Радзинский Эдвард Станиславович (р. 1936) – знаменитый российский писатель и историк, драматург и сценарист, телевизионный ведущий. Является автором популярных книг и телефильмов, посвящённых российской истории.
Родители
Эдвард появился на свет в Москве 23 сентября 1936 года.
Его папа, Радзинский Станислав Адольфович, 1889 года рождения, имел польское происхождение, родом был из Одессы. В 1917 году окончил Новороссийский университет, получил образование юриста. С восторгом приветствовал Февральскую революцию, так как сам был интеллигентом-демократом, а своим идолом считал Павла Милюкова – вождя партии кадетов.
Несмотря на приобретённую профессию юриста, всю жизнь занимался литературной деятельностью. После революции его статьи и рецензии под псевдонимом Уэйтинг печатались в одесских изданиях «Шквал», «Одесский листок», «Жизнь». Во второй половине 1920-х годов, как и многие другие одесские литераторы, уехал в Москву. Здесь он тесно сдружился со знаменитыми советскими драматургами Юрием Олешей и Эдуардом Багрицким. Станислав Адольфович написал сценарии ко многим кинофильмам, в 1937 году стал членом Союза писателей СССР.
Мама, Радзинская Софья Юрьевна (девичья фамилия Жданова). Её родители были родом из Некоузского района Ярославской области. Потом они перебрались в Рыбинский район, где и появилась на свет Софья. Будучи взрослой, Соня уехала в Москву, получила профессию старшего следователя и познакомилась со своим мужем Радзинским Станиславом.
Детство и юность
Родители с ранних лет старались привить Эдварду высокие нравственные начала, которые не поддавались влиянию времени и государственного строя. Постоянное общение с отцом, представителем русской интеллигенции, способствовало тому, что мальчик рос развитым не по годам.
Когда началась война, Эдварду не было и пяти лет. Семью отправили в эвакуацию в Ташкент, где их соседкой была поэтесса Анна Ахматова. В конце 1942 года Радзинские вернулись в Москву.
В школе Эдвард учился хорошо, особенно любил литературу. Как и все друзья-мальчишки, обожал футбол, был вратарём дворовой команды. Также его увлекали и другие виды спорта – бокс, плавание, лёгкая атлетика, беговые лыжи. Но больше всего он любил бегать, этой привычки придерживается всю жизнь. Во всём и всегда стремился быть первым, с детства научился не останавливаться перед трудностями, а преодолевать их.
Литературная деятельность отца оказала огромное влияние на развитие творческого потенциала и у сына. Эдвард достаточно рано занялся сочинительством, а когда парню было шестнадцать лет, опубликовали его первое произведение.
Образование и студенчество
Получив аттестат о среднем образовании, Радзинский продолжил учёбу в Московском историко-архивном институте. Среди его преподавателей был знаменитый историк Зимин А. А.
В период студенчества молодой человек сильно увлёкся деятельностью и работами известного русского лингвиста, переводчика и театрального деятеля XIX века Герасима Лебедева, который был первым русским индологом, изучавшим калькуттскую грамматику и культуру Индии. Его творчество стало темой дипломной работы Эдварда, которую впоследствии перевели на несколько языков и напечатали в издании «ЮНЕСКО-информейшн».
После этого Радзинский познакомился и стал переписываться с учёным из Индии Магадевом Прасадом Саха, который также занимался изучением трудов Лебедева. Это увлечение позднее нашло отражение в произведении Радзинского «Мечта моя…Индия», поставленном в 1958 году в Московском театре юного зрителя. Спектакль имел такой успех, что Радзинской помимо документальных статей всё больше времени стал уделять написанию пьес.
Театр
Уже второе произведение, написанное драматургом Радзинским, принесло ему известность. В 1964 году по пьесе «104 страницы про любовь» режиссёр Анатолий Эфрос поставил спектакль в театре Ленинского комсомола. Вслед за Ленкомом за постановку взялся Георгий Товстоногов (руководитель Ленинградского БДТ). Популярные режиссёры дали старт многим театральным коллективам Советского Союза, и уже спустя полгода спектакль шёл во многих крупных городах.
Грустная история о человеческих отношениях и любви прокатилась по советским городам с таким оглушительным успехом, что кинорежиссёр Георгий Натансон в 1968 году взялся за съёмки художественной картины «Ещё раз про любовь». Главные роли в ней играли Александр Лазарев и Татьяна Доронина.
После этого началось длительное и плодотворное сотрудничество драматурга Эдварда Радзинского с ведущими театральными режиссёрами страны – Гончаровым, Виктюком, Фокиным. Радзинский писал пьесу за пьесой, и ни одна из них не легла на пыльную полку, ставились все до единой. Независимо от жанра, зрители принимали его работы с восторгом:
- «Театр времён Нерона и Сенеки»;
- «Турбаза»;
- «Монолог о браке»;
- «Я стою у ресторана: замуж – поздно, сдохнуть – рано»;
- «Беседы с Сократом»;
- «Чуть-чуть о женщине»;
- «Она в отсутствии любви и смерти»;
- «Наш Декамерон, исповедь пасынка века»;
- «Продолжение Дон-Жуана»;
- «Обольститель Колобашкин»;
- «Старая актриса на роль жены Достоевского».
Спектакли по его произведениям ставили не только в СССР, многие пьесы были переведены на другие языки и с успехом шли в Нью-Йорке, Париже, Копенгагене.
Кино
Не менее плодотворным было сотрудничество Эдварда с отечественным кинематографом. Захватывающие сюжеты, тонкая психология, интересные развязки – всё это присутствовало в сценариях талантливого автора. По его произведениям снимали фильмы:
- «Улица Ньютона, дом 1»;
- «Чудный характер»;
- «Москва, любовь моя»;
- «Каждый вечер в одиннадцать»;
- «День солнца и дождя»;
- «Ольга Сергеевна».
Телевидение и литературная деятельность
В середине 1980-х годов Радзинский стал завоёвывать телевидение. Посмотрев хотя бы один выпуск его передачи «Загадки истории», зрители с нетерпением ждали следующий. Этот исторический альманах демонстрировался не только на российских, но и на западных каналах.
Особенный интерес вызвали программы о русских царях: Иване Грозном, Петре I, а также о царском любимце Распутине, вожде пролетариата Ленине и Сталине. Уже совсем скоро Радзинского стали называть бесспорным лидером среди телевизионных ведущих.
За свои успехи на телевидении Эдвард получил не одну награду:
- премию Святых Кирилла и Мефодия;
- Премию «Литературной газеты»;
- телевизионную премию «ТЭФИ» (четыре раза);
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
С 1990-х годов Эдвард приобрёл ещё и славу писателя, из-под пера которого выходили исторические произведения. Он писал простым и доступным языком, особенную популярность среди его прозаических сочинений приобрели книги «Сталин» и «Расстрел Николая II и его семьи».
Первая супруга и сын
Радзинский был женат трижды, и каждый раз судьба сводила его с прекрасными известными женщинами.
Его первой женой стала актриса и сценарист Алла Гераскина. Её мать – замечательная советская писательница Лия Гераскина, по произведению которой сняли художественную картину «Аттестат зрелости», а по книге «В стране невыученных уроков» мультики «Казнить нельзя помиловать» и «Полтора землекопа».
Алла после педагогического института в Ленинграде потом ещё отучилась в Щукинском театральном училище. Но, получив актёрскую профессию, большую часть жизни посвятила литературной деятельности. Она занималась переводами стихов и романов с французского языка, заведовала литературным отделом в Театре миниатюр, ей принадлежали сценарии к популярному в Советском Союзе «Кабачку 13 стульев».
В июле 1958 года у Эдварда и Аллы родился сын Олег. В одиннадцатилетнем возрасте мальчик получил перелом позвоночника и в течение двух лет пробыл в гипсе. После школы он учился в МГУ на филологическом факультете, затем окончил ещё и аспирантуру.
В 1982 году за чтение антисоветской литературы (статья за антисоветскую пропаганду и агитацию) Олега арестовали. Какое-то время он провёл в Лефортовой тюрьме, потом был отправлен в Томскую область в лагерь строгого режима. Всего был назначен срок шесть лет, но в 1987 году в период перестройки его освободили и выслали из страны.
Олег Радзинский уехал в США, где окончил Колумбийский университет, получив в области международных финансов степень магистра. После учёбы работал в Америке инвестиционным банкиром. В 2002 году Олег выкупил российский «Рамблер», спустя 4 года продал его бизнесмену Потанину и заработал на сделке полтора миллиарда долларов.
После этого обосновался с семьёй в Европе (имеется недвижимость в Великобритании и Франции) и занялся литературной деятельностью. Опубликованы его сборники рассказов «Иванова свобода» и «Посещение», фантастический роман «Агафонкин и время». Наибольшую популярность приобрёл роман «Суринам» о жизни самого автора, сексе, поисках Бога, колдовстве вуду и многом другом.
Первая супруга Эдварда в 1988 году тоже уехала в США вслед за сыном, она носит фамилию по мужу Радзинская, занимается написанием книг. Самая известная «Не отражаясь в зеркалах», где Алла делится с читателями воспоминаниями о своих друзьях из актёрской, режиссёрской и писательской среды.
Другие браки
Второй раз Радзинский женился на одной из самых талантливых и красивых актрис советского кинематографа Татьяне Дорониной. Она до этого уже побывала замужем за актёром Олегом Басилашвили.
Когда у Дорониной начались отношения с Радзинским, она состояла в браке с театральным критиком Анатолием Юфитом. По пьесе Эдварда в театре БДТ как раз ставили спектакль «104 страницы про любовь», где главную роль играла Татьяна. Радзинский присутствовал на репетициях, где и познакомился с Дорониной. Он говорил потом, что не влюбиться в неё было невозможно, когда она играла на сцене и её шикарные волосы развивались на фоне чёрного занавеса, нельзя было оторвать глаз. Татьяна также проявила к Радзинскому ответные чувства, их роман развивался весьма стремительно.
Как только у Дорониной произошла с мужем серьёзная размолвка (он не приехал на вокзал встретить её, когда актриса вернулась с гастролей), Эдвард воспользовался моментом и сделал ей предложение. Татьяна ответила взаимностью, ушла из БДТ в МХАТ и в 1966 году переехала из Ленинграда в Москву к новому мужу.
Она стала для него не только женой, но и музой. Драматург писал свои пьесы именно под неё, а Татьяна потом играла в них главные роли. Брак продержался два года.
Третий раз Эдвард женился на советской актрисе кино и театра Елене Денисовой-Укращёнок. Она известна ролью секретарши Виржинии Ренуар в картине «Ищите женщину». Но на пике популярности Лена оставила кино, уверовала в Бога и полностью поменяла свой образ жизни. Сейчас она совместно с храмами занимается реабилитационными программами по спасению людей, зависимых от алкоголя и наркомании. Также работает на радио, где читает стихи на Библейские темы.
Лена моложе Радзинского на 24 года, тем не менее, этот брак писателя оказался наиболее удачным, супруги во всём поддерживают друг друга в трудные минуты.
Увлечения и хобби
Радзинского долгое время не выпускали из страны, а когда разрешили выезд, на него тут же посыпались приглашения от представителей разных государств – остаться у них на постоянное жительство. В одной скандинавской стране ему предлагали должность в университете. Но у самого Эдварда ни разу даже мыслей об эмиграции не было. Ведь это так тяжело, особенно для писателей, потому что теряется океан своего родного языка. Хотя Радзинский каждый раз, прилетая в другую страну и спускаясь по трапу самолёта, сразу же начинает жить там, куда приехал.
Например, он особенно сильно любит Париж. Раньше проводил в этом городе по полгода. Останавливаться в больших парижских отелях Эдварду не нравится. В Латинском квартале есть одна маленькая уютная гостиница, куда он приезжает, как к себе домой. Персонал его отлично знает, у Радзинского там есть свой номер, и, если он занят на момент приезда Эдварда, руководство гостиницы даже переселяет людей в другую комнату под предлогом ремонта.
В этом отеле писателю замечательно работается, а по утрам он совершает пробежки в Люксембургском саду, где, как ему кажется, до сих пор бродят тени Модильяни, Бомарше, Ахматовой, Гюго и Демулена.
Зимой на даче в Красновидово Радзинский пробегает на лыжах по 10-15 километров ежедневно. А летом он любит побродить в одиночестве по лесу и полям.
Добавить комментарий