Биография Константина Станиславского

Константин Станиславский
Дата рождения (день и год): 
16.01.1863
Возраст:
75
Дата смерти: 
07.08.1938
Место рождения: 
Москва
Знак зодиака: 
Козерог
Семья: 

Жена - Мария Петровна Лилина.
Дети - Кира Алексеева-Фальк, Владимир Сергеевич Сергеев, Игорь Алексеев.
Родители - Сергей Владимирович Алексеев, Елизавета Васильевна Яковлева.

Википедия: 
https://ru.wikipedia.org/wiki/Станиславский,_Константин_Сергеевич

Константин Сергеевич Станиславский – известный российский театральный режиссер, талантливый педагог, актер, теоретик. Константин Сергеевич был первым народным артистом СССР, почетным членом Академии наук. Даже молодежь по сей день активно использует его крылатую фразу «Не верю!», которая стала легендарной в мире кино, театра и в бытовой сфере. Подробнее с биографией великого режиссера можно познакомиться далее в статье.

Детские и юношеские годы

Константин Алексеев (это его настоящая фамилия) родился 17 января 1863 в Москве. Отец Сергей Владимирович работал в промышленной сфере. Семья Алексеевых состояла в родственных связях с предпринимателем и меценатом Саввой Мамонтовым, а также с крупнейшими заводчиками того времени братьями Третьяковыми. Мать – Елизавета Васильевна, в девичестве Яковлева. Помимо Кости, в семье родилось и воспитывалось еще 9 братьев и сестер.

Мальчик мог носить фамилию Алексеенко, но его дед перебрался с Украины в Россию и сменил свои паспортные данные на более благозвучные для данных земель.

Родители много времени уделяли образованию детей: были наняты педагоги по музыке, танцам, отпрыски изучали литературу, фехтование, иностранные языки. К счастью, достаток семьи это позволял. В то время было модным устраивать домашние театральные постановки по типу любительских театров. Семья Алексеевых не была исключением. В представлениях были задействованы не только члены большой семьи, но еще и гости, и родственники, и профессиональные актеры.

В Любимовку, что располагалась на реке Клязьме, вся семья перебиралась на период летних каникул. Здесь также был устроен домашний театр, который именовался фамилией его основателей – «Алексеевский». Впервые Костя принял участие в театральной постановке в возрасте четырех лет. Далее выступления мальчика стали регулярными.

Константин Станиславский с семьей
Константин Алексеев с семьей

Костя был слабеньким и болезненным, поэтому родители всячески поощряли его желания. Но никто и подумать тогда не мог, что домашние выступления перерастут в профессию, которая пройдет линией через всю жизнь. Ведь для мальчика уже наперед была присмотрена должность – будущий директор на ткацкой фабрике отца.

В 15 лет Константин отправился изучать иностранные языки в Лазаревский институт – ранее существовавшее армянское высшее учебное заведение в Москве, которое окончил в 1881 году. Как и было задумано, после обучения молодой человек пошел на работу в семейную фирму. Константин не подвел родителей: он прекрасно справлялся с должностью, при этом постоянно обучался, ездил набираться опыта за границу, внедрял прогрессивные технологии на предприятии отца. Но мысли о театре его не покидали ни на минуту.

Сценические опыты

За год до поступления в Лазаревский институт Константин Сергеевич начал принимать более активное участие в домашнем «Алексеевском кружке». Лучшие преподаватели обучали его вокалу, пластике. Кумирами Станиславского на тот момент были актеры Малого театра – Н. Музиль, М. Ермолова, А. Ленский и др. Будущая звезда театральной сцены принимал участие в постановках «Микадо» (роль Нанки-Пу), «Мадмуазель Нитуш» (Флоридор), «Графиня де ла Фронтьер» (атаман разбойников).

На рубеже XVIII и XIX веков был построен дом Ф. А. Толстого — Карзинкиных. Представители просвещенного московского купечества устраивали у себя литературно-музыкальные вечера. Именно здесь в декабре 1884 года состоялось первое выступление К. С. Алексеева (Станиславского) в роли Подколесина в «Женитьбе» по Гоголю. Режиссером был артист Императорских Московских Театров Михаил Аркадьевич Решимов. Как позже вспоминал этот день Константин Сергеевич: было весело в тот вечер всем, кроме него.

Константин Станиславский
Станиславский в молодости

Дальнейшее развитие творческой биографии Станиславского:

  • 1886 – член дирекции и казначей Русского музыкального общества в Москве.
  • Разработка проекта МОИиЛ с вложением личных финансовых средств. В этом ему помогали Ф. Комиссаржевский и Ф. Соллогуб. Именно в это время, чтоб скрыть свою настоящую фамилию, Алексеев взял творческий псевдоним – Станиславский.
  • Роль в спектакле «Игроки» реж. А. Федотова.
  • «Маленькая» трагедия Пушкина «Скупой рыцарь» – роль Барона.
  • В «Каменном госте» сразу две роли – Дона Карлоса и Дона Гуана.
  • Исполнение роли Фердинанда в пьесе Уильяма Шекспира «Буре».
  • Первый личный режиссерский опыт – «Горящие письма» русского драматурга и основоположника искусствоведения Петра Гнедича.
  • Второй режиссерский опыт – «Отелло». Постановкой восторгались театральные критики, называя работу Станиславского «большим шагом вперед по этому симпатичному пути».
  • С 1891 года – должность главного режиссера в Обществе искусства и литературы при МОИиЛ. Были поставлены спектакли «Уриэль Акоста», «Двенадцатая ночь», «Польский еврей», «Много шума из ничего» и многие другие.

МХТ

Многие нюансы, которые касались театральной работы, не устраивали Станиславского. Как оказалось, не его одного. В 1987 году в ресторане «Славянский базар» состоялась встреча Константина Сергеевича и Владимира Немировича-Данченко – на тот момент уже опытного педагога и драматурга. На протяжении многих часов два мэтра обсуждали возможность создания нового театра, в основе которого не было бы старой манеры игры, ложного пафоса, декламации, актерского наигрыша.

Во время беседы обсудили примерный состав актеров, круг авторов, с которыми планировали работать, а также оформление зала. Оставалось подумать о средствах, которые были необходимы для старта.

В итоге в июне 1898 года начала свою работу труппа Московского Художественного театра. Владимир Немирович-Данченко находился в должности директора-распорядителя, Константин Сергеевич Станиславский – директор и главный режиссер. В состав труппы изначально входили:

  • М. Савицкая;
  • О. Книппер;
  • Г. Бурджалов;
  • М. Андреева;
  • В. Лужский;
  • М. Самарова;
  • В. Мейерхольд и др.

Известные театральные постановки МХТ:

  • «Царь Федор Иоаннович»;
  • «Вишневый сад»;
  • «На дне»;
  • «Дядя Ваня»;
  • «Три сестры»;
  • «Бранд» и т.д.
Зал Московского художественного театра после перестройки 1900–1903
Зал Московского художественного театра после перестройки 1900–1903

Актер

Уже на момент создания МХТ даже не возникало вопроса, кто это такой Константин Сергеевич Станиславский. Хотя его блистательное время все еще было впереди. Когда был создан Московский Художественный театр, Владимир Немирович-Данченко убедил Станиславского, что драматические роли – не его. Уже на этих подмостках Константин Сергеевич доигрывал свои нынешние роли, которые тянулись за ним еще со времен МОИиЛ.

Однако Станиславский не переставал искать что-то новое в театральной сфере, ставя перед собой новые и новые задачи. Так, по его задумке в 1912 году была создана Первая студия МХТ, публичные показы которой состоялись уже через год. Идея принадлежала самому Константину Сергеевичу, а воплощали ее в жизнь уже молодые актеры Художественного театра, которые верили в «систему» своего руководителя. Правление студией возглавил Станиславский, а непосредственно работой руководил его помощник Леопольд Сулержицкий.

До определенного времени МХТ давал спектакли для небольшой аудитории – около 100 человек, что требовало от труппы полной отдачи зрителю. При этом в помещении даже отсутствовала сцена, а значит, необходимо было не просто «что-то показывать», а проживать каждый момент постановки вместе с людьми, сидящими в зале. Здесь под руководством Станиславского и Сулержицкого вырабатывали собственный стиль такое легенды театральной сцены, как Евгений Вахтангов, Борис Сушкевич, Ричард Болеславский.

В этот период времени были представлены зрителям следующие произведения, в которых принимал непосредственное участие Константин Сергеевич:

  • «Горе от ума»;
  • «Месяц в деревне»;
  • «Мнимый больной»;
  • «Провинциалка»;
  • «Хозяйка гостиницы»;
  • «Моцарт и Сальери».

Вместе с актерами Художественного театра в 1918 года был снят короткометражный фильм без названия (продолжительность – 3 минуты), который так и не вышел в прокат. После Октябрьской революции первой постановкой Станиславского стал «Каин». Актеры только начали репетировать эту пьесу, как Константин Сергеевич был взят заложником во время прорыва белых. Часть труппы выехала ранее на гастроли, а поэтому не могла по политическим причинам вернуться в Москву. Эти события стали испытанием для всего театра, но и их удалось преодолеть.

Константин Станиславский
Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко

В 1921 году Станиславский поставил «Ревизора», где в главной роли был племянник Антона Павловича Чехова – Михаил Чехов. Это стало безусловной победой. Вскоре Первая и Третья студии МХТ стали самостоятельными театрами. Станиславский был расстроен тем, что в его «Короле Лире» принимали участие актеры из всех трех студий, а с ними, как говорится, пришлось расстаться.

Далее под его руководством были поставлены:

  • «Горячее сердце»;
  • «Безумный день, или Женитьба Фигаро»;
  • «Битва жизни»;
  • «Растратчики»;
  • «Сестры Жерар»;
  • «Бронепоезд 14-69» и др.

Поздние годы

В возрасте 65 лет у Константина Сергеевича случился сердечный приступ, после которого врачи запретили режиссеру выходить на сцену. К работе он вернулся только через год, сосредоточившись на Оперной студии и на совершенствовании его собственной «системы». В поздние годы работы Станиславского были созданы работы «Богема», «Кармен», «Севильский цирюльник».

Пришло время, когда Константин Сергеевич решил обратиться к власти СССР для того, чтоб добиться особого положения для своего театра. И у него это получилось. Его детище уравняли с Большим и Малым театрами. В 1933 году театр был награжден Орденом Трудового Красного Знамени – общегражданской наградой СССР, которая вручалась за трудовые заслуги. Еще через 4 года – Орденом Ленина.

В 1935 году была открыта оперно-драматическая студия Константина Сергеевича, которая сейчас называется «Электротеатром Станиславского».

«Система» Станиславского

В период с 1900 по 1910 год Константином Сергеевичем была разработана специальная система сценического искусства, которая решала проблему достижения полной психологической достоверности актерской игры. Эта система была описана в его книге «Работа актера над собой», увидевшей свет в 1938 году. Станиславский утверждал, что актер должен не просто играть роль, а переживать то, что происходит с его персонажем. Он должен максимально верить в то, что с ним происходит на сцене. Видимо, отсюда и пошла крылатая фраза режиссера «Не верю!».

Константин Сергеевич утверждал, что роль – это не другой человек, в которого необходимо перевоплощаться на сцене. Это «я», но в других предлагаемых обстоятельствах. Чувства и переживания актера – это его личные чувства, которые берут свое начало из собственного мира данного человека. Актер должен понять внутреннюю логику персонажа, причины его поступков, должен для себя «оправдать» каждое слово и каждое действие персонажа, то есть понять причины и цели. Переживать «здесь и сейчас» все, что происходит на сцене.

Константин Станиславский
Мэтр на театральных подмостках

При этом важно не забывать и о коллективном взаимодействии. Ведь на театральных подмостках не один человек, а много, которые имеют общую жизненную линию. По мнению Станиславского, взаимодействие с другими актерам – важный аспект театральной деятельности. Партнеры должны доверять друг другу на сцене.

Актеры, удостоившиеся приза Станиславского

«Верю. Константин Станиславский» — специальный приз ММКФ «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К. С. Станиславского». Вручается с 2001 года. Таким почетным призом были награждены:

  • Джон Джозеф Николсон;
  • Харви Кейтель;
  • Фанни Маргерит Жюдит Ардан;
  • Мэри Луиз (Мерил) Стрип;
  • Жанна Моро;
  • Жерар Депардье;
  • Даниэль Марцель Ольбрыхский;
  • Изабель Анна Мадлен Юппер;
  • Олег Янковский (посмертно);
  • Эммануэль Беар;
  • Хелен Лидия Миррен;
  • Катрин Денёв;
  • Ксения Раппопорт;
  • Инна Чурикова;
  • Жаклин Биссет;
  • Марина Неёлова;
  • Микеле Плачидо;
  • Настасья Аглая Кински;
  • Рэйф Натаниел Туислтон-Уайкхем-Файнс.

Болезнь и смерть

07.08.1938 Константин Сергеевич скончался. Результаты вскрытия показали эмфизему, гипертрофию сердца, наличие аневризм. Похороны состоялись через 2 дня на Новодевичьем кладбище Москвы.

Память

Именем режиссера названы улицы во многих городах стран бывшего Советского Союза. В Казахстане был установлен памятник Константину Станиславскому. Общая высота постамента составляет 2,8 м. Именем режиссера названо несколько театров. Существует его именная премия и почетный приз. В 1998 году Банк РФ выпустил 2 серебряные монеты номиналом 2 рубля, посвященные 135-летию ко дню рождения Константина Сергеевича. Также его изображения есть на почтовых марках:

  • 100 лет со дня рождения К. Станиславского;
  • В. Мейерхольд и К. Станиславский;
  • 150 лет со дня рождения К. Станиславского.
Константин Станиславский
Во время возвращения МХТ из гастрольной поездки по Европе и Америке, 1926 г.

Личная жизнь

Константин Сергеевич был женат только один раз. Его верной спутницей была Мария Петровна Лилина (1866 г.р.). Но до ее появления в жизни мэтра была другая любовь – простая крестьянская девушка Авдотья Копылова, подарившая Константину Сергеевичу в 1883 году сына Владимира. Не известно, отказался ли Константин от мальчика, но в итоге его усыновил отец Станиславского, подарил свою фамилию и отчество. Позднее Владимир вырос, стал доктором наук, историком, автором учебников. Подарил отцу внука – известного историка и этнографа, академика АН СССР Юлиана Бромлея.

Мария Алексеева (по мужу) была актрисой МХТ, в 1933 году получила почетное звание народной артистки РСФСР. У Станиславского и его жены было трое детей. Старшая дочь Ксения умерла от воспаления легких еще в 1890 году, в младенчестве. Средняя дочь Кира Алексеева-Фальк появилась на свет в 1891 году. Стала художником. По договору с 1943 года является хранителем Дома-музея имени ее отца. Супруг Киры – Роберт Рафаилович Фальк – советский живописец, один из самых известных художников еврейского театра на идише.

Через 3 года после Киры в семье Алексеевых появился сын Игорь. Юноша окончил три курса историко-филологического факультета МГУ, но потом заболел туберкулезом и не смог продолжить образование. Лечился за границей, получал образование в области архитектурного дизайна. Его супругой была внучка Толстого Александра Михайловна, а в 1948 году вместе с дочерью Ольгой вернулся в Москву, где до 1966 работал в музее МХТ и доме-музее Станиславского.

Константин Станиславский с семьей
Семья великого театрального режиссера

Интересные факты

  • Театральный режиссер И. Райхельгауз озаглавил фразой «Не верю!» свои мемуары.
  • Цитаты Станиславского: «Воля бессильна, пока она не вдохновится желанием», «Нельзя плевать в алтаре, а потом молиться там же, на заплеванном полу», «75% того, что делается на репетиции, обычно не входит в спектакль», «Учитесь слушать, понимать и любить жестокую правду о себе», «Талант – это желание работать, а во-вторых, работоспособность», «Понять – значит почувствовать», «Чувство зафиксировать нельзя» и др.

Интересное видео по теме:

    Embedded thumbnail

Добавить комментарий