Ефремов Олег Николаевич (1927-2000) – знаменитый, невероятно талантливый российский актер и театральный деятель, выдающийся режиссер, преподаватель актерского мастерства. Он создал театр «Современник», почти пятнадцать лет был его художественным руководителем. Возглавлял МХАТ имени Горького и МХТ имени Чехова. В 1976 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР, в 1987 году – Героя Социалистического Труда. Сыграл более семидесяти ролей в кино.
Детство
Олег появился на свет в Москве 1 октября 1927 года. Семья проживала в большой коммунальной квартире на Арбате.
Детские годы Олега прошли в знаменитых арбатских переулках и двориках, где сушили белье на веревках, а с утра ходили точильщики ножей и старьевщики. Дни напролет он проводил с лучшими друзьями – Сашей Калужским (внуком знаменитого советского актера Василия Лужского) и Сергеем Шиловским (приемным сыном писателя Михаила Булгакова). Но тогда Олег не особо интересовался своими взрослыми соседями и только спустя много лет понял, рядом с какими великими личностями проходило его детство.
Мама Олега, Анна Дмитриевна, была красивой, полной и очень доброй женщиной. Замечательная хозяйка, содержавшая дом в абсолютной чистоте и порядке. Она прекрасно готовила, и Олег частенько приводил домой друзей пообедать. Анна Дмитриевна была главой семьи, все держалось на ней.
Отец, Николай Иванович, был человеком немногословным, сдержанным и тихим. Очень интеллигентный мужчина, с глубоким умом и тонким чувством юмора. Олег отца обожал, многое перенял от него.
Школьные годы
В 1935 году Олег пошел в первый класс школы № 9 в Староконюшенном переулке. В классе было сорок человек, в связи с этим на следующий год ребят расформировали, и Ефремов продолжил учебу в школе № 70. Он выделялся среди других учеников, даже одет был по-особенному, ходил не в бесформенных штанах, а в довольно дорогих и модных бриджах. Отличался от остальных учеников сильнейшим духом независимости, для Олега не существовало никаких предрассудков и страхов.
Он постоянно находил для себя занятия, был завсегдатаем в Доме Пионеров. Особенно нравилось Олегу заниматься в историческом кружке, он отлично знал историю Москвы, мог рассказать о любой улице. Когда родители подарили ему на день рождения фотоаппарат «Фотокор», юный Ефремов увлекся фотографией, снимал, проявлял, печатал.
Еще в начальной школе стали заметны его качества лидера, потом неоднократно Олега избирали старостой класса, председателем совета пионерского отряда. Ефремова любили и уважали все – одноклассники и учителя.
Но самым большим увлечением для Олега были сцена и театр. Вместе с двоюродным братом они постоянно устраивали какие-то постановки, делали из бумаги простенькие декорации и кукол. В журнале нашли детскую пьесу и поставили по ней спектакль. С этой постановкой успешно выступили на школьном вечере, после чего были выдвинуты на районный смотр художественной самодеятельности.
Когда началась война, отец Ефремова состоял на службе в ГУЛАГе на должности бухгалтера и работал в одном из лагерей Воркуты. Летом 1941 года туда же эвакуировались и Олег с мамой. За два года эвакуации юноша основательно познакомился с миром уголовников и лагерников и научился курить, эту вредную привычку так и не смог побороть до конца жизни.
Школа-студия МХАТ
После окончания войны друг детства Сашка Калужский уговорил Олега поступать вместе с ним в школу-студию МХАТ. Приемную комиссию обаятельный Ефремов покорил с первого раза и был зачислен в учебное заведение, несмотря на огромный конкурс. Он попал на курс выдающихся советских деятелей кино и театра Василия Топоркова и Михаила Кедрова.
В учение Станиславского молодой Ефремов влюбился настолько сильно, что вместе с однокурсниками дал клятву вечной верности театру. Бесшабашная молодежь даже придумала для пущей серьезности скрепить эту клятву собственной кровью. Ни разу до конца своих дней Олег не нарушил клятву.
Центральный детский театр (ЦДТ)
В 1949 году Ефремов с красным дипломом окончил школу-студию МХАТ. Амбиций ему было не занимать, и в своем дневнике Олег написал, что теперь обязательно станет главным режиссером театра. Но предложения поступить в театральную труппу МХАТ он не получил и воспринял это как катастрофу.
И все-таки Ефремов пришел в искусство, чтобы стать лидером. Пусть небольшими шагами, пусть с маленьких ролей, но он уверенно шел к намеченной в студенческом дневнике цели. Свой путь начал с Центрального детского театра, дебютной была роль Володи Чернышева в постановке «Ее друзья» по пьесе Владимира Розова. А его первой большой работой стал Иван-дурак в спектакле «Конек-горбунок».
В ЦДТ Олег проработал семь лет, сыграв за это время около двадцати ролей. Когда открывался занавес и в глубине сцены появлялся Ефремов, зритель забывал обо всем. Он завораживал и притягивал зал своим необыкновенным лицом, искренностью, немного странной манерой говорить с легким замедлением и оттяжкой в бас.
В 1955 году его утвердили на должность режиссера, дебютной постановкой была комедия «Димка-невидимка». И сразу после премьеры критики назвали Олега одним из новых лидеров в советской театральной режиссуре. Он встал в один ряд с такими мэтрами, как Юрий Любимов, Анатолий Эфрос, Георгий Товстоногов.
«Современник»
Параллельно с работой в ЦДТ Ефремов преподавал в школе-студии МХАТ. Студенты его боготворили, из них и собралась первая труппа нового театра, которому придумали название «Современник». Такое имя театр полностью оправдывал, затрагивая в своих постановках самые актуальные проблемы. Здесь не было даже занавеса, со зрителем играли честно, ставили спектакли по пьесам Василия Аксенова, Александра Солженицына, Александра Галича. Дебютной постановкой «Современника» в 1956 году стала пьеса В. Розова «Вечно живые».
Ефремов работал в театре режиссером, он же был и ведущим актером, определял стиль и тон. К 1960 году «Современник» набрал такую популярность, что стал известен не только московским театралам.
Труппа начала гастролировать по стране с такими постановками:
- «Большевики»;
- «В поисках радости»;
- «Голый король»;
- «Продолжение легенды»;
- «Народовольцы»;
- «Два цвета»;
- «Назначение»;
- «Пять вечеров»;
- «Декабристы»;
- «Старшая сестра»;
- «Традиционный сбор»;
- «Пятая колонна»;
- «Всегда в продаже».
Кино
В кино Ефремов дебютировал в 1955 году с ролью комсорга Алексея Узорова в картине «Первый эшелон».
Кинодебют был очень удачным, Олегу постоянно поступали предложения о съемках. Каждый год выходили фильмы с его участием, самые известные из которых:
- «Три толстяка»;
- «Вызываем огонь на себя»;
- «Живые и мертвые»;
- «Война и мир»;
- «Звонят, откройте дверь»;
- «Айболит-66»;
- «Берегись автомобиля»;
- «Три тополя на Плющихе»;
- «Еще раз про любовь»;
- «Гори, гори, моя звезда»;
- «Мама вышла замуж»;
- «Шофер на один рейс»;
- «Инспектор ГАИ»;
- «Батальоны просят огня»;
- «Ширли-мырли».
МХАТ
В 1970 году сбылись пророческие слова Ефремова, которые он написал в своем дневнике, будучи студентом. Ему предложили возглавить МХАТ, и он согласился. В «Современнике» такой поступок восприняли как предательство. Когда он предложил труппе перейти вместе с ним, согласился только Евгений Евстигнеев. Со временем Олег Николаевич переманил Татьяну Доронину, Иннокентия Смоктуновского и Александра Калягина.
Когда труппа МХАТ стала настолько большой, что на всех актеров не хватало ролей, Ефремов предложил театр разделить. Так он стал художественным руководителем МХТ имени Чехова. Проработал здесь тридцать лет, до самой смерти.
Личная жизнь
Помимо кино и театра у Олега Николаевича была еще одна страсть – женщины. Под его чары попали многие знаменитые актрисы – Нина Дорошина, Маргарита Куприянова, Анастасия Вертинская, Антонина Елисеева, Ирина Мирошниченко, Ирина Скобцева. Про немой взгляд Ефремова ходили легенды, поговаривали, что ни одна женщина не могла устоять, глядя в его глаза.
Но все романы актера заканчивались также внезапно, как и начинались, потому что ни семью, ни любовные отношения он не ставил на первое место, главной в жизни Ефремова была работа. Иногда он решал остепениться и заводил семью, однако все три брака закончились разводами.
Перовой супругой Ефремова была актриса Лилия Толмачева. Вместе они прожили полгода, но смогли сохранить дружеские отношения, Лиля долгое время оставалась одной из ведущих актрис в «Современнике».
Второй брак был гражданским со сценаристом и педагогом ВГИКа Ириной Мазурук. У пары родилась дочь Настя, она получила образование театрального критика, сейчас является Президентом Благотворительного фонда Олега Ефремова. Дочь Насти Оля пошла по дедушкиным стопам и стала актрисой. Ирина Мазурук после расставания с Ефремовым пыталась покончить жизнь самоубийством, но ее спасли.
В 1962 году Олег Николаевич связал себя узами брака третий раз с актрисой Аллой Покровской. В 1963 году у пары родился сын Михаил (сейчас он актер и театральный режиссер, телевизионный ведущий, Заслуженный артист РФ). У Михаила шестеро детей, старший сын Никита продолжил династию Ефремовых и стал актером. Алла Покровская дольше всех других женщин терпела измены мужа. Прожив с Олегом двенадцать лет, она не выдержала и подала на развод.
Смерть
Удивительный человек Олег Ефремов мог одновременно быть закрытым и искренним, деликатным и сложным. Ненавидел интриги и сплетни, говорил всегда то, что думал, был абсолютно незлопамятным. Постоянно окруженный женским вниманием к концу жизни он остался одиноким волком. Последние годы прожил в квартире на Тверской со своим стареньким папой Николаем Ивановичем.
Медики диагностировали у Ефремова рак легких, он поехал на лечение в Париж, строил планы, думал о новой постановке. А 24 мая 2000 года его не стало. Умер тихо и благородно, как будто заснул, в холодных руках осталась пьеса Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца»…
Добавить комментарий