Александр Борисович Стефанович – известный российский режиссер, сценарист, продюсер, актер, писатель, драматург и фотограф. Стефановичу присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации. Однако большинство жителей России знают Александра Борисовича как экс-супруга звезды российского шоу-бизнеса Аллы Пугачевой, поэтому биография Александра Стефановича интересует многих.
Детство и юные годы
Будущий режиссер появился на свет в конце 1944 года в городе Ленинграде в непростой период времени. Детство прошло в тяжелые послевоенные годы. Некоторые мальчишки увлекались спортом, Саша был в их числе. Юный Стефанович занимался прыжками в высоту и достиг в этом успеха.
Перед парнем открылись двери школы олимпийского резерва. В подростковые годы Александр начал общаться с ровесником по имени Сергей Соловьев, который в будущем также стал кинорежиссером, известным для многих зрителей благодаря фильму «Асса».
Парни подружились и вместе приняли решение стать режиссерами. Подростки мало что знали о том, какую работу выполняют люди данной профессии, но были уверены, что хотят занимать руководящую должность на съемках фильмов. Друзья поняли, чтобы воплотить мечту в реальность, придется немало потрудиться. Чтобы получить необходимые знания, Сергей и Александр решили заняться самообразованием.
После окончания восьмого класса Александр и Сергей начали работать на телевидении в родном городе. Стефанович был принят на вакансию постановщика, а в пропуске было указано «режиссер-постановщик». Слово «режиссер» Александр добавил самостоятельно. Информация стала правдивой только в 1969 году, когда юноша окончил обучение во ВГИКе, а также специальный курс для режиссеров Льва Кулешова.
В кинематографе
Саша совершал попытки сняться в кино начиная с 14 лет. В 1958 году Стефанович приходил на пробы для картины под названием «Андрейка». Несмотря на фотогеничность юноши, ему отказали из-за небольшой проблемы с дикцией. Саша не мог четко выговорить звук «Р». На 2 курсе института Александр снова решил попытать удачу и пришел на пробы для главной роли в фильме «Прощай».
Военная драма Григория Поженяна привлекала внимание будущего артиста, там снимались такие известные актеры, как Жанна Прохоренко, Олег Стриженов, Владимир Заманский, с которыми он мечтал познакомиться. Стефанович переживал, что из-за дефекта речи его снова не примут, однако эта особенность, наоборот, помогла студенту получить желанную роль.
Группа актеров отправилась в Ялту на съемки фильма. Александр всегда с улыбкой вспоминал этот прекрасный период своей жизни. В то время артист жил в Ялте и получал зарплату в десятки раз больше, чем стипендия. Во время прогулок по городу его почти всегда сопровождали поклонницы.
Когда Стефанович перешел на третий курс театрального вуза, юноша получил распределение на производственную практику. Студента направили на «Ленфильм», но он сомневался в том, что работа там поможет ему приобрести необходимый опыт.
Однажды Александр стал случайным гостем Ленинградского телевидения, где ему дали четкое и очень интересное поручение. Стефановичу предстояло снять документальный фильм о молодежи. Тогда начинающему режиссеру было всего 23 года, тема кинокартины была ему близка и знакома. Александр с большим рвением взялся за работу и замечательно с ней справился.
Картину часто показывают студентам в процессе обучения, как отличный пример для подражания. После окончания работы над фильмом Стефановичу поступило предложение о работе от Григория Чухрая, легенды советского кино. Он пригласил съемочную группу в «Мосфильм» и выдвинул неожиданную идею – снять киноленту по своему усмотрению.
Молодой Стефанович был очень амбициозным, поэтому для дебютного фильма «Вид на жительство» выбрал таких актеров, как Марина Влади и Владимир Высоцкий. Написанием сценария кинокартины занимался Александр Шлепянов, один из авторов первого фильма о советских разведчиках под названием «Мертвый сезон». А Сергей Михалков помогал преодолевать преграды, которые ставила советская цензура.
К сожаленью, старания молодого режиссера не увенчались успехом. Александру назначили встречу на Лубянке, где он услышал неприятную новость. Ему сообщили, что снимать Марину Влади и Владимира Высоцкого на такой студии, как «Мосфильм», не разрешается. Стефанович тогда, конечно, огорчился, но, судя по его словам, Высоцкий был расстроен еще больше. Он восхищался сценарием фильма и позднее выразил свои впечатления в песне «Гололед».
В конечном счете молодому режиссеру пришлось выбрать других людей в качестве актеров для своей киноленты – Альберта Филозова и Викторию Федорову. Стефанович продолжал сотрудничать с Михалковым во время работы над новой картиной «Пена». Это была сатирическая комедия о жизни чиновника, который купил диссертацию. В 1974 режиссер-новатор впервые сотворил музыкальную киноленту под названием «Дорогой мальчик». Этот фильм стал прототипом видеоклипов, которые начали снимать в будущем.
Александр Стефанович задействовал на съемках в кино многих музыкальных исполнителей и даже целые коллективы. При помощи режиссера возможность сняться в кино появилась у Софии Ротару, Александра Розенбаума, а также у групп «Машина времени» и «Песняры».
Стефанович исполнял роли режиссера и сценариста в одиннадцати художественных фильмах. Особое место занимает картина «Кураж». В киноленте зритель знакомится с начинающей певицей Галлой и режиссером Алексом, который занимается ее продвижением по карьерной лестнице.
Фильм был снят по роману Александра Стефановича с таким же названием, который вполне можно назвать автобиографическим. В картине показан яркий период жизни режиссера, когда он питал нежные чувства к Примадонне, рассказывается о незаурядных личностях, которые жили на кураже и шли к своей мечте с задором и отвагой.
В кинофильме секретаршу директора «Мосфильма» сыграла Дина Гарипова, которая принимала участие в «Евровидении». По мнению Александра Борисовича, «Кураж» является особенной картиной из всех, которые были сняты под его руководством.
Многие считали, что фильм «Душа» был снят Стефановичем с целью насолить Пугачевой. Однако весной 2018 года в интервью для одного телеканала Александр опроверг распространенное мнение и рассказал о деталях съемок кинокартины. Примадонна игнорировала установленное расписание съемок, неуважительно относилась к съемочной группе, с первых дней работы было сложно терпеть такое поведение.
Стефанович рассказал о том, как звезда шоу-бизнеса потом пыталась вернуться на съемки фильма и требовала поменять режиссера, однако руководство «Мосфильма» отказало ей, отметив, что может менять исключительно актерский состав. В итоге главную роль в картине исполнила София Ротару.
Литературная деятельность
В творчестве Александра Стефановича нашлось место для писательской деятельности. Режиссер добился немалых успехов и в литературе. Вначале 2000-х Стефанович вместе с Эдуардом Тополем опубликовали произведение под названием «Я хочу твою девушку». Роман положил начало библиографии писателя.
В 2001 свет увидели рассказы Александра Борисовича, собранные в книге под названием «День божоле». После небольшого перерыва в литературной деятельности Стефанович издал книгу «Человек из Останкино», из которой можно узнать множество тайн телевидения. Издание получило премию Союза журналистов России. Для написания романа «Никас Великолепный» Александр Борисович взял за основу яркую личность известного художника нашего времени Никаса Сафронова.
Интересные факты
- Стефанович очень любил путешествовать, много дней провел в дороге. Ему удалось объехать Европу, также режиссер четыре раза посетил Африку.
- В 2010 Александр Борисович получил орден Дружбы как награду за ценный вклад в развитие культуры страны.
- Стефанович также был фотохудожником, его работы попали не только на российские, но и на международные выставки.
Личная жизнь
В студенческие годы Стефанович был влюблен в актрису Наталью Богунову, звезду кинофильма «Большая перемена». Александр и Наталья вступили в брак и прожили вместе 7 лет. За это время дети у них так и не появились. Богунова утверждала, что так решил Стефанович из-за нестабильности отношений. Супругам сложно было найти компромисс, они постоянно ссорились, а потом следовали бурные примирения.
Но, по словам режиссера, после того как Александр и Наталья развелись, им удалось остаться в дружеских отношениях. Стефанович был счастлив, что находился в отношениях с такой прекрасной женщиной, которая была для него эталоном красоты. Из слов племянника Богуновой, можно сделать вывод, что она любила Стефановича на протяжении всей жизни, больше не захотела выходить замуж.
Спустя 3 года после распада прошлого брака, в 1976, Александр снова решил жениться. Избранницей стала восходящая звезда шоу-бизнеса Алла Пугачева. Молодые люди познакомились благодаря общему другу – поэту Леониду Дербеневу. В тот период времени Пугачева только получила награду «Золотой Орфей» и еще не имела большой популярности, а Стефанович о ней не знал.
Леонид надеялся, что Александр поможет малоизвестной певице с «раскруткой», возможно, пригласив исполнить роль в одной из кинокартин. В тот время Алла Пугачева исполняла песни, которые сочинял Леонид Дербенев и Александр Зацепин. Ожидания Леонида вскоре оправдались.
Александра Стефановича привлекла такая яркая и талантливая личность, как Пугачева, и вскоре они приняли решение быть вместе. В интервью Александр поделился, что через день появилась идея создать Театр песни Аллы Пугачевой. В другом интервью Стефанович рассказал, как они поспешно сыграли свадьбу с певицей из-за того, что его ожидала командировка, а Пугачевой нужно было ехать на гастроли.
Александр Стефанович говорил, что превзойти Аллу Пугачеву в СССР могут только Лариса Долина и Ирина Понаровская, у них были сильные вокальные данные. Затмить конкуренток Алле должен был помочь артистизм. Нужно было правильно обыграть каждый сантиметр пространства и любые предметы реквизита, каждая песня должна была стать спектаклем.
По указанию новоиспеченного продюсера тексты песен для Пугачевой писали только русским языком от первого лица, а часто использовали темы о трудной женской судьбе и поисках любви. Александру Борисовичу удалось создать образ Примадонны, которую до сих пор любят миллионы поклонников.
К 1981 году чувства супругов охладели, они приняли решение развестись, семьи больше не существовало. Стефанович больше не был женат официально. Режиссер близко общался с Аллой Мочернюк, которая снялась в фильме «Начни сначала», с последней «Мисс СССР» Юлией Лемиговой. А в 2011 году Стефанович предложил Ангелине Вовк выйти за него, а женщина ответила, что подумает. Многие посчитали предложение шуткой.
Смерть
В начале лета 2021 года СМИ начали распространять информацию, что Александр Борисович попал в больницу с коронавирусом. Но Стефанович утверждал, что новости – слухи. Анализ на COVID-19 показал негативный результат, поэтому мужчина был уверен, что болеет обычным ОРЗ. 14 июля 2021 года Александр Борисович умер. Причина смерти талантливого режиссера – обширное поражение легких, вызванное коронавирусной инфекцией.
Добавить комментарий