соловецкие острова. Впечатления о путешествиях отразились у него в Соловецком цикле рассказов и повести «Встань и иди». Этот сборник стал своеобразной данью его покойного отчима М. Левенталю.
Сам Юрий Маркович считал себя обязанным ему за хорошее воспитание и помощь в личностном становлении. Несмотря на то что тот был его неродным папой, Нагибина он принимал как собственного сына. За своё детище автор получил премию «Золотой лев» в 1989 году.
В 1980-х годах автор сотрудничал с Ниной Сорокиной и Светланой Дружининой. Совместным трудом они разработали сценарии для фильмов «Гардемарины, вперед!» и «Виват, гардемарины». В это же время на телеэкранах транслировались программы писателя, которые были посвящены жизни Лермонтова, Лескова и Аксакова. Параллельно автор писал рассказы для детей.
В этот период своей жизни Нагибин серьезно увлекся историей. Воодушевленный ею, он написал повесть «Квасник и Буженинова». События в повести разворачивались в XVIII столетии. После этого прозаик поделился серией рассказов об именитых музыкантах и писателях.
Также Юрий Маркович был заинтересован в изучении истории Москвы. Он даже посвятил этому две книги: «Москва…как много в этом звуке» и «Всполошенный звон. Книга о Москве».
Личная жизнь
Личная жизнь у прозаика кипела достаточно бурно. У него было шесть официальных браков, пять из которых оказались недолговечными. Первой супругой писателя стала М. Асмус, дочь профессора института. Пара поженилась в 1940 году, а их союз продержался всего 2 года. Именно ей писатель посвятил автобиографический Роман «Дафнис и Хлоя...». В этом произведении он признался, что это была его первая настоящая любовь, о которой он вспоминал до старости, но не потому, что до сих пор любил, а просто потому, что это были его лучшие годы, которые он разделил с первой женой в далекой молодости.
Второй супругой прозаика стала В. Лихачева, дочь директора автозавода. Их знакомство состоялось в 1943 году. Следующей женой и Юрия Марковича была Елена Черноусова, затем эстрадная артистка А. Паратова.
Пятый раз Юрий женился в 1959 году. Его женой стала известная поэтесса Б. Ахмадулина. Предложение руки и сердца писатель захотел сделать на дне рождения бывшего супруга Ахмадулиной, писателя Е. Евтушенко. С пятой женой Нагибин прожил 8 лет, а в своём «Дневнике» он говорил о том, что Белла была холодна, словно лёд.
Шестой и последней женой прозаика была переводчица Алла (девичья фамилия неизвестна). Свадьба пары состоялась в 1968 году. В своей автобиографической книге Нагибин признался, что в который раз он вступает в брак прежде, чем заживут раны от предыдущего союза. Он сказал, что только в шестой раз он пошёл в ЗАГС по собственному желанию, без давления со стороны других людей. Предложение Алле он сделал сразу после того, как подал заявление на развод с Ахмадулиной.
С последней своей женой Юрий Маркович прожил до смерти. Детей в этом браке, как и во всех предыдущих, у Нагибина так и не появилось.
Несмотря ни на что писатель всегда выглядел элегантно и аккуратно. Его поведение можно было сравнить с повадками аристократа. Это неудивительно, ведь манеры он перенял от матери дворянки. Прозаик выгодно смотрелся на фоне писательского поголовья, но не только благодаря костюмам, которые он покупал в период заграничных поездок. Также он без труда читал Гёте в подлиннике и цитировал Пруста в оригинале.
Последние годы и смерть
Спустя 17 лет после выхода «Председателя» на экраны прозаик вновь перенес инфаркт. Тогда он предугадывал причину смерти, которая придёт за ним по стопам в 1994 году. Он утверждал, что в один день его сердце разорвется во сне. Так и случилось.
На закате жизни Юрий проживал в Италии, однако умер в родном городе. Несколько раз он читал лекции по литературе в американских институтах. Тогда же работал над книгами воспоминаний «Моя золотая теща», «Дафнис и Хлоя… » и «Дневник».
Накануне смерти он внимательно перечитал рукопись дневника, уснул и больше не проснулся. Советский интеллигент, писатель и просто хороший человек ушёл из жизни 17 июня 1994 года. Похоронили его на московском Новодевичьем кладбище.
Комментарии
Стриер Владимир - 20 мая 2022 - 18:57
Слона то я и не заметил.В списке 30 самых красивых женщин нет Джины Лолобриджиды!
Каринэ - 13 января 2023 - 16:18
Безграмотный материал. Ужасно. Человек и писатель был мощный
Добавить комментарий