Тищенко Борис Иванович (1939-2010) – российский композитор, представитель питерской культурной элиты. Профессор, преподавал в Санкт-Петербургской консерватории композицию. Ему удавалось самые сложные вещи в этом мире превращать в звуки (от «Мухи-Цокотухи» и «Тараканища» Корнея Чуковского до «Реквиема» Анны Ахматовой). Он автор одного из самых потрясающих музыкальных сочинений ХХ века – балета «Ярославна».
Детство
Борис появился на свет в Ленинграде 23 марта 1939 года.
Мальчику едва исполнилось два года, как началась война. Боря с мамой Зинаидой Абрамовной были эвакуированы в Оренбургскую область в посёлок Берды. В доме, где их поселили, постоянно звучали радио и патефон. Слушая музыку с утра до вечера, ребёнок проникался ею. Первыми в его сознании отпечатались изумительные песни военных лет композиторов Блантера, Соловьёва-Седого, Мокроусова.
Мальчику настолько нравилась музыка, что уже в семилетнем возрасте он твёрдо решил стать композитором, хотя не знал на тот момент ещё ни одной ноты. В них он стал разбираться лишь к двенадцати годам, и огромная роль в этом принадлежит его маме. Впоследствии они вдвоём много музицировали романсы Чайковского и песни Шуберта, а вальс Вебера играли на фортепиано в четыре руки. Мама научила сына по-настоящему любить музыку, благодаря ей он пришёл в этот мир искусства.
Детство Бориса было, как и у всех послевоенных мальчишек, счастливым, весёлым, советским. Единственная обида к тому строю и времени, которая осталась в сердце, за маму. Зинаида Абрамовна трудилась на секретной работе, она была экономистом и химиком высшей квалификации. А её родной брат (дядя Бориса) жил во Франции. Они переписывались через их маму (бабушку Бориса), которая жила в отдельной комнатке в коммунальной квартире. Но доброжелательные соседи всё это дело просекли и сообщили куда следует. И мама Бориса в один миг из высококвалифицированного специалиста стала безработной.
Образование
Сочинять музыку Борис начал по ошибке, когда уже вернулись из эвакуации в Ленинград. В школе на уроке музыки учительница сыграла пьесу Шумана «Дед Мороз» и задала детям домашнее задание – написать сочинение на тему «Дед Мороз». Борис не понял, что имелось в виду литературное сочинение, и написал музыкальное. Он тогда только осваивал нотную грамоту и кое-как записал свои «картошки»-ноты. Показал учительнице, она сыграла, а мальчик сказал: «Как красиво!» Ему самому пришлось по душе то, что он придумал.
На уроках пения учительница обратила внимание и на голос Тищенко, отобрала его для участия в школьном хоре, а потом посоветовала маме отвести сына в музыкальную школу. Так Боря в 1951 году стал заниматься в кружке музыки при Доме пионеров и школьников Октябрьского района. Спустя два года он был принят в четвёртый класс музыкальной семилетней школы при консерваторском училище.
Окончив среднюю школу на «отлично», Борис поступил в училище при Ленинградской государственной консерватории имени Римского-Корсакова. Он учился у знаменитого советского композитора и педагога Галины Ивановны Уствольской. По воспоминаниям Бориса, это была не женщина, а сама сила и жёсткость. Всё, что он сочинил до той поры, Галина Ивановна назвала детским лепетом. Всё новое, что он приносил ей (пассажи в миноре с доминантами), она безжалостно громила и кричала: «Это – банально и тривиально!»
В течение двух лет она вот так гоняла студента Тищенко. А затем он в шутку сочинил небольшой канончик и показал Уствольской. Галина Ивановна посмотрела, промолчала и поставила «пять». При этом Борис признаёт, что Уствольская – педагог от Бога, она с огромным энтузиазмом относилась к своему делу, выбивая из студентов дурь и прививая им серьёзные тенденции.
В 1957 году Борис окончил училище и продолжил обучение в консерватории. Он поступил сразу на два факультета – фортепианный и композиторский. Его педагогами по композиции были известные советские композиторы Вадим Николаевич Салманов и Орест Александрович Евлахов. По классу фортепиано он обучался у доцента и гениального пианиста Логовинского Абрама Давидовича.
Окончив в 1962 году консерваторию, Борис продолжил обучение в аспирантуре у профессора, пианиста и композитора Дмитрия Шостаковича, которому впоследствии посвятил две симфонии (№ 3 и № 5).
Творчество
В 1965 году после окончания аспирантуры Тищенко занялся преподавательской деятельностью в Ленинградской консерватории, проводил семинары по современной зарубежной музыке, вёл лекции по инструментоведению. С 1980 года Борис Иванович получил учёное звание доцента, с 1986 года – профессора. Среди его воспитанников много известных композиторов.
Ещё во время обучения в консерватории многие написанные Борисом произведения обрели известность, часть из них впервые прозвучала в авторском исполнении:
- Первый фортепианный концерт;
- Вторая фортепианная соната;
- Третья фортепианная соната.
Ростропович М. Л. в 1963 году попросил Бориса написать Первый виолончельный концерт, а через три года Тищенко исполнил его на международном конкурсе композиторов «Пражская весна-1966» и занял 1-ое место.
Борис Тищенко работал в самых различных жанрах и направлениях. Ему принадлежит музыка, написанная к фильмам:
- «На одной планете»;
- «Гибель Пушкина»;
- «День приёма по личным вопросам»;
- «Дети как дети»;
- «Сергей Иванович уходит на пенсию»;
- «Канувшее время».
Самым значительным сочинением Тищенко стал балет «Ярославна», который он написал по мотивам великого литературного произведения «Слово о полку Игореве». В этой музыке переплелись магистральные линии, которые пронизывают всё творчество композитора – глубокий интерес к русскому фольклору и увлечение музыкой Востока. Наиболее высокой оценкой балета стало высказывание Дмитрия Шостаковича: «Я трижды смотрел балет, и каждый раз меня захватывала выразительность этой русской по духу музыки».
Большинство произведений Тищенко имеет крупный масштаб:
- «Реквием» на стихи Анны Ахматовой;
- хореосимфоническая циклиада «Беатриче» (цикл, состоящий из пяти симфоний, для большого симфонического оркестра);
- «Реквием» памяти принцессы Таиланда Гальяни Вадхана;
- оперетта «Тараканище» к произведению К. И. Чуковского;
- хореографический спектакль в одном действии по мотивам поэмы А. Блока «Двенадцать»;
- балет-сказка по мотивам произведения «Муха-Цокотуха» К. И. Чуковского.
За свои творческие достижения Борис Иванович был награждён Государственной премией РСФСР имени Глинки (1978), премией мэра Санкт-Петербурга (1995), премией Правительства РФ в области культуры (2008).
В 1978 году Тищенко был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1987 году – Народного артиста РСФСР.
В 2002 году Президент России вручил Борису Ивановичу орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Его знаменитая библиотека
Попадая с порога в дом Бориса Ивановича, могло сложиться впечатление, что здесь проживал не музыкант, а великий писатель. Личная книжная коллекция Тищенко включала в себя сотни томов и занимала значительную часть его петербургской квартиры. По воспоминаниям его вдовы, Ирины Анатольевны Донской, Борис Иванович обожал расставлять книги. Когда они в начале 1980-х годов переехали в свою новую квартиру, что окнами выходит на канал Грибоедова, Тищенко почти целый месяц по вечерам занимался расстановкой книг.
Личная библиотека в течение всей жизни формировала духовную ауру композитора и собиралась им до последних дней. Сюда входила коллекция родителей Бориса Ивановича, родителей его жены, то, что ему дарили, и то, что он сам приобретал за долгие годы. Значительная часть коллекции располагалась в гостиной в трёх книжных шкафах-модулях, что в совокупности составляло 18 полок. Здесь находилась художественная литература, которую Борис Иванович лично раскладывал по алфавиту. Наверху он отвёл место музыковедческим изданиям.
Книги были его постоянными спутниками жизни. Он не мог уснуть, если не прочитывал перед сном хотя бы страничку. Любимые его авторы – А. Чехов, Н. Гоголь, А. Пушкин, Я. Гашек. Несколько раз он напряжённо перечитывал «Госпожу Бовари» Г. Флобера, пытаясь в очередной раз изучить лабиринты человеческой души. Борис Иванович ценил острый юмор и шутку, в его кабинете на рабочем столе всегда можно было увидеть мемуары Ф. Раневской, «шаловливые» стихи И. Губермана, рассказы М. Зощенко, сборник афоризмов Д. Рескина.
Личная жизнь
Первой женой Бориса Ивановича была Анастасия Исаевна Браудо, 1942 года рождения, дочь знаменитого советского органиста и исследователя органной музыки Исайи Александровича Браудо. Она родилась в Ленинграде, также окончила консерваторию. Органистка и клавесинистка, широко и много гастролировавшая по Советскому Союзу. Наряду с классикой (Бах, Лист, Боэльман, Вьерн) она первая исполнила органную музыку своего супруга и других современных композиторов (Г. Белова и С. Слонимского). После развода с Тищенко с конца 1970-х годов Анастасия проживает на Западе, концертирует в европейских странах, является Почётным членом жюри Международного конкурса органистов имени И. А. Браудо в Санкт-Петербурге.
Вторая супруга Бориса Ивановича – Ирина Анатольевна Донская, родилась в Ленинграде, окончила консерваторию. Арфистка, является солисткой Санкт-Петербургской Академической капеллы имени Глинки. Занимается преподавательской деятельностью в музыкальном училище имени Мусоргского, также ведёт класс арфы в государственной консерватории Санкт-Петербурга.
Ирина Анатольевна была надёжной опорой своему мужу в тяжёлые годы его жизни. Борис Иванович долгое время боролся с онкологическим заболеванием, но 9 декабря 2010 года его сердце остановилось.
Добавить комментарий