Жена - Надежда Васильева
Дети - Петр Балабанов, Фёдор Алексеевич Балабанов
Родители - Октябрин Сергеевич Балабанов, Инга Александровна Балабанова
Алексей Октябринович Балабанов (1959-2013) – гениальный российский режиссер, который начал свою деятельность в конце прошлого века накануне развала СССР. Его фильмы не оставляют равнодушными – дают незабываемый спектр эмоций, заставляя восхищаться талантом и неординарностью творца.
После выхода криминальной кинокартины «Брат» Алексей Балабанов мгновенно обрел негласный статус культового режиссера современности, соответствие которому он потом еще не раз доказывал своими работами. Затем была лента «Про уродов и людей», отмеченная премией «Ника» как лучший игровой фильм, «Морфий», «Война», «Кочегар», причем каждая из них удостоилась множества наград в различных номинациях.
Творческая биография Алексея Балабанова почти с начала приковывает к себе внимание, и дело не только в реакции зрителей и кинокритиков. Режиссера обвиняли в жестокости и не политкорректности, а на картину «Груз 200» кассиры отказывались продавать билеты. Как говорил Виктор Сухоруков, сыгравший не одну роль в кинофильмах Балабанова: «Он вызывал отторжение, раздражение до «не рукопожатия», но был гениальным режиссером своего времени».
Детство и юные годы
Алексей Балабанов родился 25 февраля 1959 года в Свердловске (сейчас Екатеринбург). Тогда его родители были студентами: отец заканчивал обучение на юридическом, а мама – последний курс в медицинском. После защиты диплома Октябрин Балабанов трудоустроился корреспондентом в молодежное издание «На смену», а затем ушел в Свердловскую киностудию на должность редактора научно-популярных кинофильмов. По сценариям Балабанова-старшего снято несколько лент.
Мама Инга Балабанова после рождения Алексея вернулась к учебе – девушка поступила в ординатуру и погрузилась в научную работу. Докторскую она защитила в 35 лет, а в 1972 году возглавила Свердловский институт физиотерапии и курортологии. В связи с работой женщине приходилось много ездить в командировки и бывать за границей.
Работе родители Алексея посвящали большую часть суток, а на воспитание сына времени не оставалось. Балабанов-младший с детства мечтал путешествовать и понимал, что для этого нужно знать языки. Видя стремления сына, родители отправили его в школу с углубленным изучением иностранных языков, поэтому английский мальчик начал штудировать со 2-го класса.
Будучи подростком, Алексей Балабанов с товарищем Женей Горенбургом организовал рок-группу «Кери», в которой будущий кинодеятель играл на гитаре. Парни исполняли хиты культовых групп: The Beatles, Deep Purple. Школу Алексей окончил в 1976 году.
На торжественное вручение аттестата зрелости юный хулиган пришел без двух зубов – перед выпускным подрался из-за девушки. После школы Балабанов отправился в Нижний Новгород, где поступил в Горьковский пединститут иностранных языков, выбрав специальность переводчика.
В 1980-м будущий режиссер стажировался полгода в Великобритании, изначально пожил в Лондоне, а после в Манчестере. Из длительной поездки юноша привез чемодан пластинок модных зарубежных исполнителей. По возвращении в Россию Алексей вел университетские дискотеки в качестве диджея.
Он регулярно посещал кинотеатры и заносил в дневник свои впечатления от просмотренных фильмов. Именно тогда он решил, что будет работать в кинематографе. Неважно кем, главное в кино. В 1981 году после окончания вуза Алексея забрали в армию.
В военкомате ему предоставили выбор из двух вариантов: авиация с полетами на Ближний Восток либо служба в Эфиопии. Юноша предпочел первое. Для успешного прохождения медкомиссии Балабанову, страдающему близорукостью, пришлось выучить табличку для проверки остроты зрения наизусть, ведь к полетам допускали исключительно видящих все ее строчки.
Из авиации Алексея уволили почти перед демобилизацией. Причиной стало опоздание на рейс, из-за покупки пластинки, а затем отправка товарищу анекдота про Брежнева – генерального секретаря ЦК. Его перевели в ВМФ и оправили переводчиком в столицу Латвии на верфь по наладке и ремонту подлодок.
Первые фильмы, путешествия и рок
Демобилизовался Балабанов в 1983-м. Отцу удалось уладить вопрос с поступлением Алексея во ВГИК на сценарный факультет научно-популярных кинофильмов. Однако там будущий режиссер долго не задержался – на первом экзамене педагог раскритиковал созданный им рассказ «День рождения», и начинающий кинодеятель забрал документы из вуза.
Алексей вернулся домой и трудоустроился в Свердловскую киностудию 3-м помощником режиссера. По работе он много ездил на Крайний Север, в Сибирь, на Дальний Восток. Досуг Алексей Балабанов проводил, пропадая в рок-клубе, где познакомился, а затем подружился с легендарной командой Nautilus Pompilius.
В 1987 году талантливый парень поступил в столице на Высшие режиссерские курсы. Попал он к знаменитому режиссеру Борису Галантеру и обучался на его курсе «Авторское кино». В этом же году студент снял первую короткометражку «Раньше было другое время».
Лента возникла неожиданно – товарищ студент-оператор попросил Алексея помочь с курсовой работой. Тот за ночь набросал сценарий и пригласил исполнить роли своих друзей-музыкантов. Сюжетом стала история девушки, преданной возлюбленным. Действия проходили в ресторане, где выступали Nautilus Pompilius. Позднее Балабанов создал еще две картины, куда также пригласил музыкантов культового коллектива.
В 1990-м Алексей завершил обучение и отправился в Ленинград. Сергей Сельянов, с которым они познакомились в столичном общежитии и подружились, помог начинающему кинодеятелю устроиться на работу на Ленфильм в мастерскую к самому Алексею Герману – известнейшему режиссеру.
Спустя год молодой кинодеятель занялся созданием картины «Счастливые дни», взяв для сценария произведения ирландского писателя – С. Беккета. Главный герой (Виктор Сухоруков) – человек без прошлого и имени, бродит по улицам и при встрече с людьми меняет свой облик. Затем была лента по произведению Кафки «Замок».
К 100-летнему юбилею кинематографа он выпустил короткометражную ленту «Трофимъ», вошедшую в альманах «Прибытие поезда». После этой картины Балабанов планировал приступить к созданию своего, ставшего впоследствии любимым, творения – «Про уродов и людей».
Сценарий кинокартины был написан, но идея про первых производителей порнографии не нравилась продюсерам, а у самого режиссера средств на съемки не было. Балабанову пришлось, чтобы заработать, снять кино для широкой публики про криминал.
«Брат», «Про уродов и людей»
Так появился ставший мгновенно культовым кинофильм «Брат». В 1996 году на «Кинотавре» Алексей Октябринович познакомился с Сергеем Бодровым, удостоившимся награды за «Лучшую мужскую роль» в картине «Кавказский пленник». Режиссер вспоминал, Бодров ему так понравился, что Балабанов предложил ему снять фильм, но предупредил, что средств для съемок нет.
Актер, не думая, согласился работать бесплатно и очень вдохновился идеей «Брата». Алексей Октябринович и Бодров быстро сработались и подружились. Бюджет картины был ничтожный – 100 тысяч долларов. Экономить пришлось на всем, снимали на дачах знакомых и квартирах друзей, играли в собственной одежде. Без гонорара работали В. Сухоруков и С. Письмиченко.
«Повезло воспользоваться пленкой, оставшейся от иностранцев, снимавших «Анну Каренину», у кого была машина – возили, гримерши варили сосиски с картошкой на обед», – рассказывал режиссер о рабочих буднях съемок «Брата». Картина была готова через 31 день и в 1997 году вышла на экраны. Данила Багров сразу же стал «героем нового поколения», а лента – культовой.
Огромное внимание Балабанов уделил музыке – в фильме приняли участие рок-коллективы Nautilus Pompilius, «Чиж», «Колибри», «Аквариум» и гитарист «ДДТ». Киноленту показали на каннской передаче «Особый взгляд». «Брат» удостоился «Золотой медали» на фестивале в Триесте (Италия), Гран-при «Кинотавр» и премии «Ника», как лучший фильм.
Благодаря коммерческому успеху киноленты, Алексей Октябринович добрал недостающую сумму и возвратился к незаконченному творению «Про уродов и людей». Этот кинофильм режиссер снимал в собственной коммуналке в Петербурге – высоченные потолки и старинная голландская печь отлично создавали атмосферу начала XX века.
По сюжету фильма господин Иоганн помешан на порнографических снимках и собирается сделать хобби своим заработком. Главных персонажей исполнили В. Сухоруков и С. Маковецкий, не раз уже снимавшиеся в картинах Алексея Октябриновича.
Через пару лет режиссер занялся второй частью киноленты «Брат». Он решил продолжить историю полюбившихся персонажей, но сделать ее в комедийном жанре. Часть эпизодов отсняли в Америке, а сам творец вздыхал: «Брат-2 – попсовое дорогое кино, и зрителю больше нравится, чем первая часть… когда его смотрят, реагируют иначе». В этой ленте музыки прозвучало еще больше, нежели в первой – «Сплин», «БИ-2», Земфира, «Океан Эльзы», Чичерина, «Агата Кристи».
Одновременно Балабанов работал над сценарием картины «Река», повествующей о жизни прокаженных якутов, но актриса, исполняющая главную героиню, погибла в автокатастрофе, и съемки пришлось прекратить. Позднее отснятый материал решили смонтировать как короткометражку, а эпизоды соединить закадровым текстом.
В 2002 году режиссер выпустил фильм «Война», где показал реалии 2-й чеченской войны. Для достоверности картины актеры сидели в вырытых окопах, так как Балабанов считал, что нельзя снимать фильмы про войну в павильонах. Для максимальной правдоподобности Алексей Октябринович приглашал непрофессионалов – большинство чеченцев исполнили местные парни, а русских солдат – реальные военные.
«Груз-200», «Морфий» и «Кочегар»
20 сентября 2002 года во время съемок в Кармадонском ущелье погиб Сергей Бодров – близкий друг Балабанова. Алексей Октябринович тяжело переживал утрату. Желая помочь товарищу выйти из кризиса, Аркус Сельянов, один из друзей режиссера, предложил тому снять две картины по чужим сценариям. Балабанов сперва выпустил черную комедию под названием «Жмурки», а затем трогательную мелодраму «Мне не больно».
Немного отвлекшись, в 2007 году он погрузился в работу над кинокартиной «Груз-200». Этот фильм создавался молниеносно – сценарий режиссер написал за месяц, и полтора ушло на съемки. Сюжетом ленты стала реальная история девушки, похищенной милиционером. Картина резко выделялась количеством насилия и шокирующей жестокости.
После прочтения сценария Е. Миронов и С. Маковецкий решительно отказались от главной роли, и в основного персонажа перевоплотился Алексей Полуян. Анжелику исполнила Агния Кузнецова, бывшая на тот момент студенткой Щукинского. «Груз-200» вызвал амбивалентные эмоции у зрителя. Когда лента вышла в прокат, кассиры отговаривали посетителей от просмотра и не желали продавать билеты. На фестивале «Кинотавр» Балабанов получил первый приз.
Снимать картину «Кочегар» гениальный кинодеятель начал в свой день рождения в 2010 году. Критики отметили, что главный герой похож на Алексея Октябриновича: тельняшка, панама (афганка), а малюсенькая кочегарка Скрябина – отражение внутреннего состояния Балабанова – растерянного, запертого и чувствующего приближение смерти.
Еще более «автобиографическая» картина, ставшая последней в его жизни – «Я тоже хочу», созданная в 2012 году. В ней пятеро людей устремились к мистической Колокольне счастья. В фильме Балабанов сыграл себя, по сюжету счастье ему не положено. Это первый фильм режиссера, когда он использовал цифровую камеру.
Личная жизнь
Алексей Балабанов был женат дважды. С первой женой Ириной он познакомился в столице, когда приехал обучаться на Высшие курсы режиссеров и сценаристов. У них родился сын Федор, но это брак не спасло. Через 2 года Алексей и Ирина решили расстаться.
Со второй супругой Надеждой Васильевой режиссер познакомился на съемках кинокартины «Замок», где девушка работала художником по костюмам. В 1995 году Надежда одарила Балабанова вторым ребенком – сыном Петром.
Последние годы Алексей Октябринович провел в кругу близких людей. С ним была любящая участливая жена и сыновья. Скончался Алексей Октябринович Балабанов 18 мая 2013 года. Официальной причиной смерти указывается сердечный приступ. Но его супруга считает, что виной стал резкий отказ от курения и алкоголя, к которым гениальный кинодеятель был неравнодушен.
В то время Алексей Октябринович находился в санатории «Дюны» в небольшом городке Сестрорецке неподалеку от Петербурга и трудился над очередным сценарием. Похоронен режиссер в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище. Несмотря на экономическое образование Федора, работа отца его очень интересовала. После ухода режиссера из жизни сыновья решили при помощи его коллег завершить начатые проекты гениального творца.
Интересные факты
- Одна из лучших композиций Вячеслава Бутусова – знаменитая «Я хочу быть с тобой» была написана в квартире Балабанова в городе Свердловске. Позднее режиссер вспоминал: «Мы сидели, выпивали, а потом он вышел с кухни и запел. Сразу было понятно, что это суперхит. Играл Бутусов на моей гитаре».
- Любимая одежда Балабанова – тельняшка. Кинодеятель носил ее везде – дома, в гостях, на съемках. Для фестивалей костюм и белую рубашку Алексей Октябринович брал напрокат.
- Еще учась на режиссерских курсах, Балабанов грезил снять кино по книге В. Набокова «Камера обскура». Однако не смог приобрести права на экранизацию романа – не получилось договориться с сыном великого писателя.
Частые вопросы
Балабанов все свои фильмы, кроме одного, снимал на пленку, в отличие от большинства режиссеров, предпочитающих цифровую съемку. На вопросы и недоумения он отвечал: «Пленка изготавливается из коровьего желатина. Это живая субстанция. Она копит и сохраняет энергию, которую отдает человек. Цифра энергию передать не может, поэтому снимаю на пленке».
Балабанова не раз спрашивали, как он решил заняться режиссурой? На это гениальный кинодеятель вспоминал свое озарение на 3-м курсе лингвистического вуза: «Тогда я понял, что буду работать в кино. Хоть кем, но в кино любой ценой».
Добавить комментарий