Муж - Виктор Дандре.
Балерина, афиши для которой рисовал сам Валентин Серов. Главное лицо Русских сезонов в Париже. Самая загадочная танцовщица ХХ века.
Биография, подлинность которой была известна лишь самой балерине.
Матвеевна или Павловна? Дочь отставного солдата Преображенского полка Матвея Павлова или крупного московского банкира Лазаря Полякова? Великая танцовщица написала автобиографию, но все больше не о том, что родилась в дачном поселке Лигово под Петербургом, и своем детстве, главное впечатление которого — походы в Мариинский театр. Анна Павлова писала о главном в своей жизни — ожившем вдохновении, имя которому — балет.
Биографическая справка
Девятилетняя Аня словно проснулась после премьеры «Спящей красавицы» в постановке Петипа. Застенчивая и мягкая от природы девочка чуть ли не впервые высказала твердое решение — посвятить свою жизнь танцу.
Сгорбленная спина, малокровие, хрупкое здоровье. В Императорском балетном училище никак не могли предположить, что этот «нежный цветок» выживет в суровой школе балета.
«Пушинка, легкость, ветер», — сказал на просмотре прославленный Мариус Петипа. Комиссия девочку зачислила, у педагогов Екатерины Вазем и Александра Облакова она стала любимой ученицей.
Екатерина Оттовна поила рыбьим жиром, добивалась твердых ног и «говорящих» рук.
Первый выход на сцену Мариинки — уже во второй год обучения в дивертисментах и небольших вариациях. Анна Павлова уступала в технике Матильде Кшесинской, Ольге Преображенской, Тамаре Карсавиной. Но в прыжках и арабесках с непредсказуемой импровизацией хрупкой балерине не было равных.
Выпускной спектакль стал пропуском на большую сцену. Практически сразу Павлова получила сольные партии в «Спящей красавице», «Эсмеральде», «Жизели». Молодая балерина работала с Мариусом Петипа, столь благосклонно принявшим первое выступление на публике — перед приемной комиссией.
Начинающая артистка не боялась спорить с мэтром. В балете «Тщетная предосторожность» Павлова предложила Петипа заменить привычную юбочку-кринолин на тунику ниже щиколотки и получила согласие. «Это было смелостью с моей стороны: обычай не допускал никаких вольностей с юбкой еще со времен самой знаменитой Камарго — любимицы Вольтера!» — вспоминала впоследствии балерина.
«Павлова — это облако, парящее над землей», — писала пресса. А танцовщица лишь поражала вновь и вновь. Она словно плыла по сцене в самой пронзительной своей роли. Лебедь.
Образ, что подарил балерине бессмертие. Балетмейстер Николай Фокин поставил миниатюру на музыку Сен-Санса. Буквально экспромтом. Анна превратила безмятежность в трагедию.
Безвременную кончину грациозного создания, и словно рана — рубиновая брошь.
«Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!» — воскликнул Сен-Санс, увидев «Умирающего лебедя».
Танец стал символом Русских сезонов, а Анна Павлова в образе Лебедя кисти Валентина Серова — эмблемой известной на весь мир антрепризы. Художнику на создание знаменитой афиши потребовалось 11 сеансов.
Балерина чуть ли не ежеминутно застывала в арабеске, чтобы живописец поймал мимолетное движение и передал на бумаге.
Творческий путь примы
Дебют на большой сцене состоялся в балете «Тщетная предосторожность», где Павлова танцевала вместе с двумя другими балеринами. Анна Павлова была чудесно сложена: длинные руки и ноги, высокий подъем, невероятная хрупкость балерины очаровывали, восхищали поклонников, а ее мастерские па на сцене заставляли замирать даже самых требовательных ценителей балета.
Не имевшей протекции Анне Павловой приходилось добиваться всего самой, пробивать путь на сцену собственным упорством и мастерством. И вот в 1900 году ей доверяют исполнить партию Флоры в «Пробуждении Флоры», где ее партнером становится известный хореограф Фокин. Балет имел оглушительный успех, и предложения исполнить ведущие женские роли следовали одно за другим:
- Павлова станцевала партию Никии («Баядерка») таким образом, что судьба героини обрела особую трагичность и смысл.
- Жизель Анны была так хороша, что публика аплодировала стоя.
- Пахита, исполненная Павловой, сделала этот балет мировым достоянием.
- Китри стала одной из самых удачных танцевальных партий для балерины, благодаря этой роли Павлову назвали первой балериной Мариинского театра.
В 1908 году начинается гастрольная деятельность балерины, вспоминая о которой она отмечала, что публика принимала их труппу чрезвычайно благосклонно, осыпала овациями и цветами. Анна Павлова исполнила главную роль в балете «Лебединое озеро», произведя небывалый фурор, а затем в Париже балерина присоединилась к труппе Дягилева и танцевала балет «Сильфида».
Однако надолго в «Русских сезонах» Павлова не задержалась, душа балерины требовала творческой свободы, и около 1910 года прима основала свою труппу. Начался новый этап в жизни балерины и сотрудничество с Фокиным, поставившим для нее спектакль «Дочери горного короля».
Психологическая наполненность и завершенность ролей, исполненных Павловой, давала спектаклям новую жизнь, как это произошло, например, с танцем умирающего лебедя. С гастролями великая балерина Анна Павлова объездила весь мир, побывав даже во многих городах Америки, где публика принимала ее с восхищением и осыпала дорогими подарками.
Финансовые разногласия с руководством Мариинки привели к разрыву контракта с балериной, однако в 1914 году после длительных уговоров Павлова возвращается в Россию и радует публику своими выступлениями. После отъезда за границу Павлова уже никогда не вернется домой, однако после революции прима не осталась безучастной к бедам родины: она отправляла благотворительные посылки, жертвовала значительные суммы на помощь нуждающимся, финансово помогала балетному училищу в Петербурге.
Роль Никии
В 1902 году Анна Павлова получила роль Никии, храмовой танцовщицы из балета «Баядерка». Талант балерины внес в эту партию обновленный в своей заостренности и поначалу ровный рисунок. Танцовщица изменила акценты, а каждое движение оказалось наполненным чувством тоски или страсти настолько, что зал отзывался трепетом на мольбы и терзания, испытываемые героиней.
Балет восторженно приняли и за границей, на каждое выступление Павловой живо откликались как публика, так и пресса. Все сходились во мнении, называя ее воздушной, божественной, и, чувствуя гениальную природу танцовщицы, сыпали восторгами и овациями. Она сумела передать психологизм, свойственный современному искусству, трагедию, которую переживает смятенная душа. Это отличало Павлову от ее знаменитых предшественниц – Вазем, Кшесинской, Гельцер, блиставших техникой, но не прорисовывавших тончайшие штрихи характера своих персонажей.
Зарубежные гастроли
В 1907 Императорский Мариинский театр выехал за границу. Выступления прошли в Стокгольме. Вскоре после возвращения в Россию Анна Павлова, балерина с мировым именем, ушла из родного театра, значительно пострадав при этом материально, поскольку ей пришлось выплатить огромную неустойку за срыв контракта. Однако это не остановило танцовщицу.
Выход на сцену
Павлова, окончив хореографическое училище, получила должность в Мариинском театре. Ей очень быстро стали доверять ведущие партии популярных тогда балетов: «Тщетная предосторожность», «Дочь фараона», «Корсар», «Эсмеральда» и другие. То, что поначалу считали ее недостатками – изящное телосложение, хрупкость, нежелание бравировать балетной техникой ради самой техники – вдруг переплавилось силой таланта и жесткой дисциплины танцовщицы, основанной на мощнейшей воле, в глубокое своеобразие характеров, которые она несла на сцену. Знаменитый педагог в балетном мире того времени Энрико Чекетти утверждал, что он способен научить танцу, доведя до виртуозности каждое движение воспитанницы, но «только у Павловой есть то, чему может научить лишь Господь».
Она, любившая самозабвенно классический танец, находила свежие краски даже для затанцованных и обесцветившихся со временем партий. Знаменитый летящий арабеск Павловой, воздушность и свет ее образов дополнялись психологизмом, переходом из одного состояния в другое. Анна одухотворяла каждую роль. Самые сложные технические элементы хореографии, использовавшиеся в ее танце, были нужны балерине не как трюк ради трюка, за исполнение которого безусловно сорвешь овации. Движение, согласное с музыкой и подчинявшее ее себе, выражало состояние души.
Потому именно Павлова, возникшая среди плеяды великих солисток — Кшесинской, Преображенской, Трефиловой, Егоровой, Седовой, Вагановой – одна стала звездой мирового уровня, поклоняясь идолу танца, отдавая себя без остатка.
Пуанты
Ее ступни были чрезвычайно изогнуты, поэтому она укрепила свои пуанты , добавив кусок твердой кожи на подошвы для поддержки и сглаживая коробку обуви. В то время многие считали это «обманом», поскольку балерину той эпохи учили, что она, а не туфли, должна удерживать свой вес на пуантах . В случае с Павловой это было чрезвычайно сложно, так как форма стопы требовала, чтобы она балансировала на больших пальцах ног. Со временем ее решение стало предшественником современных пуантов, поскольку работа на пуантах стала менее болезненной и более легкой для изогнутых ног. Согласно биографии Марго Фонтейн , Павловой не нравилось, как ее изобретение выглядело на фотографиях, поэтому она удаляла его или изменяла фотографии так, чтобы казалось, что она использует обычные пуанты.
Развитие
В 1906 году Анна была назначена ведущей танцовщицей балетной труппы Мариинского театра. Началась по-настоящему творческая работа по поиску новых форм. Русский балет требовал обновления, и Павловой удалось создать несколько образов в духе современности, сотрудничая с балетмейстером-новатором Александром Горским, который стремился к драматизации сюжета и был убежденным сторонником некоторой трагичности в танце.
Личная жизнь
Вовлечение в скандальную историю
На пороге стоял 1909 год, а жители величественного культурного Петербурга обсуждали невероятный скандал. Барон Дандре получил тюремное заключение за растрату государственных денег, которые потратил на удовлетворение капризов содержанки Анны Павловой. Сам любимец светской жизни считал обвинения ошибочными и требовал возвращения балерины на родину для дачи свидетельских показаний. Узнав о разгоревшемся скандале с Виктором Эмильевичем Дандре, танцовщица поспешно покинула Париж, невзирая на то, что находилась на пике успеха. Но только отправилась она не на встречу с бывшим покровителем, а в Америку.
Ведь в определенный момент танцовщица поняла, что не ровня знатному барону, который решил жениться на другой женщине вопреки чувствам к Павловой.
Анна Матвеевна и партнер по танцам Михаил Мордкин отправились на гастроли вместе. Правда, вскоре дружеские отношения стремительно пошли на убыль. Эгоистичный Мордкин не мог смириться с тем, что большая часть славы достается Павловой, как женщине, вызывающей восхищение у мужской публики. Затем знаменитый танцор начал сходить с ума, часто ведя разговоры с портретом бывшей партнерши, который был наряжен в юбку и шаль балерины.
Роман длиною в жизнь
Павлова познакомилась с Виктором Дандре совсем юной девочкой и влюбилась в настойчивого, умеющего красиво ухаживать и вскружить голову барона. Дандре был блестяще образован и по-настоящему способен оценить уникальность дарования Павловой. Он делал дорогие презенты. Благодаря ему у Павловой появилась квартира, в которой был специально оборудованный зал для занятий, а в нем – мечта Анны – висел портрет Марии Тальони, величайшей балерины прошлого.
Для Дандре ухаживания за восходящей звездой русского балета были в тот момент скорее дань тогдашней моде, для Анны же – настоящее живое чувство. Она – королева сцены – ждала предложения руки и сердца, которого так и не последовало…Разрыв оказался неизбежен.
Артистическая карьера тем временем уверенно шла в гору, Павлова начинает гастролировать, подписывая выгоднейшие контракты. Она упорно трудится изо дня в день. Непременный экзерсис у станка, репетиции, спектакли. Она востребована, известна и любима публикой. Смыслом жизни становится сцена, и только она.
Тем временем Дандре обвиняют в растрате казенных денег, он оказывается в тюрьме до того дня, пока за него не вносят круглую сумму залога. Добродетелем оказался не кто иной, как обожавшая его Павлова…
Дандре покинул Россию, в Париже они встретились и больше уже никогда не расставались… Анна стала его законной женой.
Семейная жизнь внешне была вполне благополучной. Шикарный «Айви-Хауз», известность, сопряженная с финансовым процветанием, дававшем возможность выполнить любой каприз… Однако Павлова, растрачивая энергию в веренице нескончаемых выступлений по жесткому графику, домой возвращалась опустошенная и погруженная в тоску. Ей – талантливой, успешной, любимой всеми не хватало родной почвы, которая ее взрастила. К ностальгии прибавлялось понимание того, что годы идут, а век балерины короток. Техника со временем слабеет, и уже приходится менять программу выступлений, укорачивая или облегчая номера…Танец для Павловой — что воздух для обычного человека. Без сцены она оказалась нежизнеспособна.
Просто растаяла… Почти подойдя к 50-летнему рубежу, Павлова скончалась от острого плеврита, отказавшись делать необходимую операцию. Как знаменитая сильфида на полотне Валентина Серова, выполненная к дягилевским сезонам, эфемерная, воздушная, она не испытала оков старости и немощи. А нам остались гениальные образы, которые сделали русский балет эталонным во всем мире.
Последние годы и смерть
Когда ей стало хуже, консилиум врачей, собравшийся в Гааге, констатировал развитие плеврита. Доктора предложили операцию, однако не гарантировали, что после нее танцовщица вернется на сцену. Павлова отказалась. В ночь с 22 на 23 января балерина скончалась. Таким образом, причиной смерти великой балерины явился сильный плеврит.
Легенда гласит, что в свои последние минуты она беспокоилась о предстоящих гастролях, а напоследок попросила: «Принесите мне костюм лебедя…».
Гастроли павловской труппы всё же состоялись. Это был своего рода мемориальный тур: любимые Анной номера танцевали ее коллеги. И только во время исполнения «Умирающего лебедя» сцена была пуста: рисунок движения Павловой по ней прочертили лучом прожектора.
Десерт (торт) Анны Павловой
По сию пору точно не установлено, когда и кто изобрёл сладкий десерт. Новозеландцы утверждаю,В рецепт (1926 г.) придумал шеф – повар из Веллингтона для угощения балерины. Австралийцы спорят, что торт создал повар Берт Саше (1935 г). Подавая лакомство, тот сравнил его с воздушной балериной Павловой.
Новозеландскому профессору Хелен Лич удалось собрать библиотеку из кулинарных книг, содержащих 667 рецептов десерта. Объединив сведения из 300 источников, Лич написала книгу В«История десерта ПавловаВ». В Австралии тортом, покрытым клубникой, украшают рождественский стол. Причём заранее украшать нельзя, потому что изделие размокает от сока ягоды.
В Новой Зеландии торт состоит из воздушного безе (взбитых до густой пены яичных белков с сахаром), белого винного уксуса и ванильного сахара. Безе – основа с кукурузным крахмалом получается хрустящей, но с мягкой сердцевиной. Украшается торт невесомыми взбитыми сливками, пастилой и свежими фруктами: киви, бананами или кусочками персика. Кроме того обязательны ягоды клубники и малины. К фруктово – ягодному великолепию добавляют маракуйи или фейхоа.
Фотогалерея балерины
Используемые источники: jiyuu.su, www.grc-eka.ru, dic.academic.ru, ote4estvo.ru, ru.abcdef.wiki, autogear.ru, vivareit.ru, glebmusic.ru, mindal-nails.ru, am-world.ru, elleonora.ru
Добавить комментарий