Валерий Михайлович Приёмыхов (1943-2000) – советский и российский актёр, писатель, сценарист и режиссёр. Имеет звание Заслуженного деятеля искусств России, лауреат Государственных премий (1984, 1989, 2000), обладатель премии «Ника» (1999).
Детские годы
26 декабря 1943 года родился Валерий Приёмыхов. Произошло это событие на Дальнем Востоке в маленьком таёжном посёлке Кубышивке-Восточной, расположенном на берегу реки Амур. Контингент в поселении был в основном из «перемещённых», отсидевших в лагерях, и их потомков.
Папа Валерия попал в этот нетронутый край по другой причине. Партия сказала: «Надо!». Комсомол ответил: «Есть!» Партийный призыв «На Дальний Восток!» он воспринял буквально и отправился в числе первых в Амурскую область для её осваивания, разработки и соединения с Центральными районами России. Там он повстречал девушку, которая была полной противоположностью ему самому – тихая, скромная, покладистая, мягкая, болезненного вида Нина. Они поженились, и вскоре в семье родился мальчик. Родители Валерия жили хорошо, можно даже сказать, счастливо. Их не стало в один и тот же год. Сначала мамы, потом отца.
В Москве проживал дедушка Валеры Иван Иванович, по профессии он был строителем, и всё время приглашал родню к себе. Сначала сына, затем внука. Он был одиноким и в буквальном смысле слова уговаривал внука прописаться у него в Москве.
Детские годы у Валерия Приёмыхова были, как у всех нормальных советских послевоенных детей, с играми в индейцев или войну, с собственноручным вырезанием игрушек из дерева, с лыжами и велосипедом и, конечно же, с чтением книжек. Читал он много. Это была его страсть. В сорокаградусный мороз Валера ходил в библиотеку, расположенную за 4 км от дома, брал приключенческие произведения, а дома вечерами и ночами с фонариком под одеялом читал взахлёб.
Молодость
После школы Валера устроился на работу. Первым в его жизни рабочим местом стал почтовый ящик «Казань-421», где он обучился, а потом работал токарем. Вместе с друзьями он стал ходить на занятия в народную студию. Это и сыграло свою роль при выборе Валерой места дальнейшего обучения. Он стал студентом Дальневосточного педагогического института искусств. Учебное заведение находилось во Владивостоке, а факультет юноша выбрал театральный. Обучение Валера совмещал с игрой на сцене Уссурийского драматического театра.
По окончании учёбы в 1966 году Приёмыхова распределили в Русский драматический театр имени Крупской в городе Фрунзе. Он проработал в этом театре около трёх лет, прежде чем решился уехать в столицу.
В Москве Валерий стал студентом ВГИКа, предпочёл обучение на сценарном факультете, учился в мастерской Игоря Маневича. Для проживания ему дали место в общежитии. Чтобы заработать немного денег на жизнь, устроился на подработку кочегаром. Позже он пошёл подрабатывать дворником в Библиотеке имени Ушинского. К этой профессии полагалось жильё – дворницкая, куда Приёмыхов и переехал из общежития. Учился он хорошо, к занятиям всегда готовился основательно. Кроме учёбы и работы находил немного времени, чтобы читать и писать.
Во время обучения в институте произошло знакомство Приёмыхова с его будущей супругой Эллой. Девушка была очень красивая, поклонники не давали ей прохода, причём не только студенты, но и преподаватели пытались поухаживать, однако Элла среди всех выбрала Валеру. Начиная со второго курса, они стали жить вместе. Официально свой брак Элла и Валерий не регистрировали. У супругов родилась дочь Нина, что не удержало их от дальнейшего расставания после распределения в разные театры.
Путь в кинематографе
В 1973 году Приёмыхов закончил институт. Кинематограф своих объятий ему навстречу не распахнул, поэтому приходилось хвататься за любую работу. Чаще всего это была доработка «горящих», не вполне удачных сценариев. Дебют Приёмыхова в качестве сценариста состоялся в 1975 году. Это была картина «Иван и Коломбина», сценарий к которой они писали вместе с В. Липатовым. Позже последовали сценарии к фильмам «Дикий Гаврила», «Миг удачи», «Житейское дело».
Большой путь в кино Валерию открыла режиссёр Динара Асанова, она сняла его в своей картине под названием «Жена ушла». Это был 1979 год. Главную роль в семейной драме играла Елена Соловей, а Приёмыхову достался персонаж брошенного ею мужа.
Такой творческий союз режиссёра Динары и актёра Валерия оказался весьма удачным, и вторая картина не заставила себя ждать. Это была мелодрама «Никудышная». Здесь, кроме актёрской работы, Приёмыхов выступал и в качестве сценариста.
Неуравновешенную, психованную девочку-подростка сыграла совсем юная актриса Ольга Машная.
По прошествии трёх лет они – режиссёр Асанова и актёры Приёмыхов с Машной – снова встретились на съёмочной площадке фильма «Пацаны». Эта роль принесла Валерию всесоюзную известность и славу. Психологическая мелодрама и замечательная игра Приёмыхова. Он буквально вжился в свой образ руководителя трудового спортивного лагеря, которому пришлось работать с «трудными» подростками. Кроме популярности, картина «Пацаны» перевернула жизнь Приёмыхова и Машной. Между ними, несмотря на солидную разницу в возрасте, возникли искренние и довольно сильные чувства. Почти сразу же после съёмок Валерий и Ольга стали жить вместе.
Следующая картина Динары Асановой, и тот же актёрский дуэт – «Милый, дорогой, любимый, единственный…». Такую одновременно жестокую и трогательную первую любовь описал Приёмыхов. Сценарий был его.
Ольгу Машную Валерий по-настоящему очень сильно любил. Их отношения были весьма серьёзные, но официально жениться он не хотел. Причины были непонятны, наверное, даже ему самому. Скорее всего, сказывалась неудачная первая семейная жизнь. Но Оля была ещё такой юной, и чтобы не портить девушке репутацию, Приёмыхов всё-таки решился сделать всё по закону и поставить штамп в паспорте. Торжество прошло тихо и скромно, сыграли свадьбу молодожёны у себя дома.
Жизнь семейная для обоих оказалась нелёгкой. Приёмыхов частенько был замечен в мимолётных связях с поклонницами, его супруга долго делала вид, что ничего не знает. Ольга с Валерием прожили в браке около четырёх лет, Машная ушла сама, хоть и по-прежнему его любила.
В 80-е годы предложений сниматься у Приёмыхова было особенно много, за год в прокат выходило по несколько картин с его участием.
Год выхода картины | Название картины |
1985 | «Простая смерть» |
1986 | «Попутчик» |
1987 | «Мой боевой расчёт» |
1988 | «Наш бронепоезд» |
1991 | «Мигранты» |
1992 | «Солнечный день в конце лета» |
1994 | «Псы-2: Последняя кровь» |
1995 | «Крестоносец» |
1997 | «Мама, не горюй» |
1998 | «День полнолуния» |
2000 | «Каменская» |
2001 | «Гамильтон» |
Отдельного разговора заслуживает картина «Холодное лето 53-го года». Великолепный фильм снял режиссёр Александр Прошкин и потрясающе в нём сыграли актёры Валерий Приёмыхов и Анатолий Папанов. Они мастерски создали образы политзаключённых, которые противостоят амнистированным уголовникам. Роль Копалыча была последней киноработой Папанова. За Лузгу (Сергея Басаргина, которого обвинили в измене Родине), по версии журнала «Советский экран», Приёмыхов получил звание лучшего актёра 1988 года. Это была его самая значимая роль в кино.
Но Приёмыхов не только прекрасный актёр и сценарист. Он отлично проявил себя в кинематографе в качестве режиссёра. Все эти три таланта он продемонстрировал при работе над детективным трагифарсом «Штаны».
А следующий его фильм «Мигранты», где Валерий рассказывал о жизни людей, вынужденных переселиться в тайгу на берег Амура, на международном кинофестивале в Сан-Ремо завоевал Специальный приз в 1992 году.
Во время съёмок картины «Штаны» Приёмыхов повстречался с Любовью Шутовой. Завязался роман. Однако, вернувшись домой, проживать вместе они стали не сразу. У Любы был муж и ребёнок, но чувства в итоге взяли верх. Это был второй официальный брак Приёмыхова, в котором он состоял вплоть до самой смерти.
Последняя режиссёрская работа Приёмыхова – картина «Кто, если не мы». Этот сценарий он писал для режиссёра Елены Цыплаковой, но она не смогла найти средства для съёмок. Позже Приёмыхову поступило предложение снимать фильм самому на деньги, выделенные мэром столицы Юрием Лужковым. В картине рассказывается о мальчишках, устроивших ограбление магазина и пойманных на следующий день. А у самого Приёмыхова снова незабываемая роль – мужественный немногословный положительный герой, слегка застенчивый и, как всегда, задумчивый.
После работы над этим фильмом Приёмыхов трудился на киностудии имени Горького в должности главного редактора.
В чём был успех и популярность этого актёра? В крайней искренности на экране. Он был настоящим мужчиной, справедливым, сдержанным и порою молчаливым.
Знакомым Валерия, друзьям и любимым женщинам посчастливилось знать Приёмыхова весельчаком, балагуром и душой компании. Он всегда говорил, что чувствует себя пятнадцатилетним мальчишкой:
Уход из жизни и память
Последний год жизни Валерий Михайлович посвятил работе над сценарием к картине «Владимир Красно Солнышко» про князя, который крестил Русь. Закончить эту работу ему не удалось.
Валерий всегда был верующим православным христианином. Можно даже сказать больше, как он сам себя характеризовал, «воцерковленным человеком».
В конце 90-х годов Валерия Приёмыхова часто мучили головные боли, которые со временем не утихали, а становились всё сильнее. Жена Люба уговаривала его пройти медицинское обследование. Когда актёр решился на это и лёг в больницу, врачи установили страшный диагноз – рак головного мозга.
Надежды на выздоровление, даже на мало-мальски продолжительное существование, не было. Актёр целый год пытался побороть рак всеми силами. Он лечился в клинике, прошёл болезненные курсы лучевой терапии, искал исцеления через церковь, но смерть оказалась сильнее. Его жена рассказывала:
Его не стало 25 августа 2000 года. Похоронили Валерия Приёмыхова в Москве на Кунцевском кладбище.
Добавить комментарий