Хосе Пласидо Доминго Эмбиль (р. 1941) – испанский оперный певец, один из величайших современных теноров. Его карьера уже перешагнула полувековой рубеж, за этот период на самых знаменитых сценах мира он исполнил 145 партий, ни один другой оперный певец не превзошел его. Легендой оперы Доминго стал еще при жизни благодаря невероятному трудолюбию, сильнейшему голосу и сногсшибательной харизме.
Детство
Полное имя певца – Хосе Пласидо Доминго Эмбиль. Он появился на свет в испанской столице, Мадриде, 21 января 1941 года.
Его папа, Пласидо Доминго-старший и мама, Пепита Эмбиль, – звезды испанской сарсуэлы (это разновидность оперетты – музыкальный драматический жанр, который сочетает вокал, танцы и разговорные диалоги). У отца был прекрасный баритон и феноменальная память, которую унаследовал от него сын. Мама по национальности басконка (эта народность проживала на бакских землях в северной Испании), обладала замечательным сопрано, своему мальчику передала по наследству природное обаяние.
В 1942 году у Пласидо родилась сестра, которой дали имя Мария Хосе.
Будущий мировой тенор с рождения жил в мире музыки, но как любой испанский мальчишка мечтал стать тореадором или вратарем. Доминго страстно любил футбол, ни один день в его детстве не проходил без улицы и мяча. Увлечение этим видом спорта сохранил до нынешнего времени, чему свидетельствуют его неоднократные выступления на различных футбольных церемониях.
После Второй мировой войны родители, взяв с собой маленьких детей, отправились в гастрольный тур по Латинской Америке. Он оказался довольно успешным, и в 1949 году Пласидо-старший с Пепитой приняли решение осесть в Мехико и организовать собственный коллектив сарсуэлы.
Музыкальное становление
В восьмилетнем возрасте мальчик получил первые уроки игры на фортепиано, но музыка по-прежнему занимала в его жизни место, следующее за футболом и корридой. Однажды Пласидо отправился с приятелем на небольшую тренировочную арену, где попробовал свои силы в сражении с быком. Животное, с которым должен был сразиться Доминго, ростом было не больше дога. Но когда бычок погнался за подростком и повалил на землю, у Пласидо пропало все желание дальше заниматься корридой.
В четырнадцать лет юноша поступил на обучение в национальную консерваторию в Мехико. Наряду с изучением фортепианных партитур и дирижирования, развитием музыкальности и познания азов контрапункта, Пласидо несколько раз аккомпанировал маме на ее сольных концертах.
Когда парню исполнилось шестнадцать лет, впервые состоялось его вокальное выступление в труппе родителей. Первой партией стал Борса в опере «Риголетто». Через несколько месяцев ему досталась уже более значительная роль – партия капеллана в опере «Диалоги кармелиток».
В этот период Доминго приходилось хвататься за любую работу, так как он рано обзавелся семьей:
- для звукозаписывающих компаний Мексики продюсировал популярную американскую музыку;
- сам пел в мюзиклах;
- в отцовской театральной труппе брался за исполнение небольших ролей как баритон;
- для гастролирующих балетных трупп играл на фортепиано;
- даже подрабатывал в барах тапером, сопровождая игрой на пианино танцы или немые фильмы;
- сочинял для театральных спектаклей фоновую музыку;
- в телевизионных постановках исполнял драматические роли;
- на новой радиостанции в Мехико организовал собственную музыкальную программу.
В это же время он впервые стал за дирижерский пульт, взявшись за обучение хора для мюзиклов и сарсуэлы. Все это принесло Доминго огромный профессиональный и жизненный опыт.
Мировые сцены
В 1958 году сын видного мексиканского дипломата Мануэль Агилар организовал певцу прослушивание в национальной опере. Члены комиссии были приятно удивлены его вокальными данными. С Пласидо был заключен контракт, и в сентябре 1959 года снова в партии Борсы в опере «Риголетто» он дебютировал на большой сцене в Мехико в «Palacio de Bellas Artes».
Более значительные роли не заставили себя ждать, уже к 1961 году в его репертуаре значились:
- Император в «Турандот»;
- Альфредо в «Травиате»;
- Ремендадо в «Кармен»;
- Артуро в «Лючии ди Ламермур»;
- Горо в «Мадам Баттерфляй»;
- Сполетта в «Тоске».
В 1962 году Доминго и его вторая жена Марта Орнелас заключили контракт на полгода с оперным театром Тель-Авива, его потом продлевали еще три раза на год. В итоге супруги вернулись в Мексику в 1965 году. За этот период Пласидо отшлифовал свой вокал и исполнил 12 ведущих оперных партий.
После возвращения из Израиля Доминго был приглашен в Нью-Йорк в городской оперный театр, где проработал несколько сезонов и исполнил такие партии:
- Гофман в «Сказках Гофмана»;
- Рудольф в «Богеме»;
- Хозе в «Кармен»;
- Пинкертон в «Мадам Баттерфляй»;
- Канио в «Паяцах».
В 1968 году состоялся дебют Пласидо в Метрополитен-опере с партией Маурицио в оперной постановке «Адриана Лекуврер». Критиков восхищал не только голос певца, но и его умение преображаться в своих героев. Большая часть в его репертуаре - это страстные любовники, обворожительные соблазнители и коварные разлучники. Доминго стал настоящей оперной звездой, в ближайшие четыре года он выступил на всех знаменитых сценах мира – в Гамбурге, Сан-Франциско, Вене, Эдинбурге, Милане, Вероне, Мадриде, Лондоне. Он буквально разрывался между Америкой и Европой.
В 1970 году он впервые спел вместе со знаменитой Монтсеррат Кабалье, и сразу же дуэт стал самым популярным в мире.
Три тенора
Поистине событием мирового масштаба стало выступление Пласидо Доминго вместе с оперными певцами Лучано Паваротти и Хосе Каррерасом. Этот проект получил название «Три тенора», он являлся благотворительным.
Первый раз они пели втроем на церемонии закрытия чемпионата мира по футболу в 1990 году в Риме. Вырученные средства направили в фонд борьбы с лейкемией (основал его Хосе Каррерас). Выступление такого трио было триумфальным, и теноры традиционно стали петь на футбольных чемпионатах вплоть до 2002 года.
В жизни они были хорошими друзьями, им приятно работалось вместе. К сожалению, проект «Три тенора» прекратил свое существование, так как в 2007 году ушел из жизни Лучано Паваротти. Спустя пять лет после смерти друга (в декабре 2012 года) Доминго и Каррерас спели дуэтом на благотворительном концерте в Москве в Храме Христа Спасителя.
Личная жизнь
Первый раз Доминго женился очень рано – в шестнадцать лет. В 1957 году состоялась его свадьба с соученицей, мексиканской пианисткой Аной Марией Геррой, которая была старше его на два года. В 1958 году у них родился сын Хосе, но это не спасло молодую студенческую семью от развода. Как говорит сам тенор: «Я думал, что с этой девочкой у меня любовь на всю жизнь. Но нас надолго не хватило».
Со своей второй супругой Мартой Орнелас певец был знаком еще со времен учебы в консерватории. Девушка была из богемной семьи, жила с родителями в престижном районе Мехико, обладала превосходным лирическим сопрано и победила на конкурсе «Мексиканская певица года».
Ее руки и сердца пришлось долго добиваться. Пласидо даже пел серенады под окнами девушки, но в большей степени они были предназначены не столько Марте, сколько ее матери. Умудренная жизненным опытом женщина сурово относилась к поклоннику своей дочери, потому что считала его легкомысленным из-за раннего брака и быстрого развода. Марта жила не в отдельном, а в трехэтажном доме, и иногда соседи, услышав очередные серенады, вызывали полицию. Но полицейские всегда оказывались хорошими ребятами, давали Пласидо допеть песню до конца.
В 1962 году оперные певцы Марта Орнелас и Пласидо Доминго стали мужем и женой, больше полувека они вместе. В браке родились два сына – Пласидо Франсиско (1965) и Альваро Маурицио (1968). После рождения детей Марта оставила карьеру певицы и полностью посвятила себя семье. Позже она вернулась в профессию, но уже в качестве оперного режиссера.
Болезни
В 2010 году после выступлений в Японии певец почувствовал недомогание, которое с каждым днем прогрессировало. Сначала он не придал боли значения, долго терпел, надеялся, что все пройдет. После медицинского обследования ему поставили страшный диагноз – раковые полипы в толстом кишечнике. В марте 2010 года его прооперировали в Нью-Йорке. Хирургическое вмешательство закончилось успешно, болезнь оказалась на ранней стадии и не повлекла серьезных последствий для здоровья тенора. Спустя шесть недель в Милане на сцене Ла-Скала состоялось триумфальное возвращение певца.
Еще одну госпитализацию он перенес в 2013 году в Мадриде. Тогда у Пласидо обнаружили тромбоэмболию легочной артерии. После курса лечения он продолжил выступать.
Рецепт счастливой жизни
Несмотря на почтенный возраст, выглядит Доминго хорошо, многие говорят, что он с годами молодеет. Сам певец утверждает, что к пению у него такая же страсть, как и в начале карьеры. Он вырос в театре и видел, как родители давали по пять представлений в неделю. На их опыте Пласидо учился, что и как нужно делать, чего избегать, чтобы вокально не изнашиваться.
У Пласидо есть два рецепта счастья. Во-первых, профессия должна быть любимым делом, работать надо с азартом и огоньком в глазах. Он искренне считает, что лучше быть классным чистильщиком обуви или парикмахером, чем мучиться в банке на должности управляющего. Во-вторых, в жизни обязательно надо кому-то помогать. Это не говорит о том, что нужно последние деньги перечислять на благотворительность. Достаточно регулярно проведывать своих пожилых родителей или приютить у себя бездомную собаку.
Добавить комментарий