Биография Анатолия Солоницына

Анатолий Солоницын
Дата рождения (день и год): 
30.09.1934
Возраст:
47
Дата смерти: 
11.06.1982
Место рождения: 
Богородск, Россия
Рост: 
178 см
Знак зодиака: 
Дева
Цвет глаз: 
Серо-голубой
Семья: 

Жена - Светлана Солоницына.
Дети - Алексей Солоницын, Лариса Солоницына.
Родители - Алексей Федорович Солоницын.

Википедия: 
https://ru.wikipedia.org/wiki/Солоницын,_Анатолий_Алексеевич

Анатолий Солоницын – один из самых талантливых советских актеров – воспринимал свою жизнь как служение Богу и искусству. Работал с выдающимися режиссерами: Памфиловым, Герасимовым, Тарковским, Климовым, Шепитько, Германом, Абдрашитовым, Зархи, Губенко, Михалковым. Трудился, по выражению брата, «как раб на галерах». У него не было ни одной проходной роли.

Детство

Анатолий Солоницын родился в 1934 году в Богородске Горьковского края, там же повел детство. Имел, с одной стороны, простое, а именно крестьянское происхождение, с другой, был прямым потомком выдающегося человека, самородка из народа Захара Солоницына. Пращур актера прославился тем, что собирал исторические предания, вошедшие впоследствии в сборник «Ковчег ветлужской старины».

Захар жил во второй половине 18-го века. Его упоминает в «Истории государства Российского» Николай Карамзин как «ветлужского летописца». Кроме того, Захар писал иконы. Был очень набожен. В деревне, где жил, не было церкви, и он ежедневно ходил молиться в соседнее село через лес. Дорогу, которую люди назвали Захаровой тропой, прорубил себе топором.

Отец Солоницына был журналистом, ответственным секретарем областной газеты «Горьковская правда». Про маму сыновья говорили, что она была очень артистична. Ее родной брат Николай Ивакин снимался в кино. В доме Солоницыных была отличная библиотека, и все семейство увлекалось чтением.

Анатолий Солоницын с родителями и братом
Анатолий с родителями и братом Алексеем

При рождении старшему сыну родители дали имя Отто – в честь Отто Шмидта, руководителя экспедиции по спасению челюскинцев. Но с началом Отечественной войны немецкое имя стало восприниматься в стране негативно, и документы подправили: мальчика записали Анатолием. В первый класс Толя пошел в Саратове, куда переехала семья.

Был спортивным ребенком, играл в футбол, хоккей, любил смотреть кинофильмы – ничем не отличался от сверстников. Разве что читал больше.

Выбор жизненного пути

Получив неполное среднее образование, поступил в строительный техникум, стал слесарем-инструментальщиком. Некоторое время работал на заводе по специальности. А потом семья вслед за отцом, которому партия поручила новое дело, переехала в Киргизию. Здесь, в столице республики городе Фрунзе Анатолий стал активным участником художественной самодеятельности: декламировал стихи, выступал с куплетами.

Проявилась артистическая натура. Молодой человек отправился в Москву поступать в ГИТИС. Однако его не приняли три раза подряд. Впоследствии многие удивлялись такому повороту судьбы. Младший брат Анатолия Алексей объяснял неудачи тем, что парень не подходил под актерские стандарты. Тогда брали либо очень красивых (что называется, героев-любовников), вроде Василия Ланового; либо очень простых внешне (тоже героев, но – работяг), как Николай Рыбников.

А время актеров, способных воплощать психологически сложные типы, таких, как Смоктуновский или Солоницын, еще не пришло. Поэтому, видя, что парень талантливый, ему тем не менее отказывали, потому что не знали, куда его деть с такой внешностью. Тогда Солоницын уехал в Свердловск (где в госуниверситете на факультете журналистики учился его брат) и поступил в школу-студию при областном драмтеатре. Окончив ее в 1960 году, поступил в труппу театра.

Двенадцать лет Анатолий работал актером, и не только в Свердловске, но и в Минске, Новосибирске, Таллине. С 1972-го по 1976-й служил в ленинградском театре имени Ленсовета. Ушел оттуда, когда Андрей Тарковский пригласил его в московский театр имени Ленинского комсомола на роль Гамлета. Год после премьеры играл в спектакле, но потом постановку закрыли.

Главный режиссер Ленкома Марк Захаров не ввел Солоницына в труппу, и актер, несмотря на то что в театрах сыграл более ста ролей, сосредоточился на кино. Гамлет стал последней театральной ролью талантливого актера. Анатолий Алексеевич говорил впоследствии в интервью, что она отняла у него много сил, но он остался недоволен своей работой. Радовался, что ушел в кинематограф.

Солоницын в роли Гамлета.
Солоницын в роли Гамлета

Фильмы

Впервые Анатолий Солоницын снялся в кино в 1963 году на Свердловской киностудии у Глеба Панфилова в фильме «Дело Курта Клаузевица», и сразу – в главной роли. Но известным стал после исполнения роли Андрея Рублева в одноименном фильме кинорежиссера Андрея Тарковского.

Солоницына называют любимым актером Тарковского и даже – его талисманом. Он снялся в четырех фильмах Мастера.

Работы в фильмах Тарковского

1964-й год в биографии Анатолия Солоницына стоит особняком. Тогда он прочел в журнале «Искусство кино» сценарий Андрея Тарковского и Андрона Кончаловского «Андрей Рублев» и поехал в Москву участвовать в пробах на главную роль. Он, малоизвестный провинциальный актер, решил во что бы то ни стало убедить уже известного к тому времени, в том числе – в Европе, режиссера, что лучше других сыграет эту роль. Ведь и его предок был иконописцем.

Тарковский искал исконно русский типаж, но принципиально не хотел брать знаменитостей. Перебрал сотни кандидатов, в конце концов, утвердил на роль Станислава Любшина, но все еще не был уверен. Решимость Солоницына добиваться участия в фильме понравилась режиссеру, и он согласился на пробы, но поставил условие, что, если первые съемки его не удовлетворят, Солоницына снимут с роли. Если все удастся – роль будет его.

Против Солоницына были все, кроме Тарковского. Актер же был готов на все ради роли, которая, как он понимал, была главным шансом в его кинокарьере. Например, на себе опробовал обет молчания: как и герой фильма, не разговаривал долгое время, чтобы придать нужной хрипоты голосу, к тому же перед съемками на неделю перетянул себе шею шарфом, так что мог вообще навсегда остаться без голоса. Но нужная сцена была сыграна великолепно.

Андрей Тарковский и Анатолий Солоницын
Андрей Тарковский и Анатолий Солоницын на съемочной площадке «Андрея Рублева»

Актер очень ответственно отнесся к работе: ходил по музеям, читал специальную литературу по Древней Руси, вникал в особенности иконописи. Брат актера Алексей писал, что личность иконописца, посещение древних храмов сильно повлияли на Анатолия Алексеевича. В родительском доме была икона Николая Чудотворца, так что атеистами никто не был, но истинно верующим Анатолий стал именно после «Андрея Рублева». Он постоянно носил крест, ходил в церковь. Брат боялся даже, что это испортит ему карьеру.

К Тарковскому Анатолий Солоницын относился как к гению. Никогда не спорил с ним, не выпячивал себя. Его устраивала роль «глины» в руках великого режиссера. Тот же считал Солоницына «идеальным актером», впитывающим требования режиссера как губка. Актер снялся во всех фильмах Тарковского советского периода: «Солярисе», «Зеркале», «Сталкере». В «Зеркале» для него даже специально придумали роль, которой изначально в сценарии не было.

Везде Солоницын мастерски воплощал режиссерский замысел. И по праву разделял с Тарковским успех этих лент, невероятный для Советского Союза. Артист должен был играть у Тарковского Федора Михайловича Достоевского в экранизации «Идиота» (роль автора). Но фильм не случился.

Солоницын намеревался сделать пластическую операцию, чтобы максимально походить на писателя. Тарковский отговорил: «Как ты будешь потом с лицом Федора Михайловича играть!». На что актер сказал: «Если я сыграю Достоевского, зачем мне что-то еще играть?». Впрочем, знаменитого писателя Анатолий Алексеевич все же воплотил в ленте Александра Зархи «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского». И получил приз Берлинского кинофестиваля «за лучшую мужскую роль».

В фильме Тарковского «Ностальгия» главную роль тоже должен был исполнять Солоницын. Но к тому времени он серьезно заболел, и в фильме сыграл другой актер. Тоже талантливый, но фильм с Солоницыным, считают критики, был бы совсем другим.

Сотрудничество с другими режиссерами

Глеб Панфилов снял Солоницына в роли комиссара в кинодраме «В огне брода нет», Левон Кочарян – в ленте «Один шанс из тысячи», Сергей Микаэлян – в «Гроссмейстере», Вадим Гаузнер – в картине «Принц и нищий». Солоницына приглашали маститые режиссеры, а он выбрал молодого Никиту Михалкова и его фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих». Роль Сарычева запомнилась зрителям, которые ждали новых и новых ролей от известного уже актера.

Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»
Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»

И они появлялись. Дальше были картины «Доверие», «Там, за горизонтом», «Из жизни отдыхающих» и другие. К лучшим ролям Солоницына критики относят работы в кинофильмах «Восхождение» (режиссер Лариса Шепитько), «Проверка на дорогах» (Алексей Герман), «Любить человека» (режиссер и сценарист Сергей Герасимов), «Остановился поезд» (Вадим Абдрашитов).

Личная жизнь

Наверное, потому, что Солоницын полностью посвящал себя творчеству, личная жизнь у него складывалась с трудом. Первая жена – Людмила Успенская работала гримером на Свердловской киностудии. Актер постоянно был в разъездах, детей они не родили. А в своем дневнике актер писал, что не чувствует со стороны жены любви к себе. И даже: «Я отдавал все, не получая ничего взамен». Они расстались через пять лет после свадьбы.

С 1963-го по 1978-й год Солоницына состоял в браке с актрисой Ларисой Сысоевой. В 1968-м у них родилась дочь, счастливый отец назвал ее Ларисой, как и любимую жену. Лариса по образованию киновед, окончила ВГИК, с 2014 года руководит Музеем кино. У нее есть сын Артемий, внук Анатолия Солоницына. Он родился в 1997 году. Дочка отзывается об отце в самых лестных эпитетах. Говорит, что тот всегда находил для нее время, очень любил и старался, чтобы она была счастлива.

Анатолий Алексеевич разговаривал с дочерью, как в «Андрее Рублеве» говорят с маленькой княжной. Вечернюю сказку отец заменял чтением своих ролей. Лучшим снотворным для малышки был текст из «Бориса Годунова». «Так совмещались необходимость работать и отцовский долг», – улыбается Лариса.

А еще дочь артиста вспоминает, что отец был очень веселым человеком с великолепным чувством юмора. Жена одергивала его: «Толя, не будь клоуном». А друзья просили продолжать. Лариса говорит, что, когда ее сын сказал, что хочет стать клоуном, она подумала: может быть, это гены деда дают о себе знать? В 1978 году второй брак актера распался. На отношениях с дочерью это не сказалось негативно: отец продолжал с нею видеться, а если был в отъезде – писал письма.

Анатолий Солоницын с дочкой
Актер Анатолий Солоницын с дочерью

Третья жена Анатолия Солоницына Светлана в прошлом работала гримером на киностудии «Мосфильм». В этом браке у актера родился сын Алексей. Ему было всего четыре года, когда не стало отца. Алексей окончил Московскую специальную среднюю школу милиции, работал следователем. Но, снимаясь в документальных фильмах об отце, стал погружаться в мир кинематографа.

А в 2005 году Маргарита Терехова пригласила его в свой фильм «Чайка». Это изменило биографию молодого человека. Сейчас Алексей – продюсер кинокомпании «Коктебель». Изредка играет в кино. Дочь Солоницына Лариса говорит, что ее единокровный брат Алексей очень похож на отца. «Вряд ли, – говорит она, – в четырехлетнем возрасте он мог запомнить отцовские жесты, но он так же ходит, так же поворачивает голову, так же взмахивает руками, так же улыбается».

Всю жизнь у Анатолия Алексеевича были теплые братские отношения с родным младшим братом Алексеем. Он писатель.

Смерть

Анатолий Солоницын прожил до обидного короткую жизнь – ушел в 47 лет. Он всегда работал самоотверженно, ради ролей шел на любой риск. Это его и погубило. На съемках 1979 года он простудился и заболел воспалением легких. Не долечившись, продолжил работу. А в следующем году во время съемок получил травму. В больнице при обследовании обнаружили рак легкого.

О диагнозе сообщили родственникам, но не больному. Удалили часть легкого, операция прошла успешно. Актер продолжал работать. Но через год обследование показало, что метастазы проникли в позвоночник. Помочь актеру было уже нельзя. В июне 1982 года сердце Анатолия Алексеевича перестало биться.

Известно, что Андрей Тарковский тоже умер от рака легких, как и его жена Лариса. По одной из версий все они пострадали при съемках фильма «Сталкер», которые проходили в экологически опасном месте. Члены съемочной группы жаловались на проблемы с дыханием и кожей. Возможно, длительное пребывание в неблагополучном месте сыграло трагическую роль, запустив процесс легочной болезни. Анатолий Солоницын похоронен на Ваганьковском кладбище. А имя его навсегда вписано в историю мировой кинематографии.

Анатолий Солоницын
Заслуженный артист РСФСР

Интересные факты об Анатолии Солоницыне

  • Актер редко давал интервью – считал разговоры о себе саморекламой. Но охотно встречался со зрителями, размышлял перед залом о жизни, творчестве, работе над ролями.
  • Никогда не сплетничал о коллегах, терпеть не мог пустопорожней болтовни.
  • Почетное звание Заслуженного артиста РСФСР получил за год до смерти.
  • Знал наизусть огромное количество стихотворений Цветаевой, Ахматовой, Гумилева, Мандельштама. Читал их концептуально, а не «с выражением», как обыкновенно делают декламаторы.
  • У актера была феноменальная память. Иногда он устраивал такую «игру с залом»: предлагал назвать любимое стихотворение и тут же читал его наизусть.
  • Среди родственников актера много творческих личностей. Родной брат – писатель, бабушка хорошо рисовала, прадед писал стихи.

Интересное видео по теме:

    Embedded thumbnail
    Embedded thumbnail
    Embedded thumbnail
    Embedded thumbnail

Добавить комментарий