Наталья Владимировна Варлей (род. 1947) — известная советская актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР. Массовому зрителю известна, прежде всего, по комедии Л. Гайдая «Кавказская пленница», благодаря чему на долгие годы в сознании масс утвердился образ Варлей как комсомолки, спортсменки и красавицы. Всего фильмография актрисы насчитывает свыше шестидесяти киноролей.
Детство актрисы
Наталья Варлей родилась 22 июня 1947 года в румынском городе Констанца. Ее отец Владимир Викторович был профессиональным моряком — капитаном дальнего плавания, прошел всю войну. Часть детских лет будущей актрисы прошли вдалеке от Черного моря на берегах Баренцева моря в Мурманске. Наташа оказалась творчески одаренным ребенком и уже в 4 года попробовала себя в поэзии, хорошо рисовала. Для развития способностей ее отдали в музыкальную школу. Девочка рано научилась читать и сильно полюбила литературу, которая временами становилась единственным убежищем от проблем и неприятностей. За это отец нередко называл свою дочь профессором. Один раз, к удивлению родителей, она без запинок прочла передовую статью в «Правде».
Ахиллесовой пятой юной Натальи было здоровье. Она часто болела и была ослабленной, отставая от сверстников в физическом развитии. Чуть позже это станет одной из причин занятия цирковым искусством, с помощью которого она сможет преодолеть возникшие комплексы.
Цирковая карьера
Актриса вспоминает, что в годы трудного детства, когда многого не хватало, цирк казался символом заоблачного счастья. Рампы света, круглая арена, артисты в красивых костюмах — все это нередко воспринималось как нечто потустороннее.
Семья нередко ездила на отдых в Сочи, где рядом останавливался цирк-шапито. Наташа смотрела на своих сверстников, которые разучивали номера и по-доброму завидовала им. Это мотивировало девочку на усиленные тренировки в цирковой студии, которые позволили ей позднее попасть в цирковое училище. Интересно, что это решение стать профессиональной циркачкой она приняла самостоятельно, так как отец был в дальней командировке, а мать как раз во время поступления в училище отправилась к нему погостить. Позднее родители устроили Наталье настоящую взбучку и выразили уверенность, что физически слабую дочь оттуда вскоре отчислят.
Но Варлей выручила природная гибкость, а также стремление доказать себе и окружающим, что ее рано списывать со счетов.
Окончив училище в 1965 году, Варлей поехала по распределению в Волгоград, а затем пришла работать эквилибристкой в труппу цирка на Цветном бульваре. Она, как дюймовочка, смело парила над сценой, хотя особо не скрывала, что с детства боится высоты. Некоторое время она выступала в одном номере с известнейшим клоуном Л. Енгибаровым. Он был на 12 лет старше и казался человеком другого поколения. Тем не менее Леонид пытался ухаживать, провожал до дома и читал стихи Бодлера. Но этим вызывал еще большие опасения у Натальи, которую пугали взрослые покровители.
Работа в кино
Цирковой партнер Варлей Л. Енгибаров сам не раз снимался в кино и имел в этой среде кое-какие связи. Одним из его хороших знакомых был режиссер Г. Юнгвальд-Хилькевич, посетивший однажды цирк на Цветном бульваре. Он был впечатлен выступлением Натальи и пригласил ее в свой фильм «Формула радуги», где она сыграла эпизодическую роль медсестры. Массовый зритель по этой картине вряд ли смог познакомиться с актерским талантом Натальи, зато ее хорошо разглядела одна из ассистенток Л. Гайдая. Он как раз готовился к съемкам «Кавказской пленницы» и пригласил ее на пробы. Из почти полтысячи претенденток на роль Ниночки, среди которых били сестры Вертинские, Н. Фатеева, режиссер выбрал именно Варлей. Сама актриса объясняет решение Гайдая своей детской непосредственностью, благодаря которой из нее можно было лепить любой образ, в том числе такой, который создал Гайдай.
Премьерный показ кинокомедии состоялся 1 апреля 1967 года. После выхода на экраны фильм стал настоящей классикой, люди его смотрели десятки раз и моментально растащили по цитатам. Наталья Владимировна в одночасье стала знаменитой, за ней ходили толпы поклонников, которые буквально не давали прохода. Ее стали называть первым советским секс-символом, с чем она категорически не согласна. По словам Натальи Владимировны, играя Ниночку, она хотела показать ее красоту и обаяние, а также способность дружить и быть надежным товарищем. Но образ Ниночки сыграл с ней и злую шутку. Как и многие исполнители ярких ролей, она стала заложницей образа правильной комсомолки, от которого избавиться оказалось практически невозможно.
В 1967 году актриса снялась в одном из первых советских фильмов ужасов — «Вий». После роли Панночки ей предрекали различные несчастья, но сама актриса относится к этой ситуации философски: это всего лишь художественный образ. Тем более что и храм был ненастоящий — для съемок на «Мосфильме» специально возвели декорацию. Кроме того, в конце 60-х годов Варлей сыграла Лизу в «12 стульях» Гайдая, хотя изначально планировалась на роль Эллочки-людоедки. В 1971 году вышел фильм «Семь невест ефрейтора Збруева», где любимая многими актриса сыграла Галину Листопад. В период 70-80-х годов Наталья продолжала сниматься, но ярких и заметных ролей оказалось не так много. Среди них можно назвать «Не хочу быть взрослым», «Большой аттракцион» и «Мой папа-идеалист».
В лихие 90-е, когда отечественный кинематограф постиг глубокий кризис, она занялась озвучиванием фильмов. Голосом Натальи говорят многие мировые звезды — К. Денев, В. Кастро, С. Лорен и другие. Сегодня актрису редко встретишь на киноэкранах. От большинства ролей она отказывается, так как это совсем не то, что она ждет. «Я принимаю предложения сердцем», — говорит Наталья Владимировна.
Театральная карьера
В 1968 году, уже будучи известной на всю страну, Варлей поступает в Щукинское училище, дав себе зарок первое время не сниматься в кино. Ее однокурсниками были настоящие звезды советского кино Ю. Богатырев, Н. Гундарева, Л. Филатов, Б. Галкин. Как утверждает Варлей, желание стать профессиональной актрисой у нее возникло после съемок в «Вие», где ее партнером стал Л. Куравлев. Он постоянно объяснял все тонкости исполнения роли и очень помог Наталье реализовать себя.
После окончания вуза Варлей попала в театр им. Станиславского, где маститые актеры приняли ее весьма прохладно. Ничего удивительного — в театр уже 15 лет не приходили молодые актрисы. Пикантность ситуации добавляла беременность Варлей. Впрочем, по согласованию с режиссером она репетировала до последнего, порой превозмогая себя.
Первой значительной театральной работой Натальи стала Роз-Мари Фей в спектакле «Альберт Эйнштейн». После родов возвращаться на сцену было очень трудно, тем более что никакой поддержки со стороны большинства партнеров она не чувствовала. Постоянная режиссерская чехарда (за время ее работы сменилось четыре режиссера) не способствовала здоровой обстановке в коллективе. Однажды Наталья привезла из-за границы красивую кофточку и надела ее в театр. Но после спектакля увидела на ней кем-то прожженную большую дыру.
Во время одного из спектаклей она переволновалась и забыла все слова. Обернувшись к кулисам, актриса увидела ехидные взгляды и улыбки актеров, как будто желавших такого провала. Помог только партнер на сцене, который напомнил первое слово. На зло всем Варлей все-таки вспомнила слова. «Я поняла, что в театре тебя никто не будет поддерживать как в цирке», — утверждает актриса.
Иная стезя
В середине 80-х Варлей получила еще одно образование, окончив Литературный институт. «Наше кино стало загибаться, и мне понадобилась свежая кровь», — объясняла она свое решение. Актриса активно пишет стихи и в соавторстве с композитором Н. Шершнем, выпустила несколько музыкальных дисков. Сегодня у Натальи Владимировны есть немало набросков к книгам прозы, но руки пока до этого не доходят.
Варлей все чаще можно видеть на телеэкране в качестве участницы всевозможных телешоу и передач. Есть у нее и опыт ведущей. В 1999 году она стала вести программу «Домашние хлопоты», выходившую на РТР. А в 2014 году по приглашению Первого канала актриса была ведущей передачи «Дело ваше».
Личная жизнь
Свою первую любовь Славу Шуйдина – партнера по цирковой студии – Варлей помнит до сих пор. Они вместе выступали, а затем поступили в цирковое училище. Их отношения были очень романтичными: молодые люди писали друг другу стихи, а Наталья вела тайный дневник. Но вскоре чувства охладели, а с этим ушла и первая любовь.
Первым супругом Варлей стал популярный актер Николай Бурляев. Но этот ранний брак оказался коротким и несчастливым, так как каждый, прежде всего, занимался своей карьерой. Николай начал работать в «Ленкоме», а Наталья – учиться в «Щуке». К этому добавлялась взаимная ревность, ссоры, и в итоге они решили расстаться. После этого одно время Наталью настойчиво добивался Леонид Филатов, но все сложилось иначе.
В 1971 году Наталья вышла замуж за своего однокурсника Владимира Тихонова, сына звездной четы Н. Мордюковой и В. Тихонова. Он влюбился в Варлей после выхода «Кавказской пленницы», романтично ухаживал и четыре года ночевал на чердаке только для того, чтобы увидеть идущую Наталью. Однако в браке он был очень ревнив и постоянно подозревал супругу в изменах. К тому же у Владимира начались проблемы с алкоголем и наркотиками. Несмотря на рождение сына Василия, Варлей решила расстаться с мужем.
В отличие от предыдущих, третьим супругом актрисы стал малоизвестный широкой публике строитель Владимир, фамилию которого Варлей предпочитает не называть. Они даже венчались, но и это не спасло от расставания. Сегодня она не замужем и пока под венец не собирается. Тем не менее Наталья отмечает, что ей нравятся мужчины помладше, с хорошим чувством юмора.
Второго сына Александра Наталья родила в 1985 году, когда ей было 38 лет. К тому времени актрисе успели поставить страшный для любой женщины диагноз — бесплодие. Но она боролась и верила в лучшее — в итоге так и получилось. Кто отец, Варлей предпочитает не говорить, отмечая, что сын стал «плодом восхитительной, высокой любви».
Добавить комментарий