Фрейндлих Алиса Бруновна (р. 1934) – советская и российская киноактриса, является ведущей актрисой в Большом драматическом театре имени Г.А. Товстоногова. Многие картины, где она снималась, вошли в «золотые фонды» отечественного кинематографа. Народная артистка Советского Союза, лауреат Государственной премии СССР, трижды лауреат Государственной премии РФ. Дважды получала национальную театральную премию «Золотая маска». Российской академией кинематографических искусств Алиса Бруновна трижды награждалась премией «Ника».
Семья и детство
В Ленинграде 8 декабря 1934 года появилась на свет девочка, назвали её Алисой. Маму Алисы звали Ксенией Фёдоровной (в девичестве носила фамилию Фёдорова), она родилась и жила в городе Пскове. С юных лет активно занималась во всевозможных кружках художественной самодеятельности. В молодые годы уехала в Ленинград, где записалась в Театр рабочей молодёжи для занятий на драматических курсах. Здесь и произошло её знакомство с Бруно Фрейндлихом.
Папа Алисы, Бруно Артурович Фрейндлих, имел немецкие корни, его предки перебрались из Германии в Россию ещё в 18-ом веке. Он был актёром.
Маме, Ксении Фёдоровне, очень хотелось назвать дочь Наташей. Но отец и бабушка категорически настаивали на имени Алиса, логически обосновывая своё заявление тем, что имя Наташа никак не вяжется ни с отчеством Бруновна, ни с фамилией Фрейндлих. Но в графе «Национальность» мама всё-таки убедила всех написать «русская».
Буквально после самого рождения Алисы семья перебралась в новую коммунальную квартиру, которая располагалась в центре Ленинграда, рядом «Медный всадник», в окно посмотришь – Исаакиевский собор.
В 1937 году мамина сестра с супругом завершали обучение в консерватории, и маленькая Алиса в возрасте трёх лет попала на их дипломный спектакль. Спустя несколько дней родители заметили, что малышка продолжала напевать мелодии из увиденной оперы. А втайне от родителей Алиса примеряла мамины наряды и сама с собою играла в «театр».
Блокада и годы войны
Перед самой войной родителям Алисы пришлось расстаться. Папа и его театр уехали в Ташкент. Так получилось, что сделал он это очень кстати, ведь в скорости началось выселение немцев с центральной части России.
Алиса осталась с мамой в Ленинграде, где в 1941 году стала ученицей первого класса школы № 239. Но вскоре началась блокада. По воспоминаниям Алисы Бруновны, им удалось выжить только благодаря бабушке. Хлеб она делила на маленькие ломтики и давала по часовому графику, всё остальное приходилось прятать. Самое сильное воспоминание из детства Алисы Фрейндлих – это память о том, как упорно она смотрела на часовую стрелку и думала:
Во время войны мама Алисы состояла на бухгалтерской службе, здоровье её было очень слабое. Также физически ослабла и Алиса, но ещё более горьким было её психологическое состояние. Как мог чувствовать себя ребёнок с немецкими корнями и фамилией, когда все вокруг люто ненавидели эту нацию? Ужас блокадного Ленинграда совершенно не стирается из памяти Алисы Бруновны, в последнее время она всё больше склоняется к тому, чтобы написать об этом книгу.
После окончания войны Алиса с мамой переехали в Эстонию. В Таллине они прожили около трёх лет, девочка ходила в среднюю школу. Но в 1948 году вернулись в Ленинград. Из Ташкента приехал и папа Бруно, который привёз с собой новую семью – супругу и дочь Иру. Мама абсолютно не противилась тому, чтобы Алиса встречалась со своим отцом. Но это не нравилось его новой жене, а их дочь Ира даже не подозревала о том, что у неё есть единокровная сестрёнка.
Начало театрального пути
Фрейндлих вернулась в школу № 239, где сразу же записалась на занятия в театральный кружок, руководителем которого была знаменитая актриса Мария Призван-Соколова. Преподавательнице очень понравилась девочка, именно она с первого взгляда рассмотрела в ней будущую актрису. Алиса всё свободное время проводила в кружке, Мария обучала юное дарование азам театрального искусства.
В 1953 году Фрейндлих окончила обучение в школе. Сомнений в том, что она хочет стать актрисой, у неё не было. При выборе направления – музыкального или драматического – весомую роль сыграл отец. Несмотря на то, что девушка имела сильнейший голос, Бруно Артурович отговорил её от оперы, и она решила поступать в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского. Училась Фрейндлих хорошо, чему подтверждением являются грамоты, награды и благодарности за успешную учёбу и отличное поведение.
Во время учёбы на третьем курсе Алиса по уши влюбилась в сокурсника Владимира Карасёва. Ранняя любовь закончилась браком, но он продержался совсем недолго, уже после окончания учебного заведения пара распалась. Ещё в студенческие годы Алисе достались её первые кинороли, это были эпизоды в картинах «Таланты и поклонники» и «Неоконченная повесть».
В 1957 году Фрейндлих успешно окончила институт. Она безукоризненно играла в дипломной постановке «Мораль пани Дульской», что помогло ей в дальнейшем стать актрисой Ленинградского драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской. Сначала ей доставались роли хулиганов и мальчишек, она плакала по ночам и страдала, потому что играет совсем не то, что хотелось бы. Тем не менее этот театр стал для неё отличной школой. Здесь она сыграла около десятка ролей и успела за это время сняться в картинах «Повесть о молодожёнах» и «Город зажигает огни».
Её главные театры
В конце 1950-х годов в театр в качестве режиссёра был приглашён Игорь Владимиров, чтобы поставить спектакль «Время любить». Фрейндлих познакомилась с режиссёром, и когда в 1961 году он стал руководить Ленинградским академическим театром имени Ленсовета.
Она ушла работать к нему. В это же время состоялось знакомство Алисы с режиссёром кино Эльдаром Рязановым, она пробовалась у него на роль в фильме «Гусарская баллада». Хоть главную героиню в результате и играла Лариса Голубкина, талант актрисы Фрейндлих Рязанов для себя отметил.
Сотрудничество с Игорем Владимировым в результате вылилось для Алисы во второй брак. Она вышла за него замуж, несмотря на то, что Игорь был старше на 16 лет. На этот период приходится расцвет её театральной карьеры, Фрейндлих играла во всех спектаклях Владимирова:
- «Пигмалион»;
- «Таня»;
- «Ромео и Джульетта»;
- «Трёхгрошовая опера»;
- «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»;
- «Укрощение строптивой»;
- «Хождение по мукам»;
- «Преступление и наказание»;
- «Дульсинея Тобосская»;
- «Вишнёвый сад»;
- «Нечаянный свидетель».
В этом театре Алиса прослужила двадцать два сезона.
В 1981 году Фрейндлих стала Народной артисткой СССР, а вскоре развелась с мужем Игорем Владимировым. Около двух лет она ещё выходила на сцену в театре Ленсовета, а потом стала актрисой Ленинградского академического Большого драматического театра имени Горького.
Незадолго до того, как уйти в театр БДТ, Фрейндлих познакомилась со своим будущим третьим супругом. Это был молодой актёр Юрий Соловей. Между ними быстро завязались романтические отношения, которые переросли в третье замужество для Фрейндлих. Брак этот также закончился расставанием. Сейчас Юрий проживает в Германии, но с Алисой они часто созваниваются и поддерживают весьма тёплые дружеские отношения.
В БДТ актриса служит до сих пор, на её счету множество потрясающих спектаклей:
- «Волки и овцы»;
- «На дне»;
- «Коварство и любовь»;
- «Макбет»;
- «Дядюшкин сон».
Кино
Отдельного разговора заслуживают роли Фрейндлих в кино. Потрясающая актриса снималась у многих именитых российских режиссёров. Но её путь в кино не был простым. Сначала Алисе доставались лишь эпизодические роли. Очень много времени занимала работа в театре, от киноролей иногда приходилось отказываться. Эту ситуацию удалось разрешить Эльдару Рязанову, который пригласил Алису в 1976 году для главной роли в своей картине «Служебный роман». Калугина Людмила Прокофьевна принесла Алисе звание «Лучшей советской актрисы» по опросу читателей журнала «Советский экран».
Роль в «Служебном романе» – одна из любимых у самой актрисы, хотя зрителям нравятся все героини в её исполнении, будь то королева Анна из «Д’Артаньяна и трёх мушкетёров» или Харита Игнатьевна Огудалова из «Жестокого романса», баронесса де Шампеньи из «Соломенной шляпки» или Анна Вырубова из «Агонии». Пожалуй, всех фильмов, в которых снялась великолепная Алиса Фрейндлих, и перечислить не получится. Вот самые лучшие и запоминающиеся из них:
Год выхода картины на экран | Название картины |
1969 | «Вчера, сегодня и всегда» |
1974 | «Анна и командор» |
1976 | «Принцесса на горошине» |
1979 | «Сталкер» |
1981 | «Опасный возраст» |
1986 | «Тайна Снежной королевы» |
1988 | «Будни и праздники Серафимы Глюкиной» |
1992 | «Мушкетёры двадцать лет спустя» |
2002-2006 | «Женская логика» |
2004 | «На Верхней Масловке» |
2009 | «Возвращение мушкетёров» |
2014 | «Линия Марты» |
Главные награды в её жизни
Во втором браке весной 1968 года у Алисы Фрейндлих и её супруга Игоря Владимирова родилась дочь Варвара. При таких родителях у девочки не было другого жизненного пути, кроме того, как стать актрисой. Варя служит в том же театре, что и Алиса Бруновна. Муж Варвары, известный политик, Сергей Тарасов в 2009 году погиб в железнодорожной катастрофе, когда подорвался поезд «Невский экспресс». У Алисы Бруновны два внука – Никита и Аня. В них она души не чает.
Алиса Фрейндлих прошла свой творческий путь от эпизодических ролей до «великой, выдающейся актрисы», за это время она заслужила 5 орденов, порядка 20 национальных и Государственных премий, звание Заслуженной артистки РСФСР, Народной артистки РСФСР,
Народной артистки СССР.
Её коллеги по театральному цеху говорят об Алисе Бруновне:
Комментарии
Гость - 16 июля 2017 - 09:44
Прекрасная Актриса!
Очарован!
Гость - 11 декабря 2022 - 20:01
Кто написал это? Безграмотный опус. Таких "писателей" надо убивать в детстве из рогатки. Афтор не знаком с правилами русского языка. очень похоже на сочинение двоечника. Тема: образ Алисы Фрейндлих в искусстве.
Павел - 13 августа 2023 - 23:01
Сей комментатор сам не знаком с правилами русского языка. Вместо автор "писать "афтор" может только дятел-двоечник...
Добавить комментарий