Пегова Ирина Сергеевна (р. 1978) – российская актриса кино и театра. Дважды становилась лауреатом престижной театральной премии «Золотая маска». В 2012 году ей присвоено звание Заслуженной артистки России.
Детство
Ира появилась на свет в Горьковской области (сейчас Нижегородская) в небольшом городке Выкса 18 июня 1978 года.
Папа, Сергей Захарович, был профессиональным спортсменом (лыжник и легкоатлет), бегал марафоны, выигрывал чемпионаты Горьковской области. Потом стал работать тренером и преподавал в школе уроки физкультуры. Мама, Вера Александровна, трудилась на металлургическом заводе учётчицей, а потом бухгалтером, к спорту никакого отношения не имела. Тем не менее, каждые выходные семья проводила активно. У Иры есть ещё старшая сестра Таня, все вместе они отправлялись в походы или на рыбалку, а зимой катались на лыжах. Когда Ира родилась, её родной дядя подарил альбом для фотографий, в котором сделал подпись: «Будущей олимпийской чемпионке».
Она действительно в детстве очень увлекалась спортом, ходила на разные секции – лёгкую атлетику, плавание, художественную гимнастику, фехтование, конный спорт. Папа с ранних лет прививал своим дочерям любовь к спортивным занятиям, режиму и здоровому образу жизни. Ирина не помнит, чтобы хоть один её день начинался без зарядки. Но в будущем связать свою жизнь Пеговой хотелось с какой-нибудь творческой профессией.
И по папиной, и по маминой линии все родственники были невероятно музыкальными. Оба они родились и выросли в деревне, песни пели с утра до вечера – и когда на сенокос шли или грядки пропалывали, и когда садились за стол обедать. Почти вся папина родня здорово играла на музыкальных народных инструментах (гармошка, балалайка).
Поэтому и Ира мечтала быть певицей с ранних лет. Как и все дети советского времени, она любила песни Аллы Пугачёвой и Софии Ротару, попозже появились зарубежные кумиры – Эдит Пиаф, Шаде, Майкл Джексон. А в подростковом возрасте зажигала на дискотеках под песни «Миража», «Ласкового мая» и «Сектора газа». Особенно Ира любила подражать Примадонне советской эстрады. Девочка придумала свой образ, из волос собирала три хвостика, объявляла громко: «Поёт трёххвостая Алла Пугачёва!» и устраивала сольный концерт для родителей и сестры.
Хотя в детстве у Иры не было пышной шевелюры. Вся мамина родня имела шикарные кудри. По папиной линии волосы у всех были упрямо прямыми и очень густыми. Мама переживала, почему же у дочки выросло всего три волосины в два ряда? Хвостики, которые Ира сооружала на голове, выглядели куцыми. Её долгое время стригли под мальчика, думали, что из-за этого шевелюра станет погуще. А потом мама принялась активно использовать народные средства, делала дочери маску для волос из яйца и репейного масла, втирала в кожу головы отвар крапивы. И это помогло, сейчас Пегова может похвастаться превосходными локонами и косами.
Ира росла худеньким ребёнком, пугая родителей торчащими лопатками и рёбрами. А когда вдобавок ко всему была коротко подстрижена, то часто слышала в свой адрес в общественном транспорте: «Мальчик, передай кондуктору за проезд!» Но она на это ни капельки не обижалась, потому что и впрямь была настоящая пацанка, девчачьи игры с куклами её не привлекали. Лучшими друзьями во дворе были мальчишки, с которыми Ира обожала лазать по деревьям.
Юность
Своей внешности в детские и подростковые годы Пегова особого значения не придавала, а родители, наоборот, постоянно твердили ей, что она красавица. В школе Ира всегда была девочкой активной и тусовочной. Никогда никто её не задирал, не обзывал, даже когда стала немного поправляться. А вот если кого-то поскромнее начинали гнобить и обижать, Ирина всегда первая, как положено хорошей пионерке, устраивала собрания и разборки на тему, что с товарищами так поступать нельзя.
Будучи старшеклассницей, ей нравилось модничать, втайне брала у старшей сестры в шифоньере на полке колготки из капрона (а если везло, то вообще в сеточку), и отправлялась в них в школу. Нравилась себе в этом наряде невероятно, даже несмотря на то, что колготки были большими и всё время сползали. А в куртке «Аляска», которую сестра хранила для особого выхода, Ира могла помчаться на каток и вываляться в снегу.
А когда Ирину отвозили в Рязанскую область в деревню Тупик к дедушке с бабушкой, она с удовольствием примеряла на себя местную форму одежды – фуфайку и галоши. Ира очень любила проводить каникулы в деревне, дышать чистым воздухом, ходить в лес за ягодами и грибами. Она помогала бабушке с дедушкой таскать снопы во время сенокоса; окучивать, полоть, собирать колорадского жука, а потом копать картошку. Сейчас она говорит, что деревенский период был самым счастливым временем в её жизни.
Помимо общеобразовательной Ирина занималась ещё и в музыкальной школе по классу скрипки. Хотя она не очень была довольна этим музыкальным инструментом, ей больше хотелось играть на фортепиано. И только в последнем классе Пегова поняла, какую великую ценность всё-таки представляет скрипка.
Будучи подростком, Ира приняла участие в областном Нижегородском конкурсе «Хочу стать звездой». После чего, вспомнив свою детскую мечту о карьере певицы, начала заниматься в вокальной эстрадной «Студии 27». Вместе с девочками из коллектива переделывала популярные песни знаменитых певцов, пробовала писать свои композиции, часто они ездили выступать с концертами и даже записывались на профессиональной студии.
Вот только перед зрителями Ирина чувствовала себя не вполне уверенно. Чтобы научиться правильно ходить и разговаривать на сцене, держаться на публике свободнее, Пеговой посоветовали поступить в Нижегородское театральное училище.
Образование
Мама категорически восстала против актёрского будущего дочери, считая, что у людей этой профессии жизнь незавидная, полная пошлости, разврата и вранья. Поэтому для родителей Ира поступила после школы в Нижегородский политехнический институт.
Но в то же время подала документы и в театральное училище. Пегова подумала, что вряд ли удивит приёмную комиссию чтением стихов, поэтому решила ничего не изображать и просто быть собой. Так и вышло, что педагоги заинтересовались именно её природой, по результатам экзаменов Ира была зачислена на драматическое отделение.
Все однокурсницы мечтали о романтических ролях, Пегова же сразу поняла, что её удел – героини характерные, на курсе никто больше не обладал такой фактурой. Ира относилась к категории «девушка из народа». Когда она проучилась пару лет, к ним в учебное заведение заехал столичный режиссёр Пётр Фоменко. Гость побывал на курсе, где училась Пегова, посмотрел, как играют студенты, и обратил на Иру особое внимание, посоветовал ей пробовать свои силы в Москве.
Не хотелось расставаться с педагогами и однокурсниками, но привлекали широкие перспективы и возможности. Летом 1997 года Пегова оставила Нижегородское училище. Оказавшись в столице, она на общих основаниях поступила на актёрско-режиссёрский факультет ГИТИС в мастерскую Петра Фоменко.
Театр
В 2001 году Ирина получила диплом ГИТИС и была зачислена в труппу столичного театра «Мастерская Петра Фоменко». Сразу же молодая актриса была введена в несколько постановок:
- Анфиса Тихоновна в «Волках и овцах»;
- Соня в «Одной абсолютно счастливой деревне»;
- Пелагея Притыкина в «Варварах».
Самой яркой ролью Ирины в этом театре стала судомойка Ирма в спектакле «Безумная из Шайо».
С 2004 года Пегова стала сотрудничать с Московским театром-студией Олега Табакова, где задействована в следующих постановках:
- Наталья Гавриловна Асорина в «Жене»;
- камеристка Сюзанна в «Безумном дне, или женитьбе Фигаро»;
- Софья Александровна в «Дяде Ване»;
- Москва Ивановна Честнова в «Рассказе о счастливой Москве».
Её героиня Соня в «Дяде Ване» принесла актрисе первую театральную награду – премию «Золотая маска» в 2005 году за лучшую женскую роль в категории «Драма». В 2008 году такую же награду и в той же номинации Ира получила за сложную роль Москвы Честновой в постановке «Рассказ о счастливой Москве».
В 2006 году Ира ушла из «Мастерской Петра Фоменко» и начала работать в МХТ имени Чехова. Здесь она довольно быстро стала одной из ведущих актрис, выходит на сцену в следующих классических постановках:
- Маша в «Чайке»;
- Стелла в «Трамвае «Желание»;
- судья в спектакле «С любимыми не расставайтесь»;
- купеческая дочь Купердягина Агафья Тихоновна в «Женитьбе»;
- Царь-девица в «Коньке-Горбунке».
В Московском академическом театре имени Маяковского Ира играет в спектакле «Таланты и поклонники» провинциальную актрису Негину Александру Николаевну. За эту роль в 2013 году в номинации «Актриса года» Пегова получила зрительскую премию «ЖЖивой театр».
В 2012 году актрисе Ирине Пеговой за блистательное исполнение ролей на драматической сцене была вручена российская национальная актёрская премия имени Андрея Миронова «Фигаро» в номинации «Лучшие из лучших».
Кино
В кинематографе Ирина дебютировала в 2002 году с небольшой роли военного ветеринарного врача в фильме «Спартак и Калашников». Но уже следующая работа принесла Пеговой всё, что только возможно в мире кино, – славу, зрительскую любовь, известность на всю страну, награды и кучу предложений о съёмках у лучших российских режиссёров. Это был прорыв – фильм Алексея Учителя «Прогулка» и роль девушки Оли, которая прошла половину города Петербурга с двумя случайными попутчиками, прожив за это короткое время реальную любовную драму.
Получилась очень необычная работа, во многом экспромтная. Конечно, какой-то текст у актёров был, но всё снимали с одного дубля, поэтому импровизации в фильме предостаточно. Но играть с партнёрами Ире было легко и комфортно, так как это были её однокурсники и коллеги по «Мастерской Петра Фоменко» – Евгений Цыганов и Павел Баршак.
В 2003 году фильм «Прогулка» открывал XXV московский кинофестиваль. Ирина Пегова получила главный приз кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге и национальную премию «Золотой Орёл» как актриса, исполнившая лучшую женскую роль.
Спустя год Алексей Учитель позвал Ирину в свою картину «Космос как предчувствие» на роль официантки Лары, любимой девушки главного героя Конька, которого играл Евгений Миронов. В 2005 году на XXVII Московском международном кинофестивале этот фильм взял главный приз «Золотого Георгия».
После двух таких успешных работ Ирина стала одной из самых востребованных актрис в отечественном кинематографе. Ежегодно выходит минимум два-три фильма с её участием.
Особенно зрителям запомнились героини Пеговой в следующих картинах:
- горничная Аннушка в «Пассажирке»;
- Анжелика, дочь Портоса в фильме «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини»;
- добрая мама-балерина в картине «Сказка. Есть»;
- Лиля Синицына в комедии «Пять невест»;
- Лерочка в комедии «О чём молчат девушки»;
- Рита Боброва в комедии «СуперБобровы»;
- главврач родильного дома в «Акушерке»;
- жена директора школы Мария Дронова в комедии «Хороший мальчик»;
- Антонина в мелодраме «Сдаётся дом со всеми неудобствами»;
- репетитор по иностранному языку Елена Михайловна в «Экипаже».
Ирина старается отказываться от съёмок в сериалах, но иногда актрису можно увидеть и в долгоиграющих проектах:
- «Подруга особого назначения»;
- «Спас под берёзами»;
- «Варенька»;
- «Маша в законе»;
- «Петля Нестерова»;
- «Зоя»;
- «Комиссарша»;
- «Доктор Рихтер».
Несмотря на занятость в театре и кино, Ира успела принять участие в телевизионном шоу «Танцы со звёздами», где в паре с профессиональным танцором Андреем Козловским стала победительницей.
Личная жизнь
В октябре 2004 года в Варшаве Ира познакомилась с актёром Дмитрием Орловым. Здесь на кинофестивале Дима представлял фильм «Небо. Самолёт. Девушка», а Ирина «Прогулку». До этого Орлов уже видел Пегову в спектаклях, она ему очень нравилась, но он считал, что отношений с актрисами заводить не стоит. Тем не менее, прогулки под луной в Варшаве сделали своё дело. Вернувшись в Москву, они стали жить вместе. Меньше чем через год после знакомства, в сентябре 2005 года Ира с Димой поженились.
В январе 2006 года у супругов родилась дочь Таня. Их считали идеальной парой, Дмитрий неоднократно рассказывал в интервью, как его талантливая жена прекрасно справляется с ролью матери и хозяйки.
Они прожили семь счастливых лет, построили дом, о котором долго мечтали, но в 2012 году пара объявила о разводе. Сейчас Ира одна, посвящает себя полностью ребёнку, утверждает, что пока ей хорошо в одиночестве.
Добавить комментарий