Дети - Екатерина, Алексей, Владимир.
Эра Зиганшина – народная артистка Российской Федерации – одна из выдающихся представительниц своей профессии. Хотя широкой публике мало известна, так как не балует почитателей откровенными интервью, игнорирует телешоу и больше известна ценителям театрального искусства, чем кино.
В феврале 2024 года ей исполнилось 80 лет. Актриса прекрасно выглядит и до сих пор на сцене. А всесоюзную известность получила в далеком 1966 году, когда блистательно исполнила роль Маленькой разбойницы в кинофильме «Снежная королева».
Детские и юношеские годы
Эра Гарафовна родилась в 1944 году в Казани в семье инженеров. Имя наследнице придумал отец. Прислал жене в роддом записку: «Назовем дочь Воэрой». Шла война, и желая увековечить время рождения дочери, он решил назвать ее сокращенным словом от «Военной эры». Тогда подобные имена не вызывали удивления, и девочка запросто могла получить это нелепое имя. Выручила мама, слезно упросившая мужа оставить только часть придуманного слова. Так дочь стала Эрой. Конечно, в детстве ее дразнили. Например, Эпохой.
Девочка росла активной, любознательной и увлекающейся. Занималась всем, что на данный момент привлекало ее внимание, но быстро охладевала к занятиям. То посещала лыжную секцию, то кружок моделирования одежды. Как многие девчонки той поры, коллекционировала фотоснимки актеров. Любимыми были Изольда Извицкая и Любовь Орлова. С желанием посещала музыкальную школу, где освоила игру на скрипке.
В восьмом классе стала посещать театральную студию при Казанском ТЮЗе. Загорелась идеей стать актрисой. Сообщила о своем намерении родителям и столкнулась с категорическим запретом. На этот раз увлечение оказалось стойким, и после окончания школы Эра поступила в родное театральное училище, которое, впрочем, не закончила.
Ее педагог, увидевший в девушке потенциал, говорил, что ей надо ехать в Москву, что она птица более высокого полета. Родители не отпускали, так что она сорвалась в Москву тайком. Воодушевленная свободой, подала документы в несколько театральных вузов столицы. И была просто раздавлена, когда ни в один ее не приняли.
Вернувшись в Казань, даже заболела на фоне стресса. Однако, оправившись от потрясения, решила и в следующем году штурмовать оказавшиеся неприступными приемные комиссии. Поступила в знаменитую Щуку – Театральное училище им. Бориса Щукина. На курсе Анатолия Борисова вместе с ней учились будущие знаменитости: Инна Гулая, Валентина Малявина, Марианна Вертинская, Наталья Селезнева.
Многие однокурсницы были москвичками. Девочке из Казани казалось, что все они из богатых семей. По сравнению с провинциалками лучше одевались, лучше выглядели. Она постоянно ощущала дискомфорт. Родители не смирились с отъездом дочери, и не поддерживали ее материально. Студенка ходила на занятия в пальто из костюмерной театра.
В Щукинском училище Зиганшина проучилась два курса. А потом в Москву на гастроли приехал Ленинградский Большой драматический театр. Побывав на его спектаклях, Эра поняла, что это ее театр, ее артисты. Худрук БДТ Георгий Товстоногов устроил просмотр артистов, заканчивающих обучение. Эра тоже пошла.
Из всех претендентов Товстоногов выбрал ее одну. Узнав, что ей еще учиться и учиться, был разгневан, но позвонил директору училища, и Зиганшину перевели в Школу-студию Товстоногова в Северной столице. Девушка была уверена, что после учебы ее примут в труппу БДТ. Однако этого не случилось.
Театральная деятельность
Георгий Товстоногов, давая характеристики выпускникам, сказал о Зиганшиной, что она гениальная актриса, но не понимает, что такое театр, и абсолютно не дисциплинированна. Она вечно опаздывала на репетиции и не позволяла режиссерам (не Товстоногову) кричать на себя. Отказал Игорь Владимиров (ученик Товстоногова) и еще два худрука. Положение было скверное, но ехать на работу в Казань, где ее приняли бы с распростертыми объятиями, было ниже ее достоинства.
С годами актриса стала понимать, что не случившийся роман с БДТ – это везение, а не крах. Неизвестно, какие роли давал бы ей Товстоногов (из курса никто «не выстрелил»), а в других театрах она играла потрясающие роли, о которых мечтает любая актриса. В 1965 году Эру принял в труппу Ленинградского театра им. Ленинского комсомола Меер Абрамович Гершт, ставивший «Трехгрошовую оперу» Бертольта Брехта и увидевший в ней свою актрису.
Один сезон Эра Гарафовна работала в Кишиневском Русском драматическом театре. Но тут ей не понравилось, и она вернулась в стены Ленинградского Ленкома, которым руководил Геннадий Опорков. Одна из ее выдающихся работ – роль старухи Пилар в культовом спектакле «По ком звонит колокол». После безвременной кончины главного режиссера перешла в Театр музыкальной комедии им. Н. П. Акимова.
В конце 80-х годов Эра Гарафовна перебралась в Москву, работала в театре «У Никитских ворот», ТЮЗе, Театре Романа Виктюка. И вновь возвращение в Театр им. Ленинского комсомола, который сменил название на «Балтийский дом». В 2008 году за главную роль в постановке «Похороните меня за плинтусом» Зиганшина получила высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит» (она у нее не одна).
С 2011-го года известная исполнительница работает в легендарном Александринском театре. Ее, уже опытную возрастную актрису, пригласили на определенную роль – бабушки в спектакль «Литургия ZERO» по «Игроку» Ф.М. Достоевского. Режиссер видел в этом образе только Зиганшину. И не ошибся.
Зиганшина сетует на то, что драматурги практически не пишут пьес, где были бы достойные роли (а не «ролишки») для опытных артистов. Все шикарные роли предназначены молодым исполнительницам. А играть хочется до глубокой старости и именно большие, интересные роли. Одна из таких досталась ей в «Литургии ZERO», она называет эту роль большим подарком. В Александринке актриса задействована в нескольких спектаклях. Кроме того, участвует в постановках других петербургских театров.
Кинематограф
Актриса говорит, что с кино у нее не сложились отношения, она его никогда не любила. А потому что ей надо чувствовать отдачу зала, энергию зрителей. «В кино же никто не замирает в восхищении от моей гениальной игры». Тем не менее киноработ у Эры Гарафовны немало. В 1967 году она сыграла Маленькую разбойницу в сказке «Снежная королева».
На съемочную площадку она прошла по пропуску своего коллеги по театру Николая Боярского, и использовала шанс для того, чтобы попросить режиссера взять ее эту на роль. Оказалось, что вакансии нет. Заганшина сказала: «Знайте, что лучше меня эту роль никто не сыграет!». И ушла, расстроенная. А через пару дней ей позвонили и пригласили на пробы.
Успех фильма был феерическим, много хвалебных слов в свой адрес получила и Эра. И немного зазвездилась. Ей стали предлагать похожие, как она считала, роли, и она отказывалась, ожидая эпохального персонажа. В конце концов, ее перестали приглашать. Была в биографии актрисы Эры Зиганшиной интересная роль в экранизации пьесы Максима Горького «Перед бурей». За нее исполнительница получила первую актерскую премию.
Отметили кинокритики и работу в музыкальной комедии «Небесные ласточки» по оперетте француза Ф. Эрве «Мадемуазель Нитуш». Блестящая театральная актриса гармонично смотрелась рядом с киномэтрами: Андреем Мироновым, Людмилой Гурченко, Александром Ширвиндтом. В 90-е годы Эра Гарафовна снялась в картине «Невозвращенец». В 2000-х зрители видели ее в питерских криминальных и мелодраматических сериалах, триллере «Черный ворон».
В 2020-м фильмография артистки пополнилась приключенческим сериалом «Андреевский флаг», в 2021-м – сериалом «Медиум», в 2023-м – драмой «Край надломленной луны». Одну из главных ролей Эра Гарафовна сыграла в 2024 году в сериале «Анна медиум».
Личная жизнь
Зиганшина категорически не хочет говорить о своей личной жизни. Возмущается тем, что интервью с актерами превратились в нечто торгово-развлекательное. Нет разговора о ролях, отношении к профессии, а только, «кто на ком женился, в ванной рожали или в клинике. Не можешь заработать имя на сцене – добро пожаловать в желтую прессу. Понимаю, что людям интересно про это читать, но мне неинтересно про это рассказывать», – говорит актриса.
Поэтому упоминаний в прессе о семье, детях, внуках Эры Гарафовны – минимальное количество. Первым ее мужем был актер и режиссер Владимир Головин. В браке родились дочь Екатерина и сын Алексей. Супруги расстались после 17 лет совместной жизни. Амплуа Головина-актера – антигерои. Играл исключительно злодеев, преступников, мафиози. Было у него такое ярко выраженное отрицательное обаяние.
Потом были отношения с коллегой по театру Владимиром Рожиным. От него актриса родила младшего сына Владимира. После того как актер в возрасте 53 лет ушел из жизни, Эра Гарафовна в брак не вступала. Старших детей актриса сознательно отстраняла от театра. Они нашли себя в иных сферах. Младший, Владимир, начинал заниматься режиссурой, но в итоге реализовал себя в журналистике.
Владимир Головин дожил до 70 лет. Последние годы жил со второй супругой на своей малой родине, в деревне. Эра Гарафовна наладила общение с ним и его женой. Владимир Иванович даже помог бывшей супруге построить дачу под Москвой. У Зиганшиной трое внуков.
Интересные факты
- Актрисе не раз предлагали заняться преподаванием актерского мастерства, но она считает, что играть и учить игре должны разные люди.
- В анимационном мультфильме «Приключения в Изумрудном городе» голосом Эры Гарафовны разговаривает Татошка.
- Первое выступление на большой театральной сцене у Зиганшиной случилось в 9-летнем возрасте: в составе хора музыкальной школы она пела в опере «Кармен».
Добавить комментарий