Дети - Борис.
Антонова Ирина Александровна (1922-2020 годы жизни) – доктор искусствоведения, академик, Заслуженный деятель искусств РСФСР, полный Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», ветеран Великой Отечественной войны. Всю свою жизнь она посвятила Пушкинскому музею в Москве. Она была его директором, а затем стала главным куратором государственных музеев России. За просветительскую деятельность в сфере культуры и искусство неоднократно награждалась государственными наградами и премиями.
Детство, семейные традиции, начало трудовой деятельности
Биография Ирины Антоновой связана с ее родным городом Москвой. Она родилась сразу после Гражданской войны в семье участника революции 1917 года, инженера Александра Александровича Антонова и пианистки Иды Михайловны Хейфиц. Карьера отца складывалась удачно. Он стал директором Института экспериментального стекла. Мама закончила Харьковскую консерваторию, но зарабатывать музыкой у нее не получилось. Она работала наборщицей шрифтов в типографии.
Родители были близки к искусству и с малых лет приучали Ирину ценить прекрасное. Александр Александрович был заядлым театралом. Он постоянно водил дочь на премьерные и репертуарные спектакли, оперу и балет. Ида Михайловна развивала в девочке любовь к классической музыке. Когда Ирине Александровне исполнилось 7 лет, ее отца перевели служить в советское торговое представительство в Германии. Там она выучила немецкий язык и даже читала классиков немецкой литературы в оригинале.
Ирина уехала в Берлин с новой семьей отца. Он ушел от Иды Хейфиц и в 1925 году. Через год у Ирины появилась сводная сестра Галина.
Антоновы вернулись в Москву, когда к власти пришли нацисты. Это был 1933 год. Девочка вернулась к матери в ее квартиру на Покровском бульваре и продолжила образование в советской столице. В свободное время занималась спортивной гимнастикой и плаванием. Дополнительно выучила французский и итальянский языки. Свободное владение иностранными языками помогло ей в будущей профессии. Ирина Александровна считается признанным экспертом в сфере итальянской живописи.
В школе она увлеклась физико-математическими дисциплинами и подумывала поступать в МГУ на механико-математический факультет. В выпускном классе перед ней встала дилемма: чему посвятить свою жизнь – техническим наукам или искусству. Она выбрала второе.
Ирина Антонова изначально поступила в Московский институт философии. Через год его закрыли и присоединили факультет к МГУ. Университет остался ее альма-матер на всю жизнь.
С началом войны учебу пришлось совмещать с работой для фронта и победы. Девушка поступила на службу в качестве медсестры госпиталя на Красной Пресне, а затем на Бауманской улице. Для этого ей потребовалось закончить медицинские курсы. Ирина обладала стойким характером, не боялась крови. Ее допустили к участию в хирургических операциях. До конца войны она по ночам служила в госпитале, а днем посещала лекции в МГУ.
Война и обучение закончились в один год. В марте 1945 года она защитила диплом, а с 10 апреля уже приступила к работе в Пушкинском музее. После победы ее хотели отправить в Дрезден для вывоза из Германии похищенных культурных ценностей. Но руководство решило, что девушка слишком молода для таких командировок и оставила молодого специалиста встречать, принимать и описывать привезенные из Дрездена ценности.
Многие шедевры пострадали от неправильного хранения в Дрезденской галерее. Советские реставраторы восстанавливали коллекцию в течение 10 лет. Из 1240 работ 760 нуждались в срочной реставрации. В 1955 году в музее открылась выставка спасенных картин. Среди них были «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Спящая Венера» Джорджоне» и другие.
Выставка проработала всего 3 месяца. Затем по настоянию Хрущева все 1240 картин были переданы обратно в Дрезденскую галерею.
Победы и поражения, восхождение на музейный Олимп
Подобные заигрывания советского правительства с иностранными государствами не были нормой, но имели место в истории страны. В 1961 году Ирина Антонова была назначена директором Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина. Предложение занять пост поступило от профессора Бориса Виппера. Сначала оно показалось Ирине Александровне некорректным, ведь она не была ни старшим научным сотрудником, ни зав. отделом. Но ученый убедил 39-летнюю Антонову не отказываться от должности.
Она приняла здание не в самом хорошем состоянии. Многим из выставочных залов требовался ремонт. Еще ей всегда казалось, что галереи слишком темные, чтобы полноценно рассматривать картины. Долгое время ее не хотели слушать. Тогда она обратилась за помощью к Косыгину. Всемогущий председатель Верховного Совета СССР откликнулся и оказал всяческое содействие, чем приятно удивил Ирину Александровну. Она не ожидала положительной реакции на свою просьбу.
За время работы она привыкла к взлетам и падениям, спорам об искусстве и за него, она научилась отстаивать свою точку зрения в спорах с любыми оппонентами. Самым неприятным из них был скандал с директором питерского Эрмитажа Михаилом Пиотровским. Камнем преткновения стало наследие Музея Нового западного искусства, часть фонда которого после реорганизации хранилась в Эрмитаже.
Два директора спорили не один год на право обладать всей коллекцией картин. Пиотровский не собирался отправлять в Москву коллекцию собирателя картин Щукина, а Антонова не соглашалась возвращать 200 шедевров живописи, которые привезли в Пушкинский музей еще в 1920 году. Это была коллекция, собранная меценатом Саввой Морозовым. Наконец, оба приняли поистине соломоново решение. В каждом музее были проведены выездные выставки из фондов музеев – в Санкт-Петербург приехала галерея картин Морозова, а в Москву – собрание Щукина.
Профессиональную деятельность Ирины Александровны можно сравнить с летописью культурной жизни страны. Она становилась не столько свидетелем, сколько участником и инициатором великих событий в мире искусства. Благодаря ей любители живописи увидели выставки «Пикассо» и «Модильяни», по ее инициативе открывались международные выставки по обмену культурными ценностями «Москва – Рим», «Москва – Париж», «Москва – Берлин».
Она прекрасно чувствовала единение музыкальной и художественной культуры, поэтому вместе со Святославом Рихтером они создали фестиваль «Декабрьские вечера». Традиция устраивать выставки и давать концерты в музейных залах распространилась по всей стране. Мероприятие стало одним из главных брендов музейной деятельности.
Взгляды и увлечения
Ирина Антонова была человеком своего времени. Она поддерживала коммунистические идеи развития общества и всегда отличалась «левыми» взглядами. Она четко давала понять, что социализм – это единственная верная система отношений в государстве, несмотря на то, что она не смогла себя оправдать. Ирине Александровне не нравилось появление олигархата в новой России и резкого разделения населения на бедных и богатых.
Если говорить о Президенте РФ В.В. Путине, то Антонова всегда его поддерживала. Она выступала за поддержку его политики в Чечне, Крыму и по поводу Украины. Она никогда не была религиозным человеком, любила поэзию Бориса Пастернака и всегда честно высказывала свою точку зрения.
С Президентом Путиным у Ирины Антоновой было полное взаимопонимание
В 2013 году она оставила пост директора музея, но не отошла от дел. Вплоть до самой смерти Ирина Антонова являлась президентом музейного комплекса. 4 декабря 2020 года ее хоронили с воинскими почестями. Она скончалась на 99 году жизни.
Долгожителем в семье была мама Ида Хейфец. Она умерла на 101 году жизни.
Частная жизнь
Личная жизнь Ирины Антоновой долго оставалась запрещенной темой в интервью или частных беседах. Журналистам всегда было интересно узнать, кто муж этой «железной леди» и есть у нее дети. Насчет супруга она информацию никогда не скрывала. С Евсеем Иосифовичем Ротенбергом (1920-2011 годы жизни) они поженились в 1947 году. Это была самая крепкая семейная пара, которая прожила вместе 64 года. Их разлучила только смерть супруга в 2011 году.
Евсей Ротенберг был родом из Тулы. С детства увлекся изобразительным искусством и после школы поступил на искусствоведческое отделение ИФЛИ МГУ. После окончания университета пришел работать в Пушкинский художественный музей. Именно он был назначен главным хранителем привезенной из Дрезденской галереи коллекции мировых шедевров. Параллельно он писал диссертацию, научным руководителем которой был все тот же Б.Р. Виппер, уговоривший Ирину Антонову возглавить музей.
Оба супруга не только были коллегами по работе. Они стали друг для друга своеобразными «университетами жизни». Все решения в семье принимались на основе полного взаимопонимания. Огромной радостью для обоих стало рождение сына Бориса в 1954 году. Мальчик рос веселым и очень умным. В три года он знал, кто такой Джавахарлал Неру, мог поддержать беседу, а затем случилось непоправимое. К шести годам он замкнулся в себе и практически перестал развиваться.
Родители обратились к психиатру, который поставил неутешительный диагноз. Мальчик страдал врожденным психическим расстройством. Из-за неизлечимой болезни и ее последствий он вскоре перестал ходить и до сих пор передвигается в инвалидной коляске. Для Ирины Александровны и Евсея Иосифовича это был страшный удар. Они долго мечтали о ребенке, но он появился только спустя несколько лет после свадьбы. Ирина Антонова всегда переживала о том, что ее сын останется один. Этот день наступил 15 ноября 2020 года. Она почувствовала себя плохо. Борис позвонил соседке и попросил вызвать бригаду скорой помощи. В больнице Ирина Александровна скончалась от последствий инсульта.
Комментарии
Валентина - 01 февраля 2023 - 11:37
Я всегда преклоняюсь перед этой великой женщиной нашей России! Ирина Антонова национальное достояние нашей страны! Такой блестящий учёный и ,в то же время, уникальная как женщина и как руководитель! Если бы таких как она было бы больше, да ещё бы во власти, мы бы жили сейчас в другой стране!!
Наталия - 19 февраля 2023 - 21:58
Переж кем проеклонялись отвратительная старая жидовка на смену пришла ещё хуже.Лошак, это кто такая.Дочь предатель на канале дождь прпоганду несёт против России
Неужели русские стихи руководителей не найти..бедная Россия..
Добавить комментарий