Муж - нет
Дочь - Ульяна Леонидовна Добровская
Литвинова Рената (родилась 12.01.1967) – российская актриса кино и театра, телеведущая, певица, сценарист, режиссер. Является Заслуженной артисткой Российской Федерации. Благодаря таланту и яркой индивидуальности считается дивой российского кинематографа, иконой стиля.
Детские годы
Рената появилась на свет в Москве, в семье докторов Алисы Литвиновой и Мурата Вергазова. Девочку назвали в честь ее дяди Рената. Алиса Литвинова вынуждена была поднимать дочь одна, когда муж ушел из семьи. Она была хирургом и много времени проводила на работе. Девочку помогали воспитывать бабушка и дедушка.
С самого детства она отличалась от своих сверстников. Проявлялось это не только во внешности: Рената была очень высокой, за что ее прозвали «Останкинской телебашней». Над Литвиновой часто подшучивали, не понимая ее особое мировоззрение и считая немного сумасшедшей. Из-за этого у девочки почти не было друзей, и много времени она проводила в одиночестве, занимаясь чтением и написанием рассказов. Особенно ей нравились произведения Гоголя и медицинская энциклопедия.
Обучаясь в средней школе, Литвинова посещала музыкальный класс и секцию по легкой атлетике, хотя особого интереса к спорту не испытывала. Школьные годы актриса вспоминать не любит, они вызывают у нее неприятные эмоции. Любовь к кино Ренате передалась от матери, которая часто водила ее в кинотеатр. В старших классах девушка впервые снялась в рекламе, представляя ювелирные изделия. Окончив школу в 1984 году, она с первого раза поступила на сценарно-киноведческий факультет ВГИКА. Тогда интерес к истории кино и сценарной работе у нее был выше, чем к актерскому мастерству.
Студенческие годы и первые работы
В институте Литвинова оказалась среди будущих знаменитостей, в числе которых был Иван Охлобыстин, Александр Баширов, Аркадий Высоцкий, Рашид Нугманов. Здесь она нашла, наконец, единомышленников и друзей. В процессе обучения она много писала и играла в работах других студентов. Сценарий-диплом – «Принципиальный и жалостливый взгляд» – потерпел неудачу. Рецензенту работа не понравилась, и автору пришлось трижды переписывать сценарий.
Стажировка проходила в объединении «Круг» под руководством режиссера Сергея Соловьева. Он достаточно высоко оценивал творческие способности Литвиновой, считал ее прозу своеобразной, но талантливой. Первым ее сценарием, по которому сняли фильм, была работа «Очень любимая Рита. Последняя с ней встреча». Также к ранним работам Литвиновой-сценаристки относятся «Нелюбовь», «Ленинград. Ноябрь». Эти работы обратили внимание общественности и критиков на начинающую артистку.
В амплуа актрисы Рената впервые появилась в эпизоде картины «Две стрелы. Детектив каменного века»(1989) А. Суриковой. Однако, едва появившись в кинематографическом обществе, она произвела фурор. Журналисты и коллеги были впечатлены особой манерой разговора Ренаты и ее жестикуляцией. В 1992 году Литвинова создала сценарий для комедии «Трактористы-2», но фильм не имел успеха.
Литвинова становится успешной актрисой и сценаристкой
Первое предложение Ренате поработать в качестве актрисы сделала режиссёр Кира Муратова. Она собиралась снять фильм по дипломной работе Литвиновой, но та отказалась сниматься, считая свою внешность неподходящей для этих целей. Однако через несколько лет режиссер все-таки убедила Ренату сыграть роль загадочной медсестры в фильме «Увлеченья». Картина оказалась успешной и получила в 1995 году две премии «Ника» и приз «Кинотавра». Затем Литвинова написала несколько повестей, одна из которых была использована Муратовой в фильме «Три истории». Рената сыграла главную роль в части «Офелия».
Сценарий Ренаты «Третий путь» был несколько изменен и взят Юрием Грымовым в 1994 году за основу короткометражного фильма «Откровения», который не стал успешным. В 1995 году был снят фильм по диплому Литвиновой режиссером Александром Сухочевым, работа получила неоднозначные отзывы критиков. Наконец, повесть «Обладать и принадлежать», рассказывающая о двух девушках, одна из которых лишена слуха, привлекла внимание режиссера Валерия Тодоровского. По ее мотивам он в 1997 году снял картину «Страна глухих», имевшую успех. Затем Литвинова сыграла роль в фильме «Право на выбор» (1999). По сценариям Ренаты было снято 14 фильмов.
Литвинова успела приобрести известность, но в 2000 году с выходом многосерийной картины «Граница. Таежный роман» к актрисе пришла народная слава. Роль утонченной медсестры Альбины и история ее любви с Вадимом принесли Ренате популярность. На нее все чаще стали обращать внимание телевизионщики и журналисты, посыпались приглашения на передачи, интервью, в рекламу. Считалось, что зритель, увидев Литвинову в кадре, не будет переключать канал.
Режиссерская деятельность
Первой режиссерской работой стал в 2000 году телефильм документального жанра «Нет смерти для меня», повествующий о судьбе пяти советских актрис: Самойловой Т., Мордюковой Н., Смирновой Л., Окуневской Т., Васильевой В. В 2001 году Рената сыграла в картинах «Апрель», «Черная комната», «Берлинский экспресс», а также в музыкальном клипе на песню «Речной трамвайчик» А. Пугачевой.
В 2002 году вышел в прокат фильм Литвиновой, в котором она была актрисой, продюсером и сценаристом – «Небо, самолет, девушка». Такая многогранная работа не смутила Ренату, позже вышло еще несколько фильмов под ее началом. В 2003 году она получила приглашение от европейского режиссера Питера Гринуэя для участия в проекте с мировыми звездами «Чемоданы Тульса Люпера». Однако идея, на которую возлагались большие ожидания, не нашла своего завершения. Всего актриса снялась более чем в тридцати фильмах. Была удостоена звания Заслуженной артистки в 2003 году.
В качестве режиссера художественной картины Литвинова дебютировала в 2004 году с работой «Богиня: как я любила», где также была продюсером, актрисой и автором сценария. Она сняла семь фильмов, среди которых есть короткометражки, мелодрамы и фильмы-концерты о популярной российской певице Земфире.
Достижения Ренаты Литвиновой:
Фестиваль/ премия | Категория | Год |
«Кинотавр» | Лучший актерский дебют («Увлеченья») | 1994 |
«Окно в Европу» | Творческой группе («Увлеченья») | 1994 |
«Кинотавр» | Лучшая женская роль («Увлеченья») | 1994 |
«Лавровая ветвь» | Лучший документальный фильм («Нет смерти для меня») | 2000 |
«Триумф» | Молодежная премия | 2001 |
Государственная премия в области литературы, искусства | Творческому коллективу («Граница. Таежный роман» | 2001 |
Государственная премия | - | 2002 |
«Золотой орел» | Лучшая женская роль («Небо. Самолет. Девушка») | 2003 |
«Литература и кино» | Лучшая женская роль («Небо. Самолет. Девушка») | 2003 |
«Виват, кино России!» | Лучшая женская роль («Настройщик») | 2005 |
«Олимпия» | Победа в номинации «Арт-стиль» | 2006 |
«Кинотавр» | Лучшая женская роль («Мне не больно») | 2006 |
«Жорж 2008» | Лучшая российская актриса | 2008 |
Медаль Пушкина | За заслуги в области искусства | 2012 |
Другие творческие направления
Театральный дебют состоялся в 2004 году в МХТ им. Чехова, спектакль «Вишневый сад». Литвинова продолжает служить в этом театре, играя также в постановках «Свидетель обвинения» и «Шага».
Рената принимала участие во многих телевизионных проектах. Комментировала документальную передачу Л. Парфенова «Намедни» с 1997 до 2003 года. В 2003 году была ведущей программы о стиле на НТВ, в 2006 – ведущей сразу нескольких проектов о кино на канале «МУЗ-ТВ». Четыре года на «СТС» в паре с Тиной Конделаки вела программу «Детали». На канале «Культура» в 2011-2013 годах Литвинова выпустила два проекта об истории моды и красоте.
Известный журналист Алексей Васильев написал книгу «Богиня. Разговоры с Ренатой Литвиновой» (2005). В издании собраны диалоги и выдержки из неопубликованных произведений. В 2007 году издательства представили книгу «Обладать и принадлежать», куда вошли сценарии и новеллы Литвиновой.
Рената славится неповторимым стилем, манерами говорить и двигаться. Тема моды ей была близка и интересна всегда. Сотрудничает в качестве дизайнера с фирмой Zarina, выпустила под собственной маркой линию одежды.
Известна своим неприятием расистских и фашистских настроений, гомофобии. Участвовала в фотографическом проекте «Я против!» (2012), а также в кампании против гомофобии «Будь сильнее» (2013).
Личная жизнь
Литвинова выходила замуж два раза. С первым мужем Александром Архиповым, продюсером, брак продлился один год. В 1997 году супруги развелись. Актриса не любит комментировать эти отношения.
Второй раз Рената стала женой в 2001 году, заключив брак с Леонидом Добровским, бизнесменом. Спустя шесть лет совместной жизни последовал тяжелый развод. Среди возможных причин – повышенное внимание прессы к дружбе Литвиновой и Земфиры, агрессивное поведение супруга. В этом браке родилась дочка Ульяна (26.07.2001), которая осталась на попечении матери и получает образование во Франции. Рената не планирует создание новой семьи, считает эту сферу своей жизни закрытой.
Добавить комментарий