Биография Муслима Магомаева

Муслим Магомаев
Дата рождения (день и год): 
17.08.1942
Возраст:
82
Место рождения: 
Баку, Азербайджанская ССР
Рост: 
180 см
Вес: 
76 Кг
Знак зодиака: 
Лев
Цвет глаз: 
темно-карий
Семья: 

Жены - Тамара Синявская (1974-2008 гг.), Офелия Магомаева (1960-1961 гг.)
Дочь - Марина Магомаева

Магомаев Муслим Магометович (1942-2008) – азербайджанский, советский и российский певец (баритон), исполнял эстрадные и оперные композиции, композитор. В 1973 году стал Народным артистом СССР.

Рождение и семья

Муслим появился на свет в столице Азербайджана, городе Баку 17 августа 1942 года. Все его предки были настолько тесно связаны с музыкой, что творческий жизненный путь маленького Муслима получился предопределённым с самого рождения.

Его дедушка, Муслим Магомаев-старший, был композитором, пианистом и дирижёром, он превосходно играл на восточной гармони, габое, скрипке, написал такие известные оперы, как «Шах Исмаил» и «Наргиз». В честь знаменитого деда нарекли и маленького Муслима, он стал полным его тёзкой. К сожалению, внук никогда не видел своего дедушку, так как Муслим Магомаев-старший умер от чахотки в 1937 году.

Бабушка Муслима, Байдигюль (её имя переводится с азербайджанского языка как «весенний цветок»), занималась воспитанием внука. Она его очень сильно любила, никогда не наказывала и прощала любые шалости. Муслим бабушку Байдигюль обожал, но очень часто совсем не слушался. Когда она говорила ему что-то важное, он старался поскорее сбежать на улицу к таким же маленьким шалопаям.

Отец Муслима, Магомет Магомаев, человеком был очень одарённым, он нигде не обучался музыке профессионально, при этом прекрасно музицировал на рояле и пел, обладал задушевным приятным голосом. Работал он театральным художником, оформлял спектакли. Магомет прошёл всю войну, погиб за 15 дней до Победы. Маленькому Муслиму долгое время не говорили правду, рассказывали, что папа находится в длительной командировке. О том, что отца нет в живых, Муслим узнал уже в возрасте 10-11 лет.

Муслим Магомаев

Его мама, Айшет Магомаева, была драматической актрисой, имела псевдоним Кинжалова и являлась сталинской стипендиаткой. Дедушка по материнской линии был турок, а бабушка наполовину русская, наполовину адыгейка. Мама родилась и выросла в Майкопе, где и познакомилась с Магометом, приехавшим в город оформлять очередную театральную постановку.

Когда отец ушёл на фронт, мама жила в Баку. После того, как супруг погиб, она вернулась в Майкоп. Мама Муслима предпочла заняться театральной карьерой, уехала сначала в Вышний Волочёк, а потом в Мурманск, где работала в областном драматическом театре. Там она ещё раз вышла замуж, и у Муслима Магомаева появились ещё единокровные сестра Таня и брат Юра. Сам Муслим воспитывался в семье родного дяди (брата отца) Джамала Магомаева.

Детские годы

В раннем детстве у Муслима была пожилая и очень добрая няня – тётя Груня, мальчик чувствовал себя с ней хорошо и уютно. С детских лет осталось воспоминание, как няня пошла в церковь и взяла Муслима с собой. Православный храм запомнился малышу своею пышностью, мерцанием свечей и запахом ладана. Потом в жизни он увидел много разных конфессий, но русская церковь навсегда осталась в его памяти и сердце, как сказочный терем, где живёт добрый Бог.

Перед сном няня Груня рассказывала Муслиму народные добрые сказки. Потом, когда он обучился чтению, сам изучил все произведения Пушкина. Любовь к сказкам прошла с Муслимом с раннего детства через всю жизнь, будучи уже взрослым человеком, он собрал полную коллекцию фильмов Диснея.

После деда в доме остались кларнет, рояль и скрипка. Дядя Джамал понемногу учил мальчика овладевать музыкальными предметами. Но нельзя сказать, чтобы ребёнка постоянно заставляли заниматься музыкой. Он, как и любой нормальный мальчишка, любил поломать игрушку, чтобы изучить её внутренности. В более старшем возрасте увлёкся приключениями, прочитав все произведения Жюля Верна. Обожал мастерить деревянные корабли, а в своей комнате даже устроил целый уголок «Наутилус».

В подростковом возрасте любил всякие затеи, связанные с техникой и особенно с электричеством. Бабушке порой даже страшно было к чему-нибудь прикасаться, чтобы её не ударило током. Все эти увлечения даром не прошли, Муслим Магомаев, став уже взрослым мужчиной и знаменитым певцом, очень многое по дому умел и делал сам.

Муслим Магомаев

Также из детства, помимо любви к сказкам, в нём на всю жизнь остались увлечения. В зрелом возрасте его интересовали всякие электронные игрушки. Когда он увлечённо играл в какую-нибудь компьютерную игру, близкие смотрели на него и говорили: «Мальчишка!» Но Муслим не обижался, он всегда знал: «Если в тебе исчезнет наивное и детское и ты отпустишь это состояние из души, значит, начал стареть…»

А ещё в доме был огромный кованый сундук с тремя замками. Бабушка ключи всегда носила с собой и никогда никому их не давала. Однажды Муслим попытался стянуть ключи, чтобы заглянуть в этот таинственный сундук, но его замыслы во время были раскрыты, бабушка отругала внука и так никто не узнал, что там хранится. Не знали об этом ни дядя Джамал, ни его жена тётя Мура. И лишь когда бабушка умерла, они открыли сундук и увидели там дедушкин концертный фрак, дирижёрскую палочку и ноты. Так бережно и свято бабушка Байдигюль хранила память о своём муже. Позднее в этот самый сундук известный певец складывал письма от своих многочисленных поклонников.

Музыкальное образование

Заниматься музыкой Муслим начал очень рано. Уже в 3-4 года он пытался самостоятельно подбирать мелодии на рояле. Увидев такие способности мальчика, ему наняли учителя. Педагога звали Валентина Купцова, от неё постоянно пахло водкой, а в сумочке всегда лежала бутылка.

Первую мелодию Магомаев сочинил в 5 лет, много позже с поэтом-песенником Анатолием Гороховым они на эту музыку сделали песню «Соловьиный час». Куда больше маленькому мальчику нравилось подбирать собственные мелодии, чем изучать чужие, особенно тяжело ему давался Бах. Всё время было желание спрятать подальше эти ноты и сказать, что они затерялись, от Баха он убегал к мальчишкам во двор. Осознание того, что этот немецкий композитор действительно был гением, пришло гораздо позже.

В 1949 году Муслим начал обучение в элитарной музыкальной школе-десятилетке при Бакинской консерватории. В эту школу принимали только одарённых детей, никакой блат тут не помогал.

Муслим Магомаев

Общеобразовательные предметы не очень нравились Муслиму, с музыкой всё обстояло иначе: он её боготворил. Через год обучения он уже солировал в хоре, в школе изучал основы композиции и фортепиано, а дома прослушивал пластинки с оперными ариями знаменитостей того времени: Энрико Карузо, Титта Руффо, Беньямино Джильи, Маттиа Баттистини.

Невероятный по чистоте и силе голос, а также абсолютный музыкальный слух Муслима заметил профессор консерватории виолончелист Аншелевич В. Ц., он стал заниматься с Магомаевым вокалом, учил его филировать голос.

С 1956 по 1959 годы Муслим обучался в Бакинском музыкальном училище имени Асафа Зейналлы.

Творческий путь

В семье очень переживали, чтобы в подростковом возрасте Муслим не потерял свой божественный голос, поэтому были против его ранних концертов на сцене. Но сам юноша был иного мнения, и в возрасте 15 лет на сцене Дома культуры Бакинских моряков состоялось его первое выступление. Подростковой голосовой ломки Муслиму удалось избежать.

В 1961 году состоялся его дебют в ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа, после чего начался гастрольный тур по Закавказью.

А уже через год он вошёл в состав делегации СССР и отправился в Хельсинки, где после исполнения музыкальной композиции «Бухенвальдский набат» победил на Всемирном фестивале молодёжи и студентов.

В этом же 1962 году в Кремлёвском дворце съездов проходил фестиваль азербайджанского искусства, во время заключительного концерта пел и Муслим. После этого выступления он узнал, что такое всесоюзная слава. Началась эстрадная концертная деятельность, но она не помешала певцу в 1963 году стать солистом Азербайджанского театра оперы и балета. В 1964-1965 годах Муслим стажировался в итальянском городе Милане в театре «Ла Скала».

Муслим Магомаев

Возвратившись из Италии, Магомаев с партнёршей Марией Биешу проехали по крупнейшим городам Советского Союза со спектаклями «Севильский цирюльник» и «Тоска». Вскоре Муслиму предложили войти в труппу Большого театра, но он отказался, так как молодому певцу не хотелось ограничиться лишь оперными выступлениями.

В 1966 и в 1969 годах с оглушительным успехом прошёл гастрольный тур Муслима в Париже, он выступал в известнейшем театре «Олимпия». После этих гастролей директор Парижского театра предложил Магомаеву заключение годового контракта. Певец заинтересовался этим предложением, но получил отказ в Министерстве культуры СССР. В Париже Муслиму даже предложили эмигрировать, но в этом случае отказался он, так как своей жизни вдали от Родины не представлял.

Грампластинки певца расходились многомиллионными тиражами, его репертуар включал в себя помимо эстрадных песен и оперных арий популярные шлягеры зарубежных композиторов и русские романсы. Его международные премии и награды чередовались с отечественными:

  • 1-я премия на Международном фестивале в Сопоте (1969);
  • «Золотой диск» в Каннах на Международном фестивале грамзаписи (1969 и 1970);
  • Народный артист Азербайджанской ССР (1971);
  • Народный артист СССР (1973).

В 1975 году в Азербайджане Муслим создал государственный эстрадно-симфонический оркестр, с которым началась бесконечная череда гастролей. Магомаева хотели видеть и слышать в каждом уголке Советского Союза и далеко за пределами страны. Многотысячные стадионы и концертные площадки собирали его концерты во Франции, Иране, Болгарии, Канаде, Германии, Финляндии, Польши. На протяжении 14 лет Муслим руководил созданным им оркестром.

Муслим Магомаев

В течение нескольких десятилетий без Магомаева не обходился ни один правительственный концерт или праздничная передача на телевидении. Его эстрадные композиции знала и пела вся страна:

  • «Азербайджан»;
  • «Чёртово колесо»;
  • «Бэлла Чао»;
  • «Свадьба»;
  • «Благодарю тебя»;
  • «Огромное небо»;
  • «Верни мне музыку»;
  • «Нам не жить друг без друга»;
  • «Мелодия»;
  • «Лучший город земли»;
  • «Королева красоты»;
  • «Голос Земли».

Личная жизнь

Такой красивый молодой человек, да ещё и с уникальным голосом, пользовался невероятной популярностью среди девушек. Первый раз Муслим женился в 1960 году на своей сокурснице по музыкальному училищу, девушку звали Офелия. У супругов родилась дочь Марина, но вскоре после этого брак распался. Дочка унаследовала от отца музыкальный дар, но в жизни предпочла избрать другую профессию. Сейчас Марина проживает в США, пока был жив Муслим, она поддерживала с отцом тёплые отношения.

Второй супругой Магомаева стала актриса Большого театра Тамара Синявская.

Муслим Магомаев

В 1972 году в Баку проходила декада русского искусства, куда была приглашена молодая актриса Синявская. Здесь и произошло её знакомство с Магомаевым, которое оказалось судьбоносным. Она была замужем и менять что-либо в своей семейной жизни не собиралась, но вопреки здравому смыслу, чувства настолько захватили и Тамару, и Муслима, что они уже не могли представить себе жизни друг без друга. В ноябре 1974 года они поженились и с тех пор были неразлучны.

Семейная жизнь складывалась не всегда гладко, оба были знаменитыми, с сильным характером, редко шли на уступки, но всё-таки не нашли в себе сил, чтобы расстаться и жить врозь. Идиллия наступила уже после того, как Муслим окончил свою концертную деятельность. Вдвоём они часто ездили на отдых в Баку, на место их первой встречи, где наслаждались шашлыками, Каспийским морем и друг другом.

Проживали супруги на подмосковной даче, где разбили потрясающий сад со множеством альпийских горок и растений. Тамара занималась садом, а Муслим любимым делом – писал музыку, делал аранжировки и рисовал.

Смерть

В 1998 году Магомаев прекратил концертную деятельность. Голос был ещё силён, но больших нагрузок не выдерживало сердце. Он ушёл из жизни от ишемической болезни. Это произошло 25 октября 2008 года на руках у супруги. Упокоился великий певец рядом со своим знаменитым дедом в Баку на Аллее почётного захоронения.

Комментарии

Бесподобный , его песни на века !

Добавить комментарий