Мужья - Константин Тихонович Топуридзе, Владимир Блюменфельд
Дети - нет
Рина Зелёная, настоящее имя Зелёная Екатерина Васильевна (1901-1991) – советская актриса эстрады, кино и театра. Мастерски имитировала детскую речь. Всеми любимая Черепаха Тортила из детского фильма «Приключения Буратино» и миссис Хадсон из «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона». В 1970 году ей было присвоено звание Народной артистки РСФСР.
Детские годы
7 ноября 1901 года в городе Ташкенте в семье Василия Ивановича и Надежды Фёдоровны Зелёных родился третий ребёнок – дочь Катя.
Город детства она запомнила небольшим и одноэтажным, где повсюду росли тополя и акации, а по улицам были уложены кирпичные тротуары, по которым с утра до вечера сновали маленькие ишаки, иногда проходили караваны верблюдов.
Семью нельзя было назвать дружной, каждый жил сам по себе. Отец занимал незначительную должность на государственной службе, был педантом и аккуратистом, экономил каждый грош своей скромной зарплаты. Его внешние данные – очки, усы, борода – не вызывали симпатии даже у супруги, которую в шестнадцатилетнем возрасте отдали замуж за человека, намного старшего от неё.
Мама была очень легкомысленной женщиной. Это качество поражало даже близких знакомых: любую вещь в доме она с лёгкостью могла отдать первому встречному. Мать считала, что делает добро, однако было оно крайне бессмысленным. Иногда во двор захаживал продавец пирожных, через плечо на толстом ремне у него висела стеклянная витрина, в ней красовались воздушные разноцветные и весьма соблазнительные лакомства. Выходила из дома мама и разрешала всем детям взять по одному пирожному. Потом оказывалось, что деньги она добыла у старьёвщика, продав ему пальтишки младших дочерей. Дети кушали лёгкие кремовые десерты, облизывая пальцы, но в зиму оставались без верхней одежды.
А в остальном семья жила, как и все вокруг, в доме даже был музыкальный инструмент, на котором училась играть старшая сестра Муся. К ней на дом приходила преподавательница, но иногда Муся могла сбежать с занятий, и тогда, чтобы оплаченный урок не пропадал, за инструмент усаживали Катю. Муся вообще была далека от младших детей. К шестнадцати годам у неё появились кавалеры, она постоянно вертелась возле зеркала-трельяжа, к которому строго запрещала подходить сёстрам Кате и Зине.
Брат Иван вообще был личностью загадочной и непостижимой. Мама нанимала гувернантку-немку, но как только она входила в дверь, Иван выпрыгивал в окно, бежал на речку и возвращался только под утро, с ног до головы обвешанный змеями. Отец часто порол его, боясь, что парня выгонят из реального училища.
У Кати была ещё младшая сестра Зина. Когда старшие пропадали из дома (Муся уходила гулять с подружками, а Иван на рыбалку), эти две девчонки вертелись у всех под ногами, словно шаловливые котята. Катя на правах старшей частенько эксплуатировала добрую и кроткую Зину, а та беспрекословно выполняла задания типа: «Отнеси-принеси, подай-убери, приди-уйди».
Учёба
Екатерина начала учиться в Ташкенте в реальном училище. Но в скором времени отец получил новое назначение, и семья переехала в Москву. Здесь Василий Иванович постарался и определил дочь на учёбу в дорогое заведение, где занимались девочки из состоятельных семей. Это была гимназия русского предпринимателя и мецената фон Дервиза.
Среди холёных богатых девочек Катя резко выделялась. Во-первых, приехала из какого-то Ташкента. Во-вторых, со смешной фамилией – Зелёная. В-третьих, одежда у неё была самая дешёвая. Да и вела она себя по-мальчишечьи: вечно разорванная юбка из-за того, что могла на дерево залезть или впрыгнуть на ходу в трамвай. Тем не менее училась она хорошо, почти отлично.
Когда Кате было двенадцать лет, началась Первая мировая война. Немцы теперь были врагами, и она вместе с остальными девочками отказалась в гимназии изучать немецкий язык. А вот уроки рукоделия Зелёная бойкотировала в одиночку. Это занятие ей совсем не нравилось, когда все девочки вышивали, она читала им книжки вслух. Когда произошла революция, строгие порядки в гимназии и вовсе сошли на «нет», девушки дерзили классным дамам, убегали с занятий, но документ о среднем образовании всё-таки получили.
В 1918 году главу семьи Зелёных перевели в Одессу. Спустя некоторое время мать с младшими Катей и Зиной поехала к мужу, но по приезде оказалось, что их там никто не ждал, у папы уже была новая жена. Чтобы были средства на съём жилья, покупку дров и провианта, Екатерина решила искать работу. На одной из одесских улиц она прочитала объявление о наборе в театральную школу. Девушка отправилась по указанному адресу, прочитала перед комиссией стихотворение, рассмешив их до слёз, и была принята на учёбу.
Студентов часто задействовали в массовках, и там они жадно впитывали всё, чему могли их научить профессиональные актёры. Наизусть знали все роли из пьес, изучали обычаи и суеверия, научились разыгрывать друг друга, быстро креститься перед выходом на сцену и обязательно садиться сверху на упавший листок с ролью.
В 1919 году Катя окончила театральное училище и начала свой долгий путь в мире искусства.
Начало актёрской карьеры
Актёрский дебют Екатерины Зелёной состоялся во время гражданской войны, когда она отправилась с коллективом театрального училища выступать перед бойцами Красной Армии под Царицыным.
В 1921 году она вошла в труппу любительского одесского театра под названием «КРОТ», расположившегося в старом подвале. На сцене она танцевала, пела, бывало, что за один вечер исполняла пять ролей. Тогда же родился и её псевдоним, на афише не вместилось полное имя актрисы и пришлось сократить Екатерина на Рина. Помимо вечерних выступлений, днём у актёров тоже находилось много работы, потому что всё делали сами – переводили пьесы, шили костюмы. Причём из-за бедности настолько приходилось экономить, что если ролью не предусматривалось поворачиваться к зрителям задом, то шили только переднюю часть костюма.
Выступления Рины Зелёной пользовались большим успехом, и вскоре она приняла решение переехать в Москву, узнав, что там открывается много новых театров. Старшая сестра Муся встретила Рину без особой радости, но помогла ей снять комнату у своих соседей. Определившись с жильём, Зелёная отправилась на поиски работы. Проходя мимо ярких светящихся витрин, шумных торговцев и мчащихся автомобилей, молодая актриса находилась в подавленном состоянии. Её здесь никто не знал и не ждал.
И тут в глаза бросилась вывеска «Театр «Не рыдай!» Недолго думая, она вошла в помещение и оказалась в самом популярном московском ночном кабаре. Цены здесь были одни из самых высоких в городе, тем не менее зал всегда забивался до отказа: собиралась столичная богема, актёры и писатели, художники и музыканты. Визитной карточкой кабаре были куплеты, пародии, романсы. Рину взяли на работу, она пела песенки, специально сочинённые композиторами Юрием Милютиным и Матвеем Блантером, и поэтами Николаем Эрдманом и Верой Инбер. Каждый вечер артистам полагался бесплатный ужин, а готовил в «Театре «Не рыдай!» самый лучший повар в Москве.
Потом Зелёная сменила ещё несколько театральных заведений (Петроградский «Балаганчик» и «Летучая мышь»), прежде чем её пригласили в только что организованный Московский театр сатиры. Зрители влюблялись в Рину сразу. Когда она впервые выходила на сцену, её сначала не замечали. Однако стоило ей открыть рот, как всё внимание зала переключалось на маленькую, но яркую актрису. Популярность была такой огромной, что женщины, приходя в парикмахерские, просили подстричь их под Рину Зелёную.
Творческий путь в кино
В 1929 году на одно из выступлений в клубе не успел приехать аккомпаниатор актрисы. Администратор попросил её что-то придумать, тогда Рина вышла на сцену и детским голосом прочла произведение Чуковского «Мойдодыр». Так открылось её новое амплуа, благодаря которому она начала выступать на эстраде и радио, став любимицей миллионов зрителей и слушателей. Для неё писали лучшие детские поэты – Самуил Маршак, Агния Барто, Сергей Михалков. Дети присылали ей письма. Некоторые тексты она сочиняла сама. А совместно с Агнией Барто Рина написала сценарий к комедии «Подкидыш», в котором и сама сыграла роль домработницы Ариши.
До «Подкидыша» у Зелёной уже были две работы в кино. В 1931 году в картину «Путёвка в жизнь» её пригласили на роль певицы из шайки Жигана. Она спела на съёмках очень много куплетов и песен, но после монтажа большую часть вырезали, в результате остался всего один эпизод. В 1935 году вышел фильм «Любовь и ненависть», где Рина играла балерину (партнёршу Бубы).
Актриса обожала киноискусство, поэтому всегда соглашалась даже на самые незначительные роли. Но играла она их так, что порой всё внимание зрителя было приковано именно к ней, а не к главным героиням:
- секретарша в фильме «Светлый путь»;
- гримёрша в «Весне»;
- немка в картине «Встреча на Эльбе»;
- Настя (домработница Сперантовых) в «Драгоценном подарке»;
- Елизавета Тимофеевна в «Девушке без адреса»;
- тётушка Нины в «Женихе с того света»;
- старушка Надя в «Сказке о потерянном времени»;
- ресторанная певица в картине «Дайте жалобную книгу»;
- тётушка Ганимед в «Трёх толстяках»;
- редактор журнала «Жених и невеста» в «12 стульях»;
- графиня Вишня в «Чиполлино»;
- бабушка в фильме «Про Красную Шапочку».
Но для зрителей актриса прежде всего ассоциируется с ролью в детском фильме «Приключения Буратино». Когда проводился опрос: «Кто такая Рина Зелёная?», большинство людей отвечали: «Черепаха Тортила».
А сыгранная ею миссис Хадсон в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» признана самой лучшей в кинематографе. В последней части актриса снималась, когда ей было 85 лет.
Рина Зелёная занималась также озвучиванием мультфильмов, её голосом говорят многие любимые детские герои.
Литературный дар
Рина всегда вела дневник, в который записывала события своей жизни: как ездила с гастролями на Крайний Север или юг, как проходили заседания сатирического клуба «Чудак», описывала свои путешествия, поездки на целину, выступления на фронте…Все эти записи позднее были сформированы в книгу, которая называется «Разрозненные страницы». Несомненно, Рина Зелёная обладала чудесным литературным талантом. Читается произведение очень легко и интересно, здесь вся её жизнь.
Судьба подбрасывала ей много забавных моментов, но, самое главное, что Рина умела их ловить. Она бесстрашно рискнула отправиться с тринадцатью коллегами-артистами на Северный полюс. Получила обмундирование для полярников (унты, рукавицы из меха, доху), села в Тушино на самолёт и полетела. Артисты везде давали концерты, а в бухте Провидения выступали перед группой геологов, которые шли на представление пешком 40 км. В крошечном городке Хатанга Рина впервые увидела белого медведя и расписала в своём дневнике, как он лапками прячет чёрный нос, чтобы не выдать себя, и что по лагерю нельзя ходить без ружья.
Описан в книге и момент, когда началась Великая Отечественная война. Рина была на гастролях, её коллег эвакуировали, а Зелёная сама попросилась на фронт в концертную бригаду. Так что актриса не понаслышке знакома с военными дорогами, потерями и бомбёжками.
Личная жизнь
Первый раз Зелёная связала себя узами брака с юристом Владимиром Блюменфельдом, когда ей было восемнадцать лет. Муж был намного старше Рины. Брак этот продержался недолго, но после развода супруги дружили потом всю оставшуюся жизнь.
Её вторым мужем был академик архитектуры Константин Топуридзе. С ним Рина прожила больше сорока лет и была за Костей, как за каменной стеной. Общих детей у пары не было, они воспитывали двух сыновей Константина от первого брака, племянников Рины, соседских малышей.
Она не смогла стать хорошей хозяйкой, так и не научилась варить обеды и шить. Даже на фронте мальчишки пришивали ей оторванные на пальто пуговицы. Насчёт денег Рина пошла не в отца, который складывал копейку к копейке, а в щедрую маму. Актриса всегда искренне удивлялась, откуда у коллег есть деньги, модные шмотки и антиквариат в квартирах, сама она никогда не экономила и ничего не откладывала на «чёрный день».
Зато Рина всегда была великолепной спортсменкой. Она обожала любой спорт и порой удивляла коллег, появившись на репетиции с теннисными ракетками либо коньками, собираясь потом ещё на корт или каток. В молодости Зелёная занималась греблей, всю жизнь любила поиграть в бильярд.
Её жизнь остановилась из-за злокачественной опухоли 1 апреля 1991 года. Похоронили Рину Зелёную в Москве на Введенском кладбище рядом с супругом.
Комментарии
Гость - 27 октября 2018 - 17:37
Читая ее биографию, в которой "судьба подбрасывала ей много забавных моментов... Рина не смогла стать хорошей хозяйкой, так и не научилась варить обеды и шить... даже на фронте мальчишки пришивали ей оторванные на пальто пуговицы"... детей у пары не было".
Не скрою, мне хотелось написать что-то злое, но не смогла...
Удивительная, талантливая...
Добавить комментарий